Получи документы

Конспект заседания педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Елена Претцер
Конспект заседания педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Тема: «Удивительное рядом»

Цель: - приобретение практического опыта и навыков проведения экспериментов с физическими явлениями, а также для показательных экспериментов в досугах и развлечениях;

-создание условий для плодотворного общения участников ШМС в данной области с целью развития их творческого потенциала и распространения педагогического опыта.

Задачи:

Публикация «Конспект заседания педагогической мастерской ШМС „Мир открытий“ по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах

Обучающие: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах детского экспериментирования в ДОУ, систематизировать их знания в вопросах диагностики исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Развивающие: развивать умения планировать работу по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками на примере опытов и экспериментов, проводимых педагогами ДОУ в разных возрастных группах.

Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.

Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе экспериментальной деятельности в условиях детского сада.

Практическая значимость: Данный мастер-класс поможет педагогам, правильно спланировать и провести диагностику исследовательской активности детей разных возрастных категорий дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

В ходе проведения мастер класса педагогам будут предложены фото и видеоматериалы демонстрации опытов и экспериментов, проводимые педагогам разных возрастных групп и ДОУ.

Педагогам предлагается:

-Рассылка материалов для педагогов «Диагностика исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования», предложена схема работы по теме «Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду» (памятки, мультимедийная презентация, видеоролики);

- Просмотр видео фрагментов «Организация детского экспериментирования – из опыта работы»;

- Оценить работу мастер-класса и предоставленный материал в чате ZOOM-конференции по анкете обратной связи.

«Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах.»

Ян Амос Коменский.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о результативности внедрения познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ, которая определяется с помощью мониторинга, или как мы говорим - диагностики. Такая система позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате познавательно-исследовательской деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребенок овладел навыками экспериментирования.

2. Выявить готовность педагога к использованию метода познавательно-исследовательской деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности в группе.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации познавательно-исследовательской деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, фиксирование данных в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Для определения динамики, своевременного выявления первоначальных проблем и для корректировки дальнейшей работы я предлагаю мониторинги формирования исследовательских умений и навыков у детей на все возрастные группы, которые необходимо проводить не менее двух раз в год

Я представляю вам мониторинги по исследовательской деятельности на предмет сформированности соответствующих умений и навыков в младших группах, а также диагностику исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л. Н. Прохоровой, Т. И. Бабаевой, О. В. Киреевой).

Все методики, таблицы и диагностические карты я представляю в отдельном документе.

Что такое опыт, эксперимент? Это, прежде всего, наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам и экспериментам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Строятся они на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытно-экспериментальной деятельности дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию некоторые опыты и эксперименты, которые проводились коллегами на разных возрастных группах в разных детских садах.

Представление опытно-экспериментальной деятельности педагогами разных ДОО.

Говоря о приобретении практического опыта и навыков проведения экспериментов с физическими явлениями, нельзя не сказать о показательных экспериментах в досугах и развлечениях.

Досуг по опытно-экспериментальной деятельности

Досуг является компенсирующим видом детской деятельности: развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, в коллективе создаётся позитивная атмосфера, укрепляются дружеские отношения. Досуг по опытно-экспериментальной деятельности имеет познавательную направленность: воспитанники не только развлекаются и играют, но расширяют знания и совершенствуют исследовательские навыки при выполнении практических заданий.

По этой тематике могут быть организованы досуги в группе во второй половине дня, праздник для нескольких возрастных групп, развлечения совместно с родителями воспитанников.

В рассылке я представлю некоторые развлечения и досуги для каждой возрастной группы, а вы сами сможете на основе ранее представленных опытов и экспериментов выстроить свой неповторимый праздник.

Для тех педагогов, кому данная тема очень близка, кто решил посвятить ей своё самообразование на ближайшее время, я представляю небольшую таблицу – подсказку:

Самообразование по экспериментальной деятельности в детском саду

Теоретический

этап самообразования • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).

• Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста).

• Разработка календарно-тематического планирования.

Практический

этап самообразования • Проведение консультации для родителей о необходимости детского экспериментирования в детском саду и дома.

• Организация занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности, проведение игр-экспериментов на досуге и наблюдений во время прогулок.

• Привлечение детей к проектной деятельности, в том числе совместно с родителями.

• Проведение открытых занятий (для администрации ДОУ, воспитанников и педагогов других групп, родителей, методистов).

• Участие педагога в педагогических семинарах, конференциях, вебинарах с целью предоставления информации о проделанной работе и достигнутых результатах.

И в завершении нашей встречи и работы педагогической мастерской Школы Молодого Специалиста по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками «Мир открытий» мне очень важно Ваше мнение, важны Ваши отзывы и пожелания. Поэтому я предлагаю сейчас в чате ответить на вопросы анкеты обратной связи.

Анкета обратной связи для педагогов

Уважаемые коллеги!

Оцените, пожалуйста по пятибалльной шкале:

1. Актуальность данной темы для вас…

2. Доступность информации….

3. Возможность применять полученные знание на практике…

4. Ваши пожелания и предложения…

Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с сопровождением здоровосберегающих технологий Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Аскизский детский сад «Родничок» Познавательное занятие с сопровождением.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где живет свет»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где живет свет» Цель: формирование представлений о свете. Задачи: - образовательные: • Формировать знания детей о том, что источники света могут принадлежать.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный воздух» Тема: «Волшебный воздух» Возраст воспитанников: старшая группа Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В гостях у Картофеля» Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Опыты с тканью» Цель: расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности Задачи: • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-крахмал» (подготовительная группа)Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-крахмал» (подготовительная группа) «Чудо крахмал» Цель: Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект заседания педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками
Опубликовано: 25 мая 2021 в 15:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект заседания педагогической мастерской ШМС «Мир открытий» по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Елена Претцер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД