Лучший педагог года

Конспект мастер-класса «Работа с материалами практической жизни по системе М. Монтессори»

Лисицкая Марина
Конспект мастер-класса «Работа с материалами практической жизни по системе М. Монтессори»

Цель:

Формирование практических навыков организации образовательной деятельности воспитателей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

1. Сформировать представление о возможностях использования практических навыков при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

2. Вызвать у участников мастер – класса интерес к использованию практических навыков о системе М. Монтессори.

3. Развивать творческую активность педагогов.

Публикация «Конспект мастер-класса „Работа с материалами практической жизни по системе М, Монтессори“» размещена в разделах

В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними.

В повседневной жизни мы используем мышцы пальцев и рук постоянно, когда:

• - завязываем шнурки

• - застегиваем пуговицы, застежки, молнию

• - рисуем и раскрашиваем

• - пишем

• - разрезаем ножницами

• - открываем замки

• - переворачиваем страницы

• - пользуемся отверткой

• - стираем и гладим белье.

С этой целью были разработаны упражнения в практической жизни.

Монтессори подбирала упражнения в практической жизни, часть которых произошли из повседневных домашних дел. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены такие упражнения как: переливание воды, пересыпание руками и ложкой, подметание пола, мытье посуды, завязывание бантов и так далее.

В ходе выполнения упражнений в практической жизни, за деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увеличением независимости растет уверенность в себе. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для старшего ребенка будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.

Зона упражнений в практической жизни

это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов.

В этой группе находятся материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе.

К ним относятся рамки с различными видами застежек: пуговицами, молнией, с бантами, кнопками, липучкой.

Материал для мытья рук, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи — чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола.

Материалы, позволяющие ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами.

• Все предметы в среде, не игрушечными, а настоящие.

• В Монтессори группе дети живут не понарошку, а всерьез.

• Реальная деятельность позволяет ребенку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе.

При играх малыша с мелкими предметами – крупой, бусинами, мозаикой - обязательно должен присутствовать взрослый. Родители обычно хорошо знают своих детей, и способны оценить, потянет ли малыш в рот всякую всячину.

Однако если размер предметов вас все-таки беспокоит, то подождите с мелочевкой до трех лет. Пусть ребенок трогает шишки, камушки, крупную чистую гальку, ракушки и палочки. Отличными объектами для «манипулятора» являются матрешка, деревянные пирамидки, кубики.

Практическая часть

Сегодня я хотела бы познакомить вас с материалами практической жизни, которые стоят у нас в развивающей среде и дети работают с ним самостоятельно.

«Разноцветные камни»

Упражнения с этим набором позволяют совершенствовать мелкую моторику ребенка, улучшают его зрительную память. Ребенок работает по самостоятельно выбранным правилам или по заданной схеме.

Материал :

На подносе 3 вида камней в керамических блюдцах, разных по цвету, размеру, форме. Салфетки прошиты для выкладывания, схемы для составления узора из камней.

Воспитатель приносит поднос с камнями на стол. При этом он показывает ребенку, как можно нести поднос, ставит его на место для работы. Воспитатель берет первый вид камней, разворачивает салфетку с разметкой для выкладывания камней и, начиная с самых больших камней, воспитатель выстраивает ряд сверху вниз или с лева на право, следующий ряд камни меньшие по размеру, также выстраиваются сверху вниз или с лева на право и маленькие камни. При этом воспитатель сравнивает камни, сопоставляя их, друг с другом. Одним пальцем он проводит по ряду камней, подчеркивая их расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок повторяет упражнение. Подобным образом осуществляется работа со всеми камнями.

Дальнейшие упражнения:

- упорядочить по цвету;

- выложить камни по схеме для узора;

- выложить из камней какой-либо узор;

- выложить камни в два ряда и сравнить на количество;

- выложить геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг)

«Тонет… не тонет».

Материал

На подносе стоит миска с водой. Чашка в которой сложены различные мелкие предметы: камешки, бусинки, ватные диски, шишки, мячики, перышки. Три блюдца. На каждом блюдце приклеена метка, обозначающая свойство предмета плавать в воде, тонуть или тонуть после намокания. Салфетка.

Работа с материалом

Ребенок ставит поднос с материалом на стол перед собой. Опускает в миску с водой один за другим все предметы, вынимая их из чашки. Он наблюдает - тонет предмет или не тонет. Затем вынимает предмет из воды и кладет в соответствующее блюдце. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по блюдцам. После этого ребенок вытирает руки, перекладывает предметы в чашку и ставит весь материал на место.

«Смешивание акварели».

Материал

Несколько пробирок в стойке. Четыре баночки с основными цветами: красным, желтым, синим, белым. Пипетки. Все это на подносе. Губка, салфетки.

Работа с материалом

Ребенок ставит поднос с материалом перед собой на стол. Он берет пипетку, набирает одну из данных красок и капает несколько капель в первую пробирку. Затем таким же образом он добавляет туда несколько капель другой краски. Встряхивает пробирку и видит, что она изменила цвет.

«Волшебное сито».

Материал

Поднос, 1 пиала с манкой и мелкими предметами (бусинами, шариками, 1 пиала с пшеном и манкой, 2 пустые пиалы, сито, пластмассовая ложка, щетка сметка.

Работа с материалом

Сказать - Бусинки потерялись, мы будем их искать.

Посмотри, как пользоваться ситом: его надо держать в левой руке, а правой насыпать ложкой манку в сито и аккуратно просеивать. Оставшиеся в сите бусинки надо аккуратно пересыпать в пиалу.

Сказать: В пиале перемешаны пшено и манка.

«Как выбрать отсюда все пшено? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!»

Берем сито левой рукой, а правой насыпаем ложкой перемешанную манку и пшено. Оставшееся в сите пшено аккуратно пересыпаем в пиалу.

Проверить поднос.

Рассыпавшиеся зернышки поднять тремя пальцами и собрать в тарелку.

Рассыпавшуюся манку собрать щеткой сметкой.

«Свою независимость – телесную и духовную – ребенок ищет в труде. Его не волнует, что знают другие: он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью. Деятельность – это форма существования жизни. И если мы попытаемся остановить ее в человеке, то станем причиной дегенерации личности».

(Мария Монтессори)

А, сейчас я вам предлагаю оценить мой мастер класс. Если вам понравилось и вы будете использовать эти материалы в своей работе, то пусть это солнышко засияет своими лучами. Если же вам совсем не понравилось, то тучка и капли дождя.

Публикации по теме:

Административная контрольная работа по биологии «Организменный уровень жизни» для 11 класса Спецификация административной контрольной работы учащихся 11 класса по биологии 1. Назначение работы Работа предназначена для проведения.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Конспект познавательно-практической деятельности «Приготовление винегрета»Конспект познавательно-практической деятельности «Приготовление винегрета» Конспект познавательно – практической совместной деятельности в подготовительной группе «Приготовление винегрета» Цель: Формирование.

Мастер-класс по пластилинографии с природными материалами «Волшебный цветок»Мастер-класс по пластилинографии с природными материалами «Волшебный цветок» Осень прекрасная пора для занятий творчеством. Природа сама дает готовые варианты для создания красоты. Дети это чувствуют и с удовольствием.

Нетрадиционная техника рисования «отпечаток листьев на бумаге»: работа с природными материалами. Композиция «Осенняя берёзка»Нетрадиционная техника рисования «отпечаток листьев на бумаге»: работа с природными материалами. Композиция «Осенняя берёзка» Нетрадиционная техника рисования «отпечаток листьев на бумаге»: работа с природными материалами Занятие по программе «Красота своими руками».

Конспект НОД по аппликации с природными материалами «Букет для мамы»Конспект НОД по аппликации с природными материалами «Букет для мамы» Цель: развитие художественно – творческих способностей у детей. Задачи: учить детей создавать красивые композиции из природного материала;.

НОД по работе с природными материалами «Осенние листья в вазе». Коллективная работа детейНОД по работе с природными материалами «Осенние листья в вазе». Коллективная работа детей Осенние листья для поделок мы вместе с детьми собирали во время наблюдений на прогулке. Рассматривая яркие осенние листья, напоминали.

Конспект урока по технологии для 1 класса «Работа с бумагой в технике торцевания «Гриб-Мухомор» План конспекта урока по технологии для 1 класса. Фаркова Ю. Е. Тема: Работа с бумагой. В технике торцевания «Гриб-Мухомор» Тип урока: урок.

Работа с различными материалами. Пластилинография и ватаРабота с различными материалами. Пластилинография и вата Продолжаем совершенствовать технику работы с пластилином. Часто случается так,что некоторые материалы лежат в шкафах мертвым грузом.

Сценарий агитбригады 7 класса «Мы за здоровый образ жизни» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение средняя общеобразовательная школа № 5 Сценарий агитбригады 7 класса «Мы за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Работа с материалами практической жизни по системе М. Монтессори»
Опубликовано: 26 октября 2021 в 22:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Работа с материалами практической жизни по системе М. Монтессори»» (включая файлы) размещена пользователем Лисицкая Марина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД