Папки-передвижки

Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»

Светлана Прэдэ
Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»

Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта

Пояснительная записка:

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.

Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.

Публикация «Краткосрочный проект „Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта“» размещена в разделах

В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.

Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.

И очень хочется, чтобы наши дети переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить этот чудный и красивый край, в котором они живут. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания детей являлись забота о сохранении, укреплении и развитии национальных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта

Актуальность:

Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот югорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Постановка проблемы:

Опыт работы показал, что у воспитанников старшего и подготовительного возраста недостаточно сформированы знания о родном крае Ханты - мансийском автономном округе, о коренных жителях ханты и манси, их культуре и традициях. А чтобы дети могли намного глубже узнать о народах хантов и манси, мы решили разработать проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта», а для закрепления знания о народах ханты, параллельно с детьми создавали Лепбук: «Ханты-быт и традиции» это и будет наглядный продукт нашего проекта.

Ожидаемые результаты:

- К моменту окончания проекта у детей сформируются представления о богатстве культурных традиций народов ханты и манси

- Проявится интерес к самобытной культуре народов ханты и манси.

- Будет изготовлен Лепбук: «Ханты-быт и традиции»

-Участие родителей в реализации проекта, заинтересованность их в совместной с детьми поисково-познавательной и творческой деятельности.

Новизна проекта :

Комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Ханты-быт и традиции», тесное сотрудничество с центральной детской - юношеской библиотекой, муниципальным автономным учреждением «Экоцентр».

Паспорт проекта :

Тип проекта : познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети, родители Центральная детско-юношеская библиотека, Муниципальное автономное учреждение «Экоцентр».

Продолжительность проекта : Краткосрочный (октябрь-четыре недели).

Охваченные образовательные области:

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Цель:

Создать условия для патриотического и духовно-нравственного ю. старшего дошкольного возраста посредством изучения культуры коренных народов родного края ХМАО-Югры.

Задачи:

- продолжать формировать представление детей о коренном народе Ханты – Мансийского автономного округа, его традициях, культуре и особенностях быта, через проектную деятельность с созданием лэпбука: «Ханты-быт и традиции»;

-развивать интерес к жизни народов Ханты и Манси, их обычаям, быте, традициям;

-продолжать формировать знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве, о устном народным творчестве;

-развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками, речь детей в различных формах и видах детской деятельности;

-закреплять умения внимательно воспринимать полезную информацию;

-воспитывать уважение к представителям народов ханты и манси, к их традициям, любовь к «малой Родине» Югре.

Проект реализуется поэтапно. Каждый этап включает совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников, с социальными партнерами.

Этапы реализации проекта :

1 этап - Подготовительный:

- определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.

- разработка и согласование плана с Центральной детско-юношеской библиотекой с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» на 2020 учебный год

- создание и пополнение дидактическими материалами лэпбука: «Ханты-быт и традиции»

2 этап - Практический:

Практический этап заключается в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта :

-циклы тематических СД;

-совместные с родителями развлечения, мастер – классы;

-досуговая деятельность;

-экскурсии;

-продуктивная деятельность.

-с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» : Посещение выставки «Малый город - большая история»,

-Экскурсия в МАУ «Экоцентр» «Культура и быт коренных, малочисленных народов Западной Сибири».

Реализация проекта обусловлена совместной деятельностью взрослых и детей. Педагогом создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - тематические досуги «Мой родной край», «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», рассказы детям о животном, растительном мире нашего края ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

На данном этапе ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, об окружающих его людях.

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, составление мини-рассказов о семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, выставки детских рисунков и поделок, создание мини музея, знакомство с одеждой народов ханты и манси, знакомство с орнаментами и узорами Хантов, разучивание народных песен и элементов танца. ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»).

3 этап - Заключительный:

- Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества.

- Открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси».

- Презентация ( лэпбука: «Ханты-быт и традиции») в рамках педагогического сообщества.

План работы по реализации проекта

Направления проекта реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей, с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» тесно взаимосвязанные между собой и взаимодополняющие друг друга.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Задачи (1) Формы реализации (2)

Октябрь-1 неделя

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить характер и содержание представлений детей о коренном народе ХМАО;

3. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

4. Постановка цели и задач;

5. Анкетирование родителей по теме

6. Разработать и согласовать план с Центральной детско-юношеской библиотекой, с муниципальным автономным учреждением «Экоцентр» на 2020 учебный год

7. Разработать учебно - методическое сопровождение к проекту;

8. Разработать методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с коренными народами округа.

9. - методическая литература;

-перспективный план по работе с детьми и родителями;

-анкета «С любовью к малой родине -ХМАО Югре» (приложение 7)

-консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Ханты –кто вы (приложение 8)

-конспекты бесед (приложение 1)

-конспекты досугов (приложение 5,6)

Практический этап ( пополнение кармашка лэпбука: «Ханты-быт и традиции»)

Октябрь-2 -3 неделя Формы работы с детьми:

1 2

1. Организовать и провести работу над реализацией проекта в соответствии с календарно-тематическим планом, включающим в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей с участием родителей воспитанников

2. Организовать выставку к фотоколлажу «Ханты-быт и традиции»

4. Презентация лэпбука: «Ханты-быт и традиции» в рамках педагогического сообщества.

-беседа «История возникновения народов ханты», «Быт коренных народов Севера»

«Брак и семья», «Жилище Домашняя утварь», «Одежда», «Ханты-быт и традиции», «Национальное блюдо», «Охота», «Рыболовство», «Оленеводство», «Средства передвижения», «Музыкальные инструменты» (приложение 1)

-подборка игр народов Ханты и Манси (приложение 2)

-«Традиции народов Ханты» (приложение 3)

-«Праздники народов Ханты» (приложение 4)

-создание настольной игры: «Составь орнамент»

-разрезные картинки «Собери и назови»

-лото «Одежда и быт», «Собери по изображению»

-создание дидактической игры «Занятие хантов»

- создание дидактической игры «Орнаменты народов Ханты»

-подборка дидактических и словесных игр «Кто что делает?», «Опиши, а мы узнаем»,

-чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

-чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка);

-просмотр презентаций «Коренные жители – ханты и манси», «Природа родного края», «Об истории праздников ханты и манси», «О народном декоративно – прикладном искусстве коренных жителей», «Одежда народов Ханты и Манси», «Дом народов Севера», «Национальный музыкальный инструмент», «Национальные праздники»,

-Рисование: «Орнаменты и узоры одежды Хантов»; «Украшение хантыйской утвари орнаментом»;

-аппликация: «Чум», «Девочка в малице и кисах»

-чтение хантыйской сказки «Мышка»;

-постановка и драматизация сказки «Мышка»;

-слушание музыки народов Севера и разучивание песни

-творческая мастерская: Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла» (приложение 6)

-досуг «Коренные жители ХМАО» (приложение 5)

-создание альбома детского творчества «Народы ханты и манси»

-разрезные картинки «Устное творчество народов Ханты»

-экскурсия в Детско-юношескую библиотеку (знакомство «Знакомство с бытом и традициями народов Ханты)

- экскурсия в муниципальное автономное учреждение «Экоцентр»

«Культура и быт коренных, малочисленных народов ХМАО»

- виртуальная экскурсия «Путешествие по родному городу», приуроченная к Дню рождения ХМАО-Югры

- совместная подготовка фотоколлажа «Ханты-быт и традиции»

Заключительный этап

Октябрь-4 неделя

1 2

-уточнение и формулирование выводов, выявление перспективы последующего развития проекта;

-открытие выставки детских творческих работ «Народное искусство своими руками по мотивам народов Ханты и Манси»

-Презентация лэпбука: «Ханты-быт и традиции» на сайте ДОУ в разделе методическая копилка.

Формы работы с родителями:

• оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

привлечение родителей к пополнению Центра краеведения альбомами: «Животный и растительный мир ХМАО», «Промыслы ХМАО», «История ХМАО», «Игры народов ханты и манси», «Орнаменты»

• анкета «С любовью к малой родине -ХМАО Югре» (приложение 7)

• консультации для родителей «Орнаменты Ханты и Манси», «Ханты –кто вы (приложение 8)

• участие родителей в подборке фотографий к фотовыставке «Мы дети Югры»

участие родителей в пополнении информации в кармашки лэпбука: «Ханты-быт и традиции»

• совместная подготовка фотоколлажа «Ханты-быт и традиции»

Ресурсное обеспечение проекта :

Информационное: - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет - ресурсы;

Материально-техническое:

аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре, художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

Заключение

Совместная деятельность с родителями воспитанников способствовала заинтересованности и проявлению активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

А самое главное дети совместно со взрослыми создавали лэпбук: «Ханты-быт и традиции», таким образом реализация данного проекта позволила максимально обогатить знания и представления воспитанников о родном крае, о коренных жителях - народах ханты и манси, о традициях, быте, о природных богатствах ХМАО.

Список литературы:

1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск «Средне-Уральское книжное издательство», 1977.

2. Гаврилова О. Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург «СВ – 96», 2001.

3. Грасмик А. Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.

4. «Мир животных и растений Югры». «Сократ» Екатеринбург, 2009.

5. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». - Ханты-Мансийск : ГП «Полиграфист», 2004.

6. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008.

7. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск : 2000 г.

8. Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

9. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

10. Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск : 2002 г.

11. Интернет ресурсы:

- Xant.net.ru/

- Ru/Wikipedia.org/wiki/Ханты

- https://infourok.ru/material.html?mid=98576 Коренные народы ханты и манси.

- goturist Народ ханты.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси»Дидактическая игра «Модельер. Одежда для народов ханты и манси» Возраст: 3 – 5 лет. Задачи: закрепить умение называть цвета, части верхней одежды. Учить детей различать простые виды орнамента народов.

Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции»Фотоотчет о результатах взаимодействия с родителями по окончании двух тематических недель «Народная культура и традиции» "Народная культура и традиции" - очень важная тема. С детства малышам необходимо прививать любовь к Родине и знакомить детей с ее традициями.

Календарно-тематическое планирование тематической недели «Народная культура и традиции» в старшей группе Календарно-тематическое планирование тематической недели "Народная культура и традиции" в старшей группе. День недели: Понедельник I половина.

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование недели «Народная культура и традиции» в подготовительной группе Тема «Народная культура и традиции» с 18. 03.2019г по 22.03.2019г Цель: Расширять представления о разнообразии народного искусства (устного,.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности»Краткосрочный проект «Апельсин и его особенности» Образ. область:худ. -эстетическое развитие,физ. развитие. Цель:формировать умение решать проблемные ситуации через позновательно -исслел. деятельность.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря»Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря» Мы часто слышим о том, что понятие патриотического воспитания тесно связано с изучение народной культуры, традиций, образа жизни людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»
Опубликовано: 10 октября 2021 в 05:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный проект «Ханты и Манси, их традиции, культура и особенности быта»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Прэдэ в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД