Лучший педагог года

Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми (7 фото)

Расуля Исхакова
Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми

Скажу вам без кокетства:

Мы все с планеты детства.

Там весело смеются,

Рисуют и поют.

Неважно кто ты, где ты.

Мы все с одной планеты,

Где маленькое счастье

Бесплатно раздают.

(Виктор Вин «Планета детства»)

У каждого из нас есть воспоминания, которые мы пронесли сквозь года из Планеты Детства. Одним из моих самых ярких воспоминаний - это о том, как папа нас учил складывать из газетной бумаги козью ножку, штанишки, кораблики, самолетики. На тот момент мне было лет пять, но эти увлекательные занятия оставили неизгладимое впечатление в моем сердце и памяти на всю жизнь. Поразило, что спустя многие десятилетия я без труда смогла вспомнить все в точности и воспроизвести все фигурки, которым меня в детстве обучал папа.

Публикация «Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми» размещена в разделах

В последнее время в группах детского сада имеет тенденцию к увеличению количество гиперактивных детей, которые являются так называемыми дезорганизаторами, нарушающими дисциплину. Во время занятий они выкрикивают невпопад, крутятся, ерзают, не могут выполнить задание до конца, обижаются, если их не спрашивают. Они создают дополнительные трудности в работе логопеда, потому что очень подвижны, вспыльчивы и раздражительны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют предметы, ненароком толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя, приходиться постоянно повышать на него голос.

В работе с гиперактивными детьми главное понимать, что это не проявления характера. Этим детям трудно сдерживать свое внимание. Нужно помнить, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это. А постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшают его поведения, а способствуют развитию конфликтов и впоследствии формированию у ребенка отрицательных черт характера. Каждый педагог понимает, что ребенок – это целый мир со своими проблемами, эмоциональными реакциями, особенностями психики. Как считает премьер-министр Д. Медведев, стандарт дошкольного образования должен быть нацелен на развитие коммуникативных навыков у детей, которые помогут каждому сложиться как личности. И эта позиция понятна, так как именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями. Детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в дошкольный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его дальнейшее развитие. Поэтому работа с гиперактивными детьми требует особого внимания.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. По мнению Л. С. Выготского, желаемый результат в логопедической работе - выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Логопед наблюдает, делает пробы, таким образом, измеряя актуальный уровень развития ребёнка предполагаемый потенциальный, с учётом Зоны Ближайшего Развития. На основании этого, вспоминая свои увлекательные занятия с отцом в детстве, я решила включить в коррекционную работу с детьми-логопатами занятия оригами в качестве одного из приемов работы с гиперактивными детьми.

Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми

Оригамиискусство складывания фигурок из бумаги: птиц, зверей, лодочек и всего чего захочешь. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. Как показала практика, включение в коррекционную работу оригами было удачным решением. Во-первых, искусство оригами позволяет решить одновременно множество разных задач:

- развивает абстрактное и образное мышление,

- развивает воображение и фантазию,

- снижает уровень тревожности и агрессивности,

- развивает чувство цвета, языковое чутье,

- развивает мелкую моторику пальцев рук,

- развивает различные виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную; ассоциативную и логическую,

- знакомит детей с основными геометрическими формами,

- формирует эстетический вкус,

- совершенствует речь детей,

- развивает умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условиям, по операционным картам,

- развивает конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка,

- способствует концентрации внимания,

- развивает способность детей длительное время сохранять одну позу за столом.

Фото №1 Скажу вам без кокетства Мы все с планеты детства

Во-вторых, подобные занятия эффективнее, чем обычное заучивание материала. У дошкольников доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память: ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Поэтому в своих занятиях с логопатами я не даю ребенку установку «запомнить» и «учить». Он просто смотрит, слушает, представляет и играет. А если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому в моей памяти свежи воспоминания о занятиях оригами в детстве.

В-третьих, оригами делает образовательный процесс незаметным для ребенка. Это в свою очередь позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства детей в процессе обучения.

В дошкольном возрасте ярко выражена познавательная деятельность детей: ребенок начинает учиться отделять одну задачу от другой. Кроме того, в этот период идет интенсивное формирование приемов запоминания. Благодаря использованию оригами идет активное развитие запоминания, ведь для того, чтобы фигура получилась необходимо правильно запомнить и выполнить определенную последовательность действий.

Благодаря оригами также происходит усиленное формирование пространственного мышления (из плоского листа бумаги получается объемная модель).

Фото №2 Там весело смеются Рисуют и поют

Надо сказать о том, что занятия проходят не просто в форме «сложи фигуру». Оригами в моей работе с детьми – это один из способов попасть в волшебный мир фантазии и воображения. Несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Многие фигурки как бы оживают, машут крыльями, топают ножками.

Приведу один из примеров использования оригами в процессе работы с логопатами. Детям раздается желтый квадрат из цветной бумаги. Обязательно обсуждается его цвет, форма, материал. После чего я тихим таинственным голосом предлагаю: «Ребята, а вы хотите попасть в волшебную страну?». Безусловно, дети соглашаются и, затаив дыхание, ждут продолжения: «Для этого мы с вами должны сложить фигуру из желтого квадрата и узнать, что же у нас получится. Но сначала нужно произнести волшебные слова: кручу - верчу, в Волшебный мир попасть хочу».

Начинаем складывать, попутно вспоминая, что бумага - материал очень непрочный: легко мнётся и рвётся, поэтому работать с ним надо очень аккуратно. Логопаты с удовольствием выполняют все действия за мной. В процессе складывания (создания фигуры) проговариваются используемые геометрические формы (например, «берем квадрат», «получился треугольник» и др.).

Живое детское воображение позволяет логопатам верить в то, что мы действительно попадем в интереснейший волшебный мир. Занятие проходит в атмосфере таинственности и загадочности. Дети, соблюдая дисциплину, старательно спокойно выполняют мои указания. А все потому, что боятся нарушить волшебный ритуал. После всех манипуляций с бумагой в итоге получается фигура рыбки. Мы все вместе рассматриваем получившуюся «рыбку», обсуждаем ее: называем части тела, вспоминаем где рыбы живут / обитают, как они перемещаются (плавают).

Фото №3 Неважно кто ты где ты

Но чтобы не обмануть ожидания детей (ведь мы хотели попасть в Волшебный мир) в конце занятия все тем же загадочным голосом нужно сообщить детям: «Ребята, а вы знаете, что это за рыбка? Мы же в волшебной стране и рыбка наша не простая, а золотая. Она исполняет желания. Вы можете взять с собой свою рыбку. И каждый раз, когда вы будете шепотом говорить ей о своем добром и хорошем желании, оно исполнится». Дети уходят с занятия изумленные, бережно держа своих волшебных рыбок. Но для чего это нужно? Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия - это возможность восстановить свое душевное состояние. Каждому из нас, а детям, быть может, и больше, нужна свобода в собственных мыслях. Фантазия помогает ребенку освободиться от постоянного контроля и вмешательства извне. И мы должны быть чуткими, понимая, что иногда им надо побыть наедине с собой, погрузившись в собственные мысли.

На занятиях с использованием оригами гиперактивные дети находят в себе силы сконцентрировать свое внимание до конца, проявляя при этом учебную активность и повышенную заинтересованность. Такое занятие насыщено самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Все дети уходят в хорошем настроении, бодрые, но при этом спокойные, с уверенностью, что мы просто играли.

Видя поделки, как правило, родители присоединяются к своим детям: вместе начинают увлекаться искусством оригами, находят новые схемы, пробуют самостоятельно изготовить дома разные фигуры.

Фото №4 Мы все с одной планеты Где маленькое счастье Бесплатно раздают

Этот факт меня всегда радовал, потому что только тесный контакт логопеда, ребенка и его родителей способствует не только устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, но и полноценному развитию ребенка в целом. Поэтому для родителей логопатов проводятся консультации, «пятиминутки» и мастер-классы по изготовлению фигур посредством оригами.

Фото №5 Виктор Вин Планета детства У каждого из нас есть воспоминания которые мы пронесли сквозь года из Планеты Детства

Основываясь на результатах проведения опытно-экспериментальной работы по использованию оригами в коррекционной работе можно с уверенностью утверждать, что применение указанного приема в процессе обучения, и в частности – на этапе повторения знаний, не только обосновано, но и необходимо с целью большей эффективности усвоения знаний логопатами, повышения количества и качества подготовленности дошкольников.

Фото №6 Одним из моих самых ярких воспоминаний это о том как папа нас учил складывать из газетной бумаги козью ножку штанишки кораблики самолетики

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым еще не удавалось никому, но описанный прием позволяет создать у ребенка дополнительную мотивацию на овладение своим поведением. В результате у гиперактивных детей появляется способность к усидчивости, внимательной работе, к сдерживанию собственных импульсивных желаний. И в конечном итоге, это приводит к успеху не только в дошкольном учреждении в учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Космическая игра для детей младшего возраста. Космическая игра для детей младшего возраста. (игра малой подвижности) Игра может проводиться под музыкальное сопровождение или под звуки.

Экология — Моя зеленая планета (сказка) Как планета стала зеленой. Далеко-далеко в большом космосе жили планеты, и были они невеселые на вид, не было на них ни деревьев, ни травки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 10:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оригами в коррекционной работе с гиперактивными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Расуля Исхакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД