Получи документы

Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Ойгул Кадырова
Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»

Педагогический проект

«Будем знакомы»

Воспитатель первой квалификационной

категории Кадырова Ойгул Иркиновна

1 младшая группа «Цыплятки»

г. Санкт- Петербург, 2016г.

Проект "Будем знакомы" ГБДОУ детский сад № 154 Адмиралтейского района

Вид проекта : краткосрочный.

Разработчик : воспитатель первой младшей группы Кадырова О. и.

Публикация «Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста „Будем знакомы“» размещена в разделах

Основные участники проекта : дети 1 младшей группы, возраст : 1,7- 2,9 года; родители детей, посещающих 1 младшую группу; воспитатели; медицинская сестра.

Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь

Актуальность

По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60%детей выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения.

Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

Для того чтобы облегчить период адаптации мною был разработан проект «Будем Знакомы».

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

строгий режим дня;

отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

новые требования к поведению;

постоянный контакт со сверстниками;

новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:

знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

подготовительная работа в семье;

выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.

При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:

неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;

сенсорный голод сказывается на развитии мозга.

Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания детей, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка.

При поступлении в детский сад 65% детей старше 2-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь детей, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.

Возраст от 1,7-2,9 лет - считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу с их стороны.

Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития детей раннего возраста. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития.

Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи проекта.

Цель и задачи проекта

проекта :

создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов :

Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

Анкетирование (родителей);

Наблюдения;

Беседа;

Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу педагогического проекта.

Гипотеза

Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия:

процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально;

создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;

оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду;

выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).

Основные направления проекта

Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.

сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.

Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:

элементы телесной терапии (обнять, погладить);

исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

релаксационные игры (песок, вода);

сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;

игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра (термометрия, кожные покровы, зев, стул);

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье (медицинская сестра);

протекание адаптации (медицинская сестра).

Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

1 этап. Подготовительный (организационный) :

изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);

создание методического обеспечения;

создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе;

помещение информации в родительский уголок.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский) :

знакомство с семьей;

ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность:

организованные тематические встречи;

беседы с родителями.

практическая деятельность:

совместные праздники, развлечения;

работа «Горячей линии» для родителей-новичков «Это поможет Вам»;

работа с детьми;

итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День Знакомства».

3этап. Заключительный (результативность).

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста (составила из нескольких этапов) :

прогнозирование адаптации, знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности);

установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:

приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);

ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.)

Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и родителями вадаптационный период. (в соответствии с ФГТ)

Этапы

месяц Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями

Сентябрь

1 этап

Организацион-

ный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек».

2. Ведение адаптационных карт.

3. Организация мини-игровой зоны.

4. Игры с песком и водой.

5. Игры в сухом бассейне.

6. «Познание». Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора.

7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.

8. Сенсорные игры.

9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Диагностика вновь прибывших детей.

«Социализация».

Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).

«Художественное творчество»

-рисование крупой, песком, манкой.

«Физическая культура»

-подвижные игры,

-хороводные игры,

-пальчиковые игры.

«Художественная литература»

-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.

1. Оформление уголка уединения психологической разгрузки.

«Социализация»

2. Модернизация «Уголка ряженья»,

игрового пространства «Семья».

3. Оформление развивающей среды в соответствии с ФГТ.

4. Подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо, театральных кукол.

Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:

-социально-демографический паспорт семьи

-личные дела воспитанников.

Организация выставки с материалами об адаптационном периоде.

Родительская встреча «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Диагностическое обследование.

Анкетирование. Консультации:

а) «Готовим малыша в детский сад»

б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»

в) «Значение режима в сохранении здоровья детей»

г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

д) «Нужен ли ребенку дневной сон»

е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»

Информацион-

ные листы-памятки с кратким материалом.

Организация «Горячей линии».

Октябрь

2 этап

Основной Моторные игры для детей (двигательные)

«Социализация»,

«Коммуникация»

Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:

«Давайте познакомимся», «Игра в гости». Утреннее приветствие.

Беседы, рассматривание предметных картинок.

Цикл непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи, психологическому развитию в интеграции образовательных областей (10) в течение дня через разные формы работы:

Подвижные, дидактические игры.

Подвижные игры с правилами.

Игровые упражнения.

Соревнования.

Сюжетные игры.

Игры с правилами.

Совместные действия.

Игры с предметами.

Театрализованные игры.

Игровые упражнения, развивающие игры.

Самостоятельные игры с любимыми игрушками.

Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением.

«Утро радостных встреч».

Засыпание (колыбельная).

Гимнастика пробуждения.

Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)

Музыкальные игры.

Ситуативные разговоры. Обновления пособий для сенсорной зоны для развития мелкой моторики.

Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «Больница»

Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья».

Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)

Наглядные формы работы с родителями: оформление информационных стендов, тематические выставки методической литературы, статей.

Изготовление игрушек для центра сенсорики.

Изготовление «Цветочной поляны» для центра сенсорики.

Работа

«Горячей линии».

Ноябрь

3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура»,

«Здоровье»

«Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание»,

«Музыка», «Чтение художественной литературы»

Показ настольного театра.

Показ кукольного театра.

«Познание»

Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину).

Внесение дополнительных атрибутов в «Уголок Ряженья».

Внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры. Театр мягкой игрушки.

Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным особенностям.

Итог проектной деятельности : праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства».

Анализ деятельности.

Повторное анкетирование родителей.

Консультации:

«Стиль воспитания в семье, самодиаг-

ностика: «Какой вы родитель».

Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период» для родителей.

Фотовыставка.

Оформление презентации для родителей совместного праздника (дети, родители, воспитатели).

Публикации по теме:

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию воспитателя 1 младшей группы Белышевой Жанны Фёдоровны. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного.

Методическая разработка «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Шемякина М. Е. МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка» Нижний.

Методическая разработка программы для детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок» Методическая разработка детей дошкольного возраста «Здоровый ребенок» ВВЕДЕНИЕ Цель программы: Охрана и укрепление здоровья детей. Совершенствование.

Методическая разработка занятия с использованием пособия для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Сонорики» Методическая разработка для развития речи детей младшего дошкольного возраста «Сонорики» Проблема развития речи детей младшего дошкольного.

Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники аппликации.

Методическая разработка беседы о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня Беседы - наиболее распространенные.

Методическая разработка экологического проекта во второй группе раннего возраста «Грибы» Тип проекта: познавательно-игровой Актуальность Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей.

Методическая разработка родительского собрания «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Форма проведения: традиционное собрание. Цель: воспитание культуры поведения у дошкольников. Задачи: актуализировать понятие «культура поведения»,.

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Урень Нижегородской области Методическая разработка.

Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 20:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка проекта по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы»» (включая файлы) размещена пользователем Ойгул Кадырова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД