Лучший педагог года

Коррекция девиантного поведения подростков

Елена Корсакова
Коррекция девиантного поведения подростков

Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков

При предупреждении отклоняющегося поведения, по мнению А. Е. Личко, В. В. Ковалева, нужно направлять работу на факторы, причины приводящие к возникновению и развитию типа акцентуации характера, которые влияют на возможные отклонения в поведении.

Выделяют два вида факторов:

Публикация «Коррекция девиантного поведения подростков» размещена в разделах

- биологические (неблагоприятная наследственность; органические повреждения головного мозга; «пубертатный кризис», обусловленный неравномерностью развития сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, отягощенный физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной системы);

- к социально-психологическим факторам следует отнести (нарушения воспитания подростка в семье; школьная дезадаптация; подростковый кризис – это пик «переходного периода от детства к взрослости»; психическая травма спровоцированная различными обстоятельствами: конфликты с родителями, с друзьями, переживание семейных разладов и т. п.).

Психолого-педагогическое предупреждение – это система профилактических мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.

Профилактика девиантного поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.

Особое значение среди факторов, влияющих на формирование «трудных» подростков, имеет окружающая подростка микросреда, и в первую очередь неблагополучная семья. В настоящее время принято различать следующие типы неблагополучных семей.

1. Конфликтная семья – постоянно или переодически происходят скандалы, царит атмосфера взаимного неуважения, придирок, нередко дело доходит до рукоприкладства.

2. Алкогольная семья – один или оба родителя чрезмерно употребляют алкоголь.

3. Наркотическая семья – это семья, в которой один или оба родителя принимают наркотики. В результате этого ребенок предоставлен сам себе, прогуливает школу, бродяжничает, совершает правонарушения, а нередко сам начинает употреблять психоактивные вещества (клей «Момент», лак по дереву, бензин, растворители и др.) и наркотики.

4. Криминальные семьи – родители (один из родителей) либо братья, сестры и другие родственники, проживающие с несовершеннолетними, отбывают или отбывали наказание в местах лишения свободы. Родители часто привлекают детей к криминальным действиям: ему якобы ничего не будет, так как он несовершеннолетний.

5. Асоциально-аморальные - семьи отличающиеся антиобщественными установками и ориентациями (родители не работают, не учатся, бродяжничают, устраивают на квартире притоны, меняют сожителей, не занимаются воспитанием и социализацией детей).Несовершеннолетним выходцам из данных семей некогда посещать школу, они заняты решением недетских проблем – во что одеться, что поесть и т. д.

6. Педагогически не состоятельные – семьи в которых утрачено влияние родителей на детей в силу психологических причин, либо по причине незнания детской психологии.

7. Семьи с психически больными родителями. Как правило наблюдается чрезмерно жестокое обращение к детям.

Очень часто в моей практике наблюдаются семьи, где сочетаются два или три типа одновременно. Например, алкогольная семья, так же является асоциально-аморальной и педагогически несостоятельной. Дети из таких семей составляют большинство.

Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляет собой неформальная группа с асоциальными и антисоциальными тенденциями.

Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. На определенном этапе формирования личности подростка неформальная группа может стать главным регулятором девиантного поведения. Подросток, попавший в «группу риска», быстро приобщается к ее образу жизни и групповым «нормам» поведения.

Формирование социальной позитивно ориентированной личности включает в себя широкий круг мероприятий, среди которых нравственно-правовое, противоалкогольное и половое воспитание.

Нравственно-правовое воспитание лежит в основе всех видов воспитания. Нравственность, или мораль, - совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях его деятельности. Нравственные нормы определяют позиции человека в его отношениях к другим людям, семье, обществу.

Противоалкогольное воспитание является составной частью моей работы в отделении, направленной на формирование в сознании детей и подростков нетерпимого отношения к любым проявлением пьянства и алкоголизма.

Пути и методы полового воспитания должны отличаться широтой диапазона и творчеством. Главное создать условия, благопрепятствующие формированию у подростка внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности, и не сводить воспитание к морализированию, внушениям, назиданиям и поучениям, а тем более к принуждению.

Профилактика девиантного поведения включает в себя следующие направления:

- определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;

- выявление лиц с нарушением поведения; психологическая коррекция выявленного девиантного поведения.

Изучение факторов риска девиантного поведения дает дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике.

В частности, разработаны специальные карты повышенного суицидального риска, куда включены наиболее частые причины самоубийств и факторы, способствующие суицидальному поведению (Н. Б. Конанчук, А. Г. Амбрумова).

Некоторые авторы (Э. А. Чомарян) большое внимание при определении факторов суицидального риска у подростков придают подражательным тенденциям, свойственным этому возрасту.

К факторам повышенного суицидального риска относят: особенности характера, преимущественно шизоидного, сенситивного, эпилептоидного и психастенического; сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам; неполноценность коммуникативных контактных систем; неадекватную личностным возможностям самооценку; отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Наиболее важными факторами риска формирования пьянства и алкоголизма у подростков являются : ранний возраст начала алкоголизации (10-12 лет.); индивидуальный характер реакций организма на алкоголь (высокая изначальная толерантность и др.); неблагоприятные микросоциальные условия (семья алкоголиков, асоциальная группа сверстников); особенности характера, преимущественно неустойчивого, эпилептоидного и гипетивного типов; отягощенная наследственность; пограничные нервно-психические расстройства.

Н. Я. Копыт, П. И. Сидоров (1986) к факторам, способствующим формированию «групп риска» по алкоголизму, относят: пренебрежительное отношение подростков к своим социальным функциям и обязанностям; отсутствие устойчивых индивидуальных увлечений; наличие «лишнего времени»; неумение содержательно проводить досуг; противоправное поведение; плохо поставленное противоалкогольное воспитание.

Некоторые авторы не без оснований считают, что индивидуальное прогнозирование девиантного поведения возможно на основании изучения качественных и количественных показателей (признаков) его мотивации. Авторы выделяют три основных группы таких признаков: внешние условия мотивации (обстоятельства жизни, воспитания, деятельности, досуга и т. д.); внутренние условия мотивации (индивидуальные особенности личности); типичные мотивации субъекта (мотивации, обусловливающие взаимодействия личности и среды).

А. Е. Личко, И. Ю. Лавский, исследуя психологические аспекты проблемы, выделяют следующие признаки высокого риска нарушений поведения у подростков : высокие показатели психологической склонности к деликвентному поведению и алкоголизации; акцентуации характера неустойчивого типа; высокие показатели эмоциональной лабильности, эпилептоидности, истероидности; резко выраженные реакции эмансипации или диссимуляции личностных отношений; крайне низкую конформность.

В настоящее время в отечественной науке сформировалось устойчивое понятие о том, что отклонения в поведении, особенно такие его формы, как правонарушения, пьянство, половая распущенность, суицидальные действия, могут быть у здоровых в нервно-психическом отношении людей.

Такой подход к проблеме имеет принципиальное значение, поскольку во многом определяет тактику профилактических мероприятий: в первом случае это в основном меры медицинского характера; во втором – меры воспитательного и правоохранительного порядка.

Психологическая коррекция выявленного девиантного поведения является частью более широкой системы психолого-педагогических мероприятий. Наибольшее распространение получил психотерапевтический метод коррекции поведения подростков.

Психотерапия – система воздействия на психику, а через психику – на поведение подростка. С целью коррекции поведения чаще других применяют такие методы психотерапии, как убеждение (рациональная психотерапия, семейная психотерапия и групповая психотерапия.

Д. В. Пашков (1979) основной смысл рациональной психотерапии видит в «планомерном» обучении подростка законам логики и демонстрация в процессе обучения логических ошибок, способствующих его дезадаптации в среде, чтобы и родители, и подросток поняли истинную причину и механизм конфликтных отношений. Беседуя с подростком, психолог должен убедить его в том, что пьянство, правонарушения или суицид – не лучший способ решения жизненных проблем, что виной его прочного поведения является не столько конфликтная ситуация в семье или школе, сколько он сам. Важно вместе с подростком проанализировать создавшуюся ситуацию, выяснить истинные причины, приведшие к нарушению поведения, а главное, убедить подростка в необходимости изменить свою жизненную позицию.

По мнению И. С. Павлова, при проведении рациональной психотерапии психолог совместно с подростком должен выяснить следующие основные вопросы: каким подросток считает себя; каким он хочет быть в оценке окружающего; каким его считают другие; каков он на самом деле; какой ущерб приносит ему его неправильное поведение (пьянство и пр.).

Основным достоинством рациональной психотерапии является то, что подросток активно участвует в коррекции своего поведения, но это может быть недостатком метода, если подросток негативно относится к работе. Рациональная психотерапия используется при работе с акцентуациями характера. Она проводится в режиме индивидуальных бесед, во время которых в ненавязчивой форме, с привлечением примеров из жизни других, акцентуанту разъясняются причины его поступков, оплошности, ошибки, сильные и слабые стороны характера. Акцентуанта постепенно подводят к правильному решению, чтобы у него создалось впечатление, что такое решение он принял сам, либо при хорошем контакте и доверии психолог, используя элементы внушения, предлагает это решение.

Семейная психотерапия – один из важных элементов психологической коррекции поведения подростка. Она направлена на изменение межличностных отношений в семье, а так же на привитие подростку и членам его семьи социально приемлемых навыков поведения и способов личностного реагирования.

Выделяют следующие основные этапы семейной психотерапии: изучение семьи подростка («семейная диагностика»); ликвидация напряженных конфликтных внутрисемейных отношений; реконструктивный; поддерживающий этапы.

На первом этапе важно собрать подробный анализ членов семьи, выявить характер внутрисемейных отношений, определить тип неправильного воспитания, а главное, установить причинно-следственную связь между психическим климатом семьи и нарушением поведения у подростка. На этом этапе самое трудное – установление психологического контакта как с подростком, так и с его родителями. Отношение психолога к подростку с самого начала должно быть неформальным и искренним. В беседе с подростком психотерапевт должен занять позицию старшего доброжелательного товарища. Иногда, особенно в отношениях с неустойчивыми и истероидными подростками, более эффективен строгий, требовательный настрой диалога. Вместе с тем психолог должен относится к подростку как личности, имеющей право на определенную самостоятельность как в мышлении, так и в поступках.

Установлению психологического контакта с подростком способствует знание типа особенностей характера, специфических для этого возраста личностных реакций (эмансипации, группирования, самоутверждения и др., компетентность в вопросах и интересах, близких подросткам.

Не меньшие трудности встречаются при установлении психологического контакта с родителями подростков, особенно в негармоничных семьях с порочными формами воспитания. Так, для родителя, воспитывающих детей по типу потворствующей гиперпротекции, характерная активность, «нападающая» манера поведения. Таких родителей прежде всего нужно терпеливо выслушать и уже потом постепенно включить в обсуждение проблем воспитания подростков. У родителей, воспитывающих детей в условиях гипопротекции, безнадзорности, равнодушия, обычно снижена критика к создавшейся ситуации. Взаимоотношения в семье они считают обычными, а поведение подростка нормальным. В семьях, где сформировались условия эмоционального отвержения и жесткого обращения с подростками, нередко приходится встречаться с лицемерием, ложью.

Второй этап, происходящий в основном в форме односторонних встреч психолога с подростком и родителями, направлен на ликвидацию конфликтных взаимоотношений в семье. Выступая в роли посредника, психолог выдает для каждой из сторон только ту информацию, которая могла бы стать основой для примирения или сближения позиций сторон. Важно рассказать об особенностях характера, о возрастных поведенческих реакциях подростка, а подростку помочь понять личностные особенности и мотивы поведения родителей.

На третьем этапе осуществляются групповые обсуждения внутрисемейных проблем. Основное направление работы заключается в попытке привить подросткам позитивные навыки поведения и в обучении всех членов семьи гармоничным взаимоотношениям.

На заключительном этапе проводятся консультативные и психотерапевтические беседы с целью поддержания тех новых форм внутрисемейных отношений, достичь которых удалось в ходе всей предыдущей работы.

Разработке личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в групповой ее форме способствовали работы В. Н. Мясищева, А. Л. Гройсмана, С. С. Либиха, В. М. Шкловского, А. С. Слуцкого.

По определению Б. Д. Карварсарвского (1985, этот метод психотерапии «предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих внутри группы между ее участниками… в профилактических целях – как для того, чтобы каждый участник группы имел возможность проявить самого себя, так и для создания в группе эффективной системы образной связи».

Оптимальными по составу следует считать малые группы, включающие 8-12 подростков, близких по возрасту, интеллектуальному развитию, со сходными жизненными проблемами и нарушениями поведения. Психолог приводит в качестве примера «историю жизни» неизвестного группе подростка с девиантным поведением, а группе предлагается высказать свои суждения по поводу приведенного примера. В ходе дискуссии у членов группы появляется возможность сравнить свой жизненный путь с жизнью анонимного подростка и с помощью психотерапевта построить модель собственного поведения в подобных ситуациях.

Основная задача психолога при этом заключается в стимулировании и недирективном ориентировании группы и отдельных ее членов на адекватные формы поведения.

На отдельном занятии можно провести разыгрывание ролевых ситуаций. Занятие строится следующим образом: несколько подростков разыгрывают тему, а остальные комментируют их поступки и высказывания.

Наряду с адекватными вербальными методами на занятиях могут быть использованы и невербальные методы, такие, например, как проективный рисунок, психогимнастика, музыкальная терапия и др.

Описанные выше психотерапевтические методы позволяют достичь осознание, с помощью конкретных действий.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Нейропсихологическая коррекция детей дошкольного возраста с помощью дыхательных упражнений Для того, чтобы оптимизировать газообмен и вентиляцию во всех участках легких, нужно обратить внимание на то как дышит ребенок. Правильно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция девиантного поведения подростков
Опубликовано: 20 октября 2020 в 16:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция девиантного поведения подростков» (включая файлы) размещена пользователем Елена Корсакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД