Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды по ФГОС»

Айнура Раджабова
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды по ФГОС»

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 58 «Белочка»

Подготовила воспитатель :

Раджабова А. С.

г. о. Мытищи 2020

Консультация для воспитателей

«Организация предметно-пространственной среды»

Публикация «Консультация для воспитателей „Организация предметно-пространственной среды по ФГОС“» размещена в разделах

Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Именно поэтому в садах организовывают предметно-пространственную среду, чтобы дети могли реализовать себя в наиболее полной мере.

Развитие ребенка-дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.

Как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития всего детского коллектива, и при этом предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому из воспитанников этого коллектива.

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и дающей возможность наиболее полно реализовать себя детям.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Организуя предметную среду в групповых помещениях, воспитателем должно учитываться все, что способствует становлению базовых характеристик личности воспитанников : показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональная сфера.

Организация предметно - пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы ее построения, рекомендованные ФГОС :

- принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности, творчества;

- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);

- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

При создании предметно-развивающей среды следует придерживаться следующих требований:

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста, во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

- Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности;

- В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть : содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Образовательной программы ДОУ. Образовательное пространство должно быть оснащено расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает :

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

- наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает :

- наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает :

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей - инвалидов, всех помещений учреждения, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В предметно-развивающей среде создаются центры детской деятельности, которые способствуют полноценному общению детей, удовлетворяется потребность каждого ребенка в движении, в желании поиграть, порисовать, полепить, узнать что-то новое. Работа в центрах детской деятельности проходит через познавательно-исследовательскую деятельность, в ходе совместной интегрированной деятельности, используются вопросы проблемно-поискового характера, эксперименты, сравнения. Вся работа в центрах тщательно продумывается: карточки-задания, схемы, модели, игры и т. д. Все это помогает детям организовать самостоятельную деятельность, подобрать материал, необходимый для этой работы. В ходе разнообразных видов деятельности используются интересные игровые наглядные и словесные приемы обучения.

Разновидность центров детской деятельности:

- центр развития речи (материалы и дид. игры по развитию речи);

- центр математики (материалы способствующие формированию элементарных математических представлений);

- центр искусств (материалы для творчества);

- центр конструирования (материал для конструирования);

- центр театра (материала для театрализованной деятельности);

- центр науки и природы (материалы для экспериментирования);

- центр сюжетно-ролевой игры (атрибуты для игры);

- центр "Развивай-ка" (развивающие и дидактические игры);

- центр литературы (книги, альбомы и журналы);

- центр безопасности (дидактические карточки по ОБЖ и материалы по данной тематики).

Центров детской деятельности может быть и больше и названия могут быть изменены. Таким образом, изменения произошли не только в образовании, но и в предметно-развивающей среде. Детям становится интереснее заниматься образовательной деятельностью, они сами выбирают чем им заняться, потому что предметно-пространственная среда построена так, что учтены все потребности детей и работа в таких центрах построена так, что она охватывает все образовательные области.

Организация развивающей предметно-пространственной среды должна быть направлена на решение основной цели: создание психологического благополучия детей. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале ДОУ .

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Сообщение для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС» Педагоги и психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до.

Организация предметно-пространственной среды в детском садуОрганизация предметно-пространственной среды в детском саду Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды по ФГОС»
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 15:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды по ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Айнура Раджабова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД