МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшей группы «Вежливые слова»

Светлана Савенко
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшей группы «Вежливые слова»

Цель: Расширение активного словаря : слов приветствия, слов благодарности, слов прощания.

Задачи:

Познакомить детей и научить играть с народной тряпичной куклой «Зайчик на пальчик».

Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом при помощи зрительной опоры на схему.

Развивать умение внимательно слушать и действовать при помощи игр с куклой «зайчик на пальчик».

Обучать образовывать уменьшительно-ласкательные формы.

Закреплять умение использование предлогов на, за, под, над.

Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшей группы „Вежливые слова“» размещена в разделах

Обогащать знания слов-антонимов и развивать умения использовать их в речи.

Воспитывать уважительное обращение друг к другу, формировать способность к эмпатии и бережное отношение к русской культуре.

Оборудование: Мультимедиа, куклы «Зайчик на пальчик», мягкая игрушка зайца, картинки с изображением разных предметов и частей тела, колокольчик, барабан, смайлики, наклейки.

Предварительная работа: Прочтение русских народных сказок.

Игры с антонимами с использованием карточек «Скажи наоборот».

Дети учились говорить друг другу добрые слова.

Для занятия была подготовлена презентация, были подобраны и изготовлены картинки для игры «Комплимент», подобран речевой материал, а также были изготовлены традиционные тряпичные куклы для каждого ребенка «Зайчик на пальчик».

План:

Организационный (мотивационный) этап: (3 мин)

1. Загадка (синквейн).

2. Гости зайчиха с зайчатами. Мотивация.

Основной этап: (17 мин)

1. Обозначение слова «Здравствуйте».

2. Игра «Приветствие».

3. Сказки.

4. Игра «Будь внимательным»

5. Физминутка.

6. Игра «Комплимент».

7. Слова благодарности.

8. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.

9. Пальчиковая игра.

10. Игра «Наоборот».

Заключительный этап: (5 мин.)

1. Слова прощания.

2. Рефлексия.

3. Сюрпризный момент.

На занятии дети сидят полукругом на стульчиках, впереди экран для показа презентации. Под стульями лежит раздаточный материал для рефлексии.

Ход ЗАНЯТИЯ

Организационный (мотивационный) этап

- Ребята, отгадайте загадку:

Загадка в технологии «Синквейн».

Серый, белый

Боится, скачет, убегает

Грызет кору деревьев

Трусишка

- Дети отгадывают. Заяц.

Демонстрация слайда

«Зайчик»

- Сегодня в гости к нам пришла зайчиха вмести с зайчатами.

Показ традиционных тряпичных кукол «Зайчик на пальчик» и игрушки «Мамы-зайчихи».

-Мама зайчиха просит помощи, её зайчата не знают вежливых слов и не умеют дружно играть. Надо помочь зайчихе, научить зайчат быть вежливыми и дружными.

-Поможем?

Дети соглашаются помочь маме зайчихе.

Основной этап

- Ребята, когда приходят гости, что первым делом надо сделать?

- Поздороваться.

- Правильно, а какие слова приветствия вы знаете?

-Здравствуйте, доброе утро, привет.

- Ребята, а всем можно говорить, привет? Нет. Только своему другу.

- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово, здравствуйте?

- Раньше в старину, при встрече люди говорили, доброго здоровья, т. е. при встрече люди желали друг другу здоровья. А делали они вот такое движение: женщины кланялись, а мужчины снимали шапку.

Демонстрация слайда «Доброго здоровья!»

- А теперь, давайте поиграем в игру «Приветствие». Я дам каждому из вас «зайчика на пальчик», и пусть ваши зайчики поздороваются друг с другом, но сделают это необычным способом, а с помощью разных движений.

Зайчики лежат на столе. Дети подходят к столу, берут зайчика, затем садятся на стульчики и надевают игрушку на палец.

Игра «Приветствие»

Инструкция: - Ребята, будет звучать музыка, а Вы, вместе с вашими зайчатами, двигайтесь так, как захотите. Когда музыка закончится, найдите себе пару с кем хотите поздороваться. Если я позвоню в колокольчик, тогда ваши зайчики поздороваются друг с другом ушками, когда застучит барабан, зайчики поздороваются носами, а когда я хлопну три раза в ладоши, зайчики обнимутся.

Дети выполняют жесты приветствия с помощью зайчиков, каждый ребенок, пока звучит музыка, танцует, затем находит самостоятельно себе партнера и здоровается с ним после определенного сигнала (колокольчик, барабан, хлопок в ладоши). После игры дети садятся на стульчики вместе с зайчиками.

- Ну что ребята, научили мы зайчат здороваться?

-Да, научили.

-Ребята, есть много разных сказок, где есть зайчик. Я буду говорить, что зайчик делал, а вы отгадаете, из какой это сказки.

-В какой сказке заяц шел по дорожке и плакал?

-«Заюшкина избушка»

Демонстрация на слайде названных сказок.

- А в какой сказке заяц послушал песенку и остался голодным?

- «Колобок»

- В какой сказке заяц стал жить вместе с волком и лисой?

- «Теремок»

- А в какой сказке заяц говорил, что у него не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи?

- «Заяц-Хваста»

- Ребята, давайте сейчас поиграем в игру с зайчиками «Будь внимательным».

Инструкция: Мой зайчик будет прыгать на разные части тела, а вы должны будете слушать внимательно и ваш зайчик должен прыгнуть на ту часть тела, которую я скажу, а не покажу. Будьте внимательными.

- На голове.

- Над головой.

- За спиной.

- Под стулом. И т. д.

- А теперь, я покажу, куда зайчик прыгнул, а вы скажите, где он.

Дети хором говорят, где находится зайчик.

- На голове.

- Над головой.

- За спиной.

- Под стулом. И т. д.

-Ну что ребята, Ваши зайчата устали, пусть немного отдохнут, положите их к себе под стул, а мы продолжим.

Дети складывают зайчат.

Физминутка:

Вместе мы попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ручками подвигаем, подвигаем, подвигаем,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

А теперь похлопаем, похлопаем, похлопаем.

Дети выполняют действия.

Физминутка выполняется на ускорение.

- Ребята, а вы знаете, что такое комплимент?

- Это когда говорят хорошие и добрые слова другому человеку.

- Ребята, а вы когда-нибудь говорили друг другу приятные слова?

Давайте сделаем друг другу комплименты.

Игра «Комплимент»

Инструкция: Вы сейчас подойдете и возьмете картинку, что изображено на картинке, то и надо похвалить у того кому хотите сделать комплимент.

Дети выбирают понравившуюся картинку и по очереди делают друг другу комплимент.

-Маша, какое у тебя красивое платье.

- Глеб, какая у тебя красивая улыбка.

- Ребята, приятно слушать добрые слова?

- А когда Вам сказали комплимент, что надо ответить?

- Правильно, это слова благодарности, а можно еще сказать, благодарю или мне очень приятно.

- Спасибо.

- Ребята, Вам было приятно слушать хорошие, добрые и ласковые слова, а теперь давайте разных людей назовем ласково. Например: Изба- избушка.

- Бабка. - Бабушка.

- Дедка. - Дедушка.

- Тетя. - Тетушка.

- Дядя. - Дядюшка.

- Мама. - Матушка.

-Демонстрация слайда

А теперь посмотрите, у зайчихи

- уши

- глаза

- лапы

- хвост

- голова

- спина

а у зайчонка.

ушки

глазки

лапки

хвостик

головушка

спинка

Используются игрушки.

Пальчиковая игра:

Тук-тук, тук-тук,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат.

Крыша, вот такая

Стены вот такие

Двери вот такие

Окна вот такие

На двери весел замок

Но открыть ни кто не мог

Повертели, покрутили, постучали и открыли!

И зайчата побежали, побежали, побежали.

На лесной опушке

В маленькой избушке

Жили-были, не тужили,

Разные зайчишки.

Ребята, давайте поиграем в «слова наоборот». Я буду говорить Вам какой у вас зайчик, а вы будете отвечать наоборот. Например: Я спрашиваю, Маша, твой зайчик большой? А Вы мне отвечаете, нет, мой зайчик маленький.

Трусливый

Грустный

Высокий

Толстый

Больной

Большой

Слабый

Злой

Нет, мой зайчик: Смелый

Веселый

Низкий

Худой

Здоровый

Маленький

Сильный

Добрый

При выполнении данного задания, дети ориентируются на зрительную опору, которая изображена на слайде.

Заключительный этап

- Ребята, теперь настало время зайчикам возвращаться в свою избушку.

Что мы говорим, когда уходим.

До свидания

До новых встреч

Прощайте

Пока

- Да, молодцы, а «пока», мы всем можем сказать?

- Нет, только другу.

- Ребята, как Вы думаете, помогли мы зайчихе и зайцу, научили зайчат быть вежливыми, дружными?

Рефлексия : Ребята, возьмите, пожалуйста, смайликов и покажите мне веселого смайлика, если Вам было все понятно на нашем занятии и грустного, если что-то Вам показалось трудным.

- За хорошую работу и в знак благодарности, зайчики Вам оставили маленький сюрприз. Дети получают наклейки.

Прикреплённые файлы:

zanjatie_qq4ur.pptx | 2633,83 Кб
 
Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Вежливые слова» Цель: формировать потребность у детей о необходимости говорить вежливые слова. Активизировать использование в речи вежливых слов. Задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшей группы «Вежливые слова»
Опубликовано: 1 мая 2023 в 23:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников старшей группы «Вежливые слова»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Савенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД