МААМ-картинки

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования

Никитина Ольга
Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учебное занятие в системе дополнительного образования

1.1. Основные требования к современному занятию…. 4

1.2. Примерная модель занятия…. 4

1.3. Структура различных типов занятий…. 6

1.4. Методы организации занятия в детском творческом объединении … 6

1.5. Формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе… 7

1.6. Подготовка к учебному занятию…. 8

Публикация «Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования» размещена в разделах

2. Анализ учебного занятия…. 10

Литература…. 13

1. УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Основные требования к современному занятию

• Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных, развивающих, воспитательных задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.

• Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

• Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у учащихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.

• Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.

• Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.

• Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

Основные принципы обучения

Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е. Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России :

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);

природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями учащихся);

• последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);

• сознательности и активности;

• наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);

• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;

• заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);

• обеспечение отбираемой информации.

1.2. Примерная модель занятия

Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Педагоги, творчески подходящие к разработке учебных занятий с учетом достижений педагогики, психологии, передового опыта, обеспечивают высокий уровень преподавания по своему предмету.

В целом учебное занятие любого типа можно представить как последовательность следующих этапов:

- организационного,

- проверочного,

- подготовительного,

- основного,

- контрольного,

- итогового.

Рассмотрим их подробнее:

1 этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.

2 этап – проверочный.

Задача: установление пробелов в знаниях и их коррекция. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

3 этап – подготовительный.

Задача: обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия. Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.

4 этап – основной.

Задача определяется в зависимости от цели занятия : усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

• изложение исторических данных по теме занятия;

• устное описание объекта практической работы

• объяснение специальных терминов по теме занятия;

• описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

• правила техники безопасности.

Практическая часть. Упражнение на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу на перенос в сходную ситуацию творческого характера.

Практическая работа разделяется на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.

Педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

Далее обучающиеся приступают к выполнению работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

5 этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня полученных знаний, их коррекция. Выполнение тестовых заданий, различных видов опроса и т. п.

6 этап – итоговый.

Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы. Подведение итогов занятия, формулирование выводов, поощрение детей за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий. Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.

На каждом занятии должно иметь место повторение закрепление знаний и умений посредством их воспроизведения и выполнения заданий на воспроизведение в измененной ситуации. Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием и конкретными задачами.

Основанием для выделения этапов служит структура процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация. Этапы учебного занятия могут быть в различной комбинации или вовсе отсутствовать в зависимости от поставленных педагогом целей.

1.3. Структура различных типов занятий

Тип занятия Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.

• Изложение нового материала.

• Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых знаний • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения полученных знаний • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.

• Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.

• Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

• Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.

• Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.

• Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и навыков • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.

• Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

1.4. Методы организации занятия в детском творческом объединении

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) — по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т. д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже — лекции.

На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры, письменный контроль (проверочная работа, тестирование.

На этапе проверки полученных знаний — зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику. Наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы) : при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Методы обучения на занятии должны соответствовать:

- задачам занятия;

- характеру и содержанию учебного материала;

- уровню знаний, умений и навыков учащихся;

- материальному обеспечению занятия;

- личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

- индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся;

- бюджету времени.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.).

Отбор методов и средств обучения зависит от цели образования, конкретных дидактических задач, содержания обучения и реальных возможностей участников педагогического процесса.

1.5. Формы организации деятельности учащихся в образовательном процессе

Традиционные занятия Нетрадиционные занятия

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Презентация предмета, явления, события, факта.

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Семинар

Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Социадрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т. п.

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. «Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью. Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.

Утренник, праздник т. д.

Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Психологическое занятие

Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

1.6. Подготовка к учебному занятию

При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает :

учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;

• согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;

• определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;

• определяются тип и структура занятия;

• его тема, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу, определяется объем образовательного компонента учебного материала.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс : раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. При составлении плана- конспекта занятия педагог определяет :

- основную цель, и если нужно, дополнительные цели;

- структуру (деление его на части или этапы работы);

- содержание (теоретический и практический материал);

- методы и приемы работы педагога ДО и учащихся, учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;

- формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог - детский коллектив, обучающиеся по группам, индивидуальная работа каждого учащегося, учащийся-учащийся и др.).

Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.

2. АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:

- научности;

- единства требований;

- доступности и оптимальности;

- обратимости;

- объективности и доброжелательности;

- целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога :

- организация занятия;

- дидактическая деятельность педагога;

- воспитывающая деятельность педагога;

- профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

- характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

- состояние документации детского объединения;

- соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы детского объединения на учебный год;

- соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;

- учет уровня работоспособности детей;

- выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

- рациональность использования времени на занятии;

- оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;

- организация ведения документации учащихся.

Качество дидактической деятельности педагога определяют :

- опора на основные принципы дидактики;

- оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

- эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

- объективность оценок их деятельности;

- степень технической оснащенности занятия;

- уровень методического обеспечения занятия;

- оптимальность использования технических средств и методических материалов;

- умелое использование смены видов деятельности;

- обеспечение обратной связи;

- достижение поставленной дидактической цели занятия.

Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют :

- воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;

- опора на основные принципы воспитания;

- решение задач нравственного воспитания;

- эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

- использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;

- формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;

- реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

- обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;

- степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют :

- знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

- его речь;

- педагогическая культура и такт;

- внешний вид педагога на занятии;

- позиция педагога по отношению к учащимся;

- стиль педагогического руководства;

- степень воздействия личности педагога на учащихся.

Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:

- степень их активности и работоспособности на занятии;

- заинтересованность темой и содержанием занятия;

- сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

- выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

- коммуникативная активность детей;

- интеллектуальное развитие учащихся;

- сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;

- организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;

- стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

- внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.

Независимо от направления (профиля) их структура такова:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности:

технические параметры кабинета,

освещенность,

воздушный режим,

мебель,

покрытие пола,

состояние «школьной» доски (при необходимости,

размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,

наличие инструкций по технике безопасности (при необходимости,

состояние рабочих мест (педагога, учащихся,

оснащение и состояние подсобных помещений (при необходимости).

2. Наличие необходимой документации:

- образовательная программа,

- план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год,

- журнал учета работы объединения в системе дополнительного образования детей,

- положение о детском объединении (при необходимости).

3. Наличие необходимых условий для реализации образовательной программы :

а) Материально-технические условия:

- наличие и исправность оборудования (в полном объеме,

- наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,

- наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).

б) Методические условия :

- наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости,

- наличие методических разработок педагога,

- наличие аннотации методических материалов к образовательной программе,

- наличие библиотечки специальной и методической литературы, периодики (в соответствии с профилем деятельности,

- наличие картотеки литературы,

- наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности,

- наличие материалов для углубленного изучения, самостоятельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники, списки литературы, перечни заданий, методические рекомендации и др.

4. Представленность результатов творческой деятельности воспитанников детского объединения и педагога (в любой форме).

а) Сформированность системы оценки результатов реализации образовательной программы : наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мониторингу деятельности детского объединения.

б) Участие педагога дополнительного образования в экспериментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.

в) Оформление кабинета:

- соответствие содержания оформления профилю деятельности детского объединения,

- эстетика оформления (единство стиля,

- озеленение кабинета,

- наличие паспорта кабинета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В. П. Беспалько – М. : Педагогика, 1989. – 190 с.

2. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю. Н. Кулюткин – М. : Просвещение, 1989. – 128 с.

3. Левитан К. М. Личность педагога : становление и развитие. [Текст] / К. М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.

4. Ситник А. П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А. П. Ситник – М. : Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.

5. Фомин А. А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя. // Завуч. – №1. – 2000. с. 59–65

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр» Консультация для родителей: «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр». 1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание,.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Уважаемые коллеги! Предлагаю вам вариант оформления конспекта открытого занятия. 1. Титульный лист: • Пишется полное наименование учреждения.

Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт»Методические рекомендации по проведению аппликации в младшей группе «Самолёт» Цель: учить детей составлять из нескольких готовых деталей изображение. Задачи: закреплять умение аккуратно наклеивать детали, развивать.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Дыхание - важнейший физиологический процесс,.

Методические рекомендации по проведению дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем дыхание можно менять, регулируя его,.

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.

Методические рекомендации по проведению прогулки с повышенной двигательной активностью В последнее время мы все чаще слышим тезисы о модернизации системы образования, о приоритетности повышения эффективности мероприятий, связанных.

Методические рекомендации по проведению сюжетно-игровых физкультурных занятий в ДОУ Сюжетно-игровые занятия являются одной из организационных форм проведения занятий по физической культуре, способствующей воспитанию интереса.

Методические указания по организации и проведению практических занятий профессионального модуля ВВЕДЕНИЕ Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление теоретических знаний.

Рекомендации для педагогов по проведению игрового стретчинга Рекомендации по проведению игрового стретчинга: 1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе. 2. Время проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования
Опубликовано: 20 августа 2018 в 10:55
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования» (включая файлы) размещена пользователем Никитина Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД