Папки-передвижки

Конспект занятия во второй младшей группе «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Анастасия Назарова
Конспект занятия во второй младшей группе «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Конспект «Народная игрушка. Тряпичная кукла»

Цель: Знакомство детей с народной тряпичной куклой.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Закреплять и обогащать знания детей об игрушках. Знакомство с самодельной народной куклой. Развитие интереса к русскому народному творчеству.

Публикация «Конспект занятия во второй младшей группе „Народная игрушка, Тряпичная кукла“» размещена в разделах

РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать связную речь, умения строить предложения, размышлять. Упражнять в образовании новых слов, в правильном употреблении относительных прилагательных.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать уважение к русской культуре. Воспитывать любознательность, умение раскованно держать себя в любых обстоятельствах. Воспитывать желание и умение использовать фольклор в жизни.

Словарная работа: тряпичная кукла, кукла – берегиня, безликая, оберег.

Оборудование: сундучок, матрешка, Дымковская игрушка, соломенная игрушка, тряпичная кукла, тряпичная кукла на каждого ребенка, наряды для куклы на каждого ребенка, матрешка разрезная, аудио сопровождение на физкультминутку, занятие.

Ход занятия

Воспитатель: Дети! Сегодня к вам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

-Я, приготовила для вас сегодня увлекательное занятие, а для этого мне поможет вот этот сундучок.

-Хотите посмотреть, что в нем?

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

Посмотрите что в нем, это куклы.

-Сегодня расскажу вам о игрушках, с которыми любили играть дети с давних времен, ваши прабабушки прадедушки.

Воспитатель достает с начало матрешку.

- Как называется эта игрушка? (Матрешка)

-А из какого материала она сделана? (Дерева)

-Правильно. Значит она деревянная.

Следующая игрушка, соломенная кукла.

-Что это за игрушка? (Соломенная кукла)

-Из какого материала она сделана? (Солома)

-Правильно значит она соломенная.

Следующая игрушка Дымковская барышня.

-Что это за игрушка? (Дымковская Барышня)

-Правильно. А из какого материала она сделана? (Глина)

-Правильно, глина. Глиняная.

-А сейчас мы поиграем в игру собери матрешку.

Дидактическая игра «Собери матрешку».

На мольберте разрезная матрешка на 4 части, дети вместе собирают.

Далее воспитатель с детьми продолжает изучать содержимое сундучка. Воспитатель достает последнюю тряпичную куклу.

-Эта кукла сделана из разных тряпок.

- Значит она какая? Тряпичная.

-Повторите «тряпичная».

-Сегодня мы с вами поговорим о русской кукле – оберег или берегиня (показывает куклу - самоделку).

-Обратите внимание, что кукла сделана из разных тряпок и перетянута красной нитья. При изготовлении обереговых кукол использовали красную нить, так как красный цвет является цветом оберега. Также у куклы есть фартук и цветной платок. Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки.

В старину игрушки для детей делали своими руками.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы. В старину, в каждом доме, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок. Они могли защитить человека от злых сил, и принимать на себя болезни и несчастья. Кукол берегли и передавали из поколения в поколение.

Посмотрите внимательно на эту куклу и скажите, что необычного в ней? Может чего-то не хватает? (ответы).

- Правильно вы заметили, что у куклы нет лица. Таких кукол называют безликими, т. е. без лика, без лица.

-Повторите «безликие».

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Считалось, что кукла с лицом может навредить ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Физкультминутка «У Маланьи….»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)

Пять сыновей (пять пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой, (очертить большую голову)

Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую - ложку)

На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (любое движение).

Дети садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривая слова, пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать. Начинайте с большого пальчика.

Этот пальчик ДЕДУШКА.

(загибает /разгибает/ большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА.

(загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА.

(загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА.

(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я.

(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Это вся моя семья!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Наряжаем куклу

На столе, на каждого ребенка лежит кукла- берегиня.

-Ребята, посмотрите у каждого есть кукла-берегиня, нам необходимо нарядить куклу в юбку, платок и фартук.

-Перед вами разные тряпочки, с начало куклу наряжаем в юбку, так как при изготовление кукол- берегинь не используют иголки, сегодня мы будем лепить на липучки, затем с верху на юбку лепим фартук, а затем платок на голову, также лепим на липучки.

-Какие у вас получились красивые куклы, какие вы молодцы.

- Дети, я предлагаю посмотреть на свою куколку и назвать её ласковым именем.

Игра «Назови имя ласково»

Каждый ребенок дает своей кукле ласковое имя.

- Ребята, что же можно делать с новой куклой? (Играть, гулять)

Рефлексия.

-С какой куклой вы сегодня познакомились? (Тряпичная кукла)

-А как называют куклу без лица? (Безликая)

-А, что вам понравилось больше всего? Ответы детей

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик»Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик» Вот и близится к завершению реализация общесадовского проекта «Русская народная кукла». Коллективом детского сада «Колокольчик» проведена.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Мастер-класс для родителей и детей средней группы по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка»Мастер-класс для родителей и детей средней группы по рукоделию «Народная тряпичная кукла — закрутка» Мастер-класс для родителей и детей средней группы по рукоделию «Народная тряпичная кукла – закрутка» Воспитатель: Лукиных Е. К. Назначение:.

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка»Мастер-класс по рукоделию «Народная тряпичная кукла-закрутка» Автор: Черноусова Ирина Алексеевна, воспитатель, МДОУ №72, г. Раменское, Московской обл. Мастер класс  рассчитан на детей старшей группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия во второй младшей группе «Народная игрушка. Тряпичная кукла»
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 16:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия во второй младшей группе «Народная игрушка. Тряпичная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД