Папки-передвижки

Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»

Светлана Щербак
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»

Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад 233», г. Ярославль.

Описание материала: предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям при подготовке к родительскому собранию, консультации по теме «Сказки. Значение сказки для ребенка», «Чему учат сказки», «Методы и приемы работы со сказкой».

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Методы и приемы работы со сказкой“» размещена в разделах

В воспитании ребенка мы – воспитатели, и вы – родители имеем одну общую цель. Мы хотим вырастить личность, обладающую следующими качествами: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие.

Ребенок не рождается добрым или злым, хорошим, или плохим. То, каким ребенок станет, какие качества у него будут преобладать, когда вырастет, зависит от нас и ближайшего окружения ребенка.

Как вы думаете, откуда ребенок берет информацию, позволяющую получить знания о добре и зле, поступках хороших или плохих, формировании моральных качеств личности? – самый доступный способ это сказки, которые взрослые читают детям.

Возьмем для примера народные сказки. Мы с вами на них выросли. Наши дети их с интересом слушают.

Каждая сказка несет в себе определенный замысел и имеет глубокий смысл.

Например, сказка «Репка» учит быть трудолюбивыми, выполнять работу сообща и быть единым коллективом. Герои в сказке, только сплотившись, смогли достигнуть своей цели – вытянуть репку. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить и быть единым целым. Высмеиваются и пороки – страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие и послушание в народных сказках всегда вознаграждается («Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»). Герои получают вознаграждение, и одерживают победу над злом.

Сказка всегда хорошо заканчивается. Это дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, и никогда не нужно пасовать перед трудностями.

Таким образом, читая определенные сказки, мы даем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, справедливость и дружба.

Сказка умеет ненавязчиво, по-доброму, без назиданий и нотаций рассказать о том, как стать хорошим, дает пример поведения. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить.

Методы и приемы работы со сказкой

1. Беседа по сказке.

Недостаточно только прочитать сказку. Стоит помнить о необходимости обсуждать с ребенком содержание. Даже, если складывается впечатление, что все понятно, лучше обсудить, убедиться, что не исказились отношения к поступкам героев, ребенок правильно оценил и понял формулировку непонятных слов, помочь разобраться в правильности поступков.

Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте побольше вопросов.

Например: кто главный герой?

Кто из героев тебе понравился? Почему?

Поступок сказочного героя хороший или плохой?

Как бы ты поступил, оказавшись на его месте? И др.

Такие вопросы помогают проанализировать поступки героев, помочь сделать выводы.

2. Пересказ сказки. Использование мнемотаблиц.

Мнемотаблицы представляют собой последовательность иллюстраций. Их использование помогает воспроизвести содержание сказки в хронологической последовательности. Такие задания способствуют развитию зрительной памяти.

3. Драматизация сказки.

Дети привлекаются к инсценировке и постановке сказочного действия. Используются маски, костюмы, применяется характерные движения, мимика и интонация. Все это помогает вжиться в роль и почувствовать себя тем или иным героем.

4. Составление словаря по сказке.

Дети совместно с воспитателем находят в тексте непонятные, устаревшие слова и прорабатывают их. Дети знакомятся с лексическим значением слова, приводят аналогию современных слов. Взрослому необходимо подкрепить эти знания иллюстрациями.

5. Создание иллюстраций к сказке.

После прочтения сказки, детям предлагается нарисовать ее. Причем они самостоятельно выбирают сюжет, технику исполнения и материал. Такие задания развивают моторику, воображение и память.

6. "Помоги героям найти свое место".

Данный прием представляет собой полную противоположность использованию мнемотаблиц. Детям предлагаются сюжетные картинки одного действия. Необходимо расставить их в хронологической последовательности.

7. "Помоги героям найти свою сказку".

Детям для ознакомления предлагаются художественные иллюстрации по сказке. Нужно вспомнить и назвать из какой сказки эта картинка.

8. «Что потом?»

До 5 лет у детей развивается воображение. Можно вместе с ребенком поиграть в игру «Придумай концовку». Взрослый при прочтении сказки останавливается перед развязкой, и предлагает ребенку самому сочинить и додумать концовку. Стоит настраиваться на положительный итог. Такие упражнения очень полезны для формирования воображения и мышления.

Пример: с детьми прорабатывали сказку «Колобок». Остановились на моменте, когда Колобок прыгнул Лисе на носик. Детям было дано задание придумать концовку. Такие варианты получились: «… колобок был круглый, и поэтому скатился с лисьего носа и покатился дальше»; «… Колобок говорит – я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Катился по пыльной дороге. Кушать меня нельзя, живот может заболеть»; и др. Такое задание можно предложить выполнить родителям.

Современные сказки также несут полезную информацию, помогают преодолеть психологические трудности (страхи, жадность, или упрямство, трусость).

В этом заключается метод «Сказкотерапии».

9. Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные сказки.

В настоящее время существует большое многообразие сказок, которые, беря за основу какую-то проблему, рассказывают о ней детям. В нашей группе мы читаем и обсуждаем с детьми сказки, направленные на экологическое воспитание (Е. Ульева «Порядок вокруг», сказки по безопасности в быту, дома (Е. Ульева «Главные правила безопасности»); сказки о модели поведения и нравственных качествах (Е. Ульева «Энциклопедия добрых дел», «Школа хороших манер» и т. д.

Сказки помогают ребенку развиваться, учат полезному. Ребенок, регулярно слушающий сказки вырастает более спокойным, эмоциональным, всесторонне развитым.

«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» - Альберт Эйнштейн

Презентация на тему: Методы и приемы работы со сказкой

Публикации по теме:

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: - наблюдение и.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»
Опубликовано: 24 мая 2022 в 11:29
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Щербак на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД