Лучший педагог года

Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Елена Никонорова
Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации

«Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

ВВЕДЕНИ

«Игра для дошкольников - способ познания окружающего.

Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения,

изучает растения и животных».

Крупская Н. К.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Публикация «Методические рекомендации „Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Если не уделять внимание тем или иным направлениям, которые наиболее успешно могут быть реализованы именно на конкретном возрастном этапе, то в ближайшем будущем почти неизбежна задержка значимых умений.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

ПРОБЛЕМА: Дети раннего возраста приходят в детский сад, не имея чувственного опыта, плохо развиты сенсорные способности.

ЦЕЛЬ: Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

1. Формировать знания детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, пространственные отношения.

2. Обучить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

Развивающие :

1. Развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

2. Развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

3. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

2. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д

ПРИНЦИПЫ:

1. Принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

3. Принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;

4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ

В соответствии с действующими Федеральными Государственными требованиями (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей познавательных интересов и на интеллектуальное развитие.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : величине, цвете, форме, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается Познание.

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов

Развитие органов чувств у детей 0-3 лети дет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно - познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства-картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным.

Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов : их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.) .

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:

Формирование практических способов ориентировки.

«Поисковая», результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы «взор - рука».

Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.

Формирование восприятия цвета.

Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.

На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).

На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.

На третьем он сам называет тот или иной цвет.

Формирование восприятия формы.

Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.

Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.

Формирование восприятия величины.

Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.

В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.

Формирование восприятия пространственных отношений.

Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)

Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дидактические игры на различение цвета

Игра «Катание цветных шариков»

Цель: различать и называть основные цвета, развивать координацию движений рук.

Материал: воротца 4 цветов (красные, синие, желтые, зелёные) и шарики тех же цветов (по 3 шарика каждого цвета) .

Ход игры : дети сидят на стульях полукругом, воспитатель за детским столом перед ними. Воспитатель приносит 4 цветных воротца, показывает детям, спрашивает, какого они цвета, и ставит в ряд перед детьми. Вызывая детей по очереди, предлагает взять из ящика шарик по своему выбору. Спрашивает: «Наташа, скажи, пожалуйста, какого цвета твой шарик?» - Красный! "- "Правильно, прокати его через красные ворота. Возьми зелёный шарик. Нет, это не зелёный шарик, это синий. Возьми зеленый. Прокати его через зелёные ворота. Теперь возьми синий шарик, правильно, прокати его через синие ворота. Таким образом, воспитатель вызывает ещё несколько человек.

Дидактические игры на различение величины предметов

Игра: «Нанизывание больших и маленьких бус».

Цель: учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: для каждого ребёнка по восемь деревянных бусин двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины 2см, маленькой 1см, тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.

Ход игры : воспитатель показывает детям красивую куклу и поясняет, что она пришла к ним в гости и что- то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, воспитатель предлагает детям тоже здороваться с куклой. Куклу сажает на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Кукла просит сделать для нее красивые бусы. Взрослый берёт вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитку одну за другой. Переходя от одного ребёнка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла ещё много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания. Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании бусинок: сначала большая, затем маленькая, вот так.

Игра "Большая и маленькая куклы"

Цель: различать и называть предметы по величине.

Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

Ход игры : дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать.

Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

Дидактические игры на различение формы предметов

Игра «Что лежит в мешочке»

Цель игры : закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал: набор геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, мешочек с предметами разной формы: ягоды фрукты, овощи (круглой и овальной формы, пуговицы квадратной и треугольной формы, деревянные шарики, яички, баночки, мячики, жёлуди, шишки; маленькие флажки (четырёхугольной и треугольной формы.)

Ход игры : на краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом, мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это - яйцо, оно овальной формы". Кладёт яйцо рядом с геометрической фигурой - овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определённой фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество предметов.

Игра: «Геометрическое лото".

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры : воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.

Дидактические игры на различие качеств.

Игра «Узнай и назови овощи»

Цели:

- закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя;

- продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Содержание игры.

Воспитатель рассматривает картинки, уточняет названия овощей, затем, убрав наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Игра «Назови правильно»

Цель:

- уточнить знания об овощах и фруктах, их качествах (цвет, форма. вкус, запах);

- закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Оборудование: картинки овощей и фруктов.

Содержание игры.

Игра проводится как закрепление игры, организованной на занятии про фрукты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дошкольная педагогика» С. А. Козлова, Т. А. Куликова

2. «Воспитание сенсорной культуры» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина Н. Б. Венгер

3. «Воспитание и обучение детей младшего возраста» Г. Н. Година, Э. Г. Пилюгина

4. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» Л. А. Венгер.

5. «Математика для малышей» Е. В. Сербин.

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей у детей 2–4 лет через дидактические игры и упражнения .

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Введение Ум ребенка находится.

Методические рекомендации по организации обучения игры в шахматы детей дошкольного возраста С чего следует начинать обучение шахматной игре? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием.

Музыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возрастаМузыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство по теме самообразования. Задачи: 1. Изучить научно-методическую.

Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста в дидактических играх Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего.

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» На этапе раннего детства ознакомление со свойствами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 июля 2018 в 20:59
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никонорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД