МААМ-картинки

Консультация для родителей «Психологические особенности детей 5–6 лет»

Кулиева Мафият
Консультация для родителей «Психологические особенности детей 5–6 лет»

С 5 лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст, а это начало активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования, а именно:

- формируется произвольность психических процессов восприятия, памяти, внимания, мышления и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением

- изменения в образе-Я;

- отношения со сверстниками переходят на принципиально новый уровень.

Публикация «Консультация для родителей „Психологические особенности детей 5–6 лет“» размещена в разделах

1. Произвольность психических процессов – это психологический механизм волевой регуляции, умение заставить себя запомнить то, что само не запоминается, и быть внимательным к тому, что совсем не интересно, поскольку перед ребенком поставлена такая задача.

ИЗМЕНИНЯ В ОБРАЗЕ - «Я»

До 5 лет в образе – Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению ребенка, у него имеются («Я-реальное» - пол, цвет глаз, волос, что умеет, что любит).

После 5 лет появляются представления о том, кем и каким он хотел бы быть – «Я-идеальное»

Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера.

Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей. Появление идеального Я, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации (ребенка привлекает в учении не выписывание палочек и букв, а желание видеть себя «умным», «умеющим»).

Источник отношения ребенка к себе – это оценки и отношение к нему окружающих взрослых. Самооценка становится дифференцированной, доступна самокритичность, самооценка не завышена, то есть адекватна. Начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях (и представления о том, кем и каким он не хотел бы быть ни в коем случае – «Я-отвергаемое)

ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Прогресс в психическом развитии создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками:

1) развитие речи достигает высокого уровня – не препятствует взаимопониманию;

2) накопление багажа различных знаний об окружающем мире, ребенок стремится поделиться;

3) развитие произвольности способствует самостоятельному налаживанию совместной игры;

4) интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется и на сверстников создает благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений и общения со сверстниками.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж, ссылаясь на правила.

Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных. Мотивами выбора может быть общая положительная оценка, выделение положительных качеств, совместная деятельность, дружеские взаимоотношения.

Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в совместной деятельности с детьми.

ВЗРОСЛЫЕ

Родители (и значимые взрослые) в этот период выступают для ребенка образцом поведения. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей.

Но приложить эти мерки к себе самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и толкающие его на те, или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных поступков.

Соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д., как правило, в этом возрасте возможно лишь с теми, кто наиболее симпатичен, т. е с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.

ВСПЛЕСК ИНТЕРЕСА К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ ПОЛУ - КАК УСТРОЕН ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ПОЛ?

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы.

При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.

При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются сверстниками, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков.

Родителям надо помнить, что в этот возрастной период для детей характерно проявление любопытства в отношении того как именно устроен противоположный пол. Т. е детей интересуют конкретные физические различия между девочками и мальчиками. Данный интерес является исключительно ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и исключительно НОРМАЛЕН для детей данной возрастной группы.

Нужно наоборот задуматься, если ваш ребенок не проявляет никакого интереса к физическим отличиям противоположного пола. Ведь это может быть и следствием дисгармонии в ваших отношениях – почему он не задает вам (самому близкому человеку на свете) «эти» вопросы? Или быть может он уже узнал что-то об «этом» со стороны? Тут возникает вопрос, в каком формате была подана информация? И как ее восприняло ребенок? Или же в развитии психики ребенка существуют серьезные проблемы.

Взрослым не нужно искать в этом естественном проявлении любопытства у детей нечто, что характерно только для взрослых (здесь не место ханжеству) Необходимо проявить максимум такта в случаях, когда дети от любопытных вопросов - переходят к практическому наблюдению. Неадекватная реакция взрослого в данной ситуации может нанести серьезный вред психике ребенка и помешать формированию гендерной идентичности.

Также так же могут задавать вопросы, связанные с собственным появлением на свет: : «А как именно я родился или «А как я к тебе попал?» Родителям надо быть готовыми к подобным вопросам (хотя чаще всего мы к ним совершенно не готовы). Ведь нужно найти такие слова, чтобы суметь объяснить всю специфику разности полов на языке понятном ребенку. Попробуйте вспомнить свое собственное детство… Ведь мы, взрослые, тоже когда-то были детьми, с точно такими же жизненно важными вопросами! Какие слова взрослого были бы вам понятны, и в полной мере удовлетворили бы ваш интерес? Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет»Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Психологические особенности детей 5–6 лет»
Опубликовано: 26 сентября 2020 в 21:23
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Психологические особенности детей 5–6 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Кулиева Мафият в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД