Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе»

Марина Шальнова
Консультация для педагогов «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе»

Начать я хочу словами Амонашвили, который обращается к взрослым от имени ребёнка.

– Во мне свой Путь, не навязывайте ваш.

– Во мне свой характер, не ломайте его.

– Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.

– Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.

– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.

Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это беззаботная пора.

Публикация «Консультация для педагогов „Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе“» размещена в разделах

Изучая детство, многие ученые психологи и педагоги всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Что же такое самоценность детства?

Это период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий, значимый тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас.

Установка на самоценность подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения.

А зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии.

Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях.

Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированному подходу. Цель такого подхода - не стремиться дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивать его способности.

Педагог должен создать условия для его самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. Если будут соблюдены все условия, то подготовка детей к обучению в школе будет эффективной.

На сегодняшний день гарантом развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС:

1. поддержка разнообразия детства;

2. сохранение его уникальности и самоценности,

3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;

4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ. Достижения детей определяются совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, которые представлены в виде целевых ориентиров.

Дошкольное образование заключается в том, что в детском саду развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода.

В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», - говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Надо помнить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности, как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.

Важно, намой взгляд, что один из принципов, на котором строится ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Полностью разделяю этот мудрый принцип и в нашей воспитательской деятельности одним из основных целевых ориентиров считаю необходимым разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с нашей помощью через любую творческую, исследовательскую, познавательную деятельность. Известны слова великого французского мыслителя Жан Жака Руссо: «Любите детство : поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» Лучше не скажешь. Если мы, взрослые-воспитатели в содружестве с родителями- возьмём девизом эти слова и будем поддерживать этот мир душах наших детей, уверена, они вырастут настоящими Людьми, Личностями, Гражданами своей страны.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов «Игры в период адаптации»Консультация для педагогов «Игры в период адаптации» С поступлением в детский сад в жизни ребенка происходят большие перемены, которые далеко не всегда бывают радостными для него. В детском.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия в ДОУ в летний период»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия в ДОУ в летний период» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия в ДОУ в летний период» Особенности музыкальных занятий в детском саду летом соответствуют.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период»Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период» Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период в ДОУ»Консультация для педагогов «Организация прогулок в летний период в ДОУ» Дети всегда с нетерпением ждут прихода лета. В этот период дети большую часть времени проводят на свежем воздухе. Это и утренний приём детей.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе»
Опубликовано: 15 января 2024 в 05:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шальнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД