Получи документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»

Гуля Аитова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

«Согласный звук [ш], буква Ш»

Задачи: познакомить с буквой Ш; закрепить навык произношения звука Ш в словах;

развивать навык звукового анализа, деление на слоги; развивать графические навыки;

развивать фонематический слух; развивать речевую активность, внимание, воображение, мышление; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении задания;

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Согласный звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах

Оборудование: карточки для характеристики звука, картинки со звуком Ш, линейки и фишки для звукового анализа, дидактическая кукла (мышь, буква Ш, слоги, алфавит на каждого ребенка, счетные палочки,

Ход занятия

Орг. момент. Речевое приветствие.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– Вы хотите все заниматься? (Да)

– Значит, будем заниматься.

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Мотивация.

Слышится сильный вой ветра (У,-У,-У)

-Что это?

Слышится «караул», «караул».

-В каких случаях кричат «караул». Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

-Наверное кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Воспитатель находит листок, зачитывает его содержание:

У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал.

-Ребята, какой-то звук попал в беду. Ему нужна наша помощь.

-А какой звук попал в беду догадайтесь сами.

-Посмотрите, ветер всё разбросил, раздул и принёс нам в группу вот это. (На ковре лежат разрезные картинки)

-Что это такое? Это разрезанные картинки.

-Из картинок наверно нужно что-то сложить? (Дети складывают разрезные картинки – шарф, шуба, шапка)

-Теперь я назову эти предметы, а вы внимательно послушаете. (Воспитатель перечисляет картинки, выделяя звук "Ш").

-В звучании этих слов повторяется один и тот же звук. Какой? Звук «Ш»

-Так какой звук у нас попал в беду? Звук "Ш".

-А чьи эти вещи мы узнаем, отгадав загадку.

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

- Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Это его вещи разнес ветер. Он просит нас с вами ему помочь.

Целеполагание.

-Какую помощь просит у нас мышонок Шуша?

Основная часть.

Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш], но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,

По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).

Характеристика звука «Ш».

-Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша под шкаф и шуршит там: шур – шур – шур

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук [ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно, звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

Дидактическая игра: «Поймайте звук» (хлопками)

а) ш, к, т, ш, п

б) ша, та, ши, ны,шо

в) шуба, кукушка, дом, машина, цветок, Машенька.

Работа над скороговоркой

«Шапка да шубка — вот и весь Мишутка»

Физминутка. «Мышонок»

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.

В барабан она громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Определение положения звука в словах.

На столе разложены картинки.

- Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок.

-Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам,

где звук [ш] в середине слова. штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

- Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

- Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

Игра «Собери из звуков слово».

-Ребята давайте поучим нашу гостью ловить звуки и собирать их в слова. Приготовились: д-у-ш - душ (где спрятался звук ш в этом слове, М-а-ш-а, ш-у-б-а.

Звуковой анализ слова. Сколько звуков слове ШУБА? Назовите гласные звуки, согласные.

Возьмите звуковые линеечки и выложите это слово. Проверьте работу друг у друга.

Знакомство с буквой Ш.

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. (ша)

На что похожа буква Ш (ответы детей)

Маша сено ворошила

Вилы в сене позабыла! (картинка)

- Сколько элементов в этой букве? (считаем вместе)

Прописывание буквы в воздухе.

Выкладывание буквы (из палочек)

Пойдем, Шуша, посмотрим у кого получилась красивая буква.

Чтение слогов: (аш. ша,уш. шу,ош. шо).

Итог.

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что ещё нового узнали?

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по грамоте «Согласный звук [Д], [Д’] и буква Д» в подготовительной группе Цель: закрепить знания детей о букве Д и звуке Д. ДЬ Задачи: Формировать умение детей сопоставлять звук по твердости и мягкости звучания,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»
Опубликовано: 9 марта 2023 в 08:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласный звук [Ш], буква Ш»» (включая файлы) размещена пользователем Гуля Аитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД