Получи документы

Конспект НОД в средней группе «Традиции русского гостеприимства»

Капина Наталья
Конспект НОД в средней группе «Традиции русского гостеприимства»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

(ОО «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»)

в средней группе

тема «Традиции русского гостеприимства»

Программное содержание

Цель: Формирование представлений о семейных традициях

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью.

Публикация «Конспект НОД в средней группе „Традиции русского гостеприимства“» размещена в разделах

- вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи.

Развивающие задачи:

- Развивать способность чувствовать характер героев, видеть положительные и отрицательные качества персонажей, оценивать ситуации, поступки.

- Развивать речь

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к хлебу как продукту труда людей.

- Воспитывать нравственные качества честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

- Воспитывать уважение к устному народному творчеству и интерес к русской народной культуре.

Методические приемы:

• Игровая мотивация;

• Репродуктивно-познавательные вопросы;

• Дидактические игры;

• Художественное слово;

• Оценка детской деятельности; сюрпризный момент;

• Переход к игровой деятельности.

Предварительная работа:

- разыгрывание игровых ситуаций по сказкам;

- разучивание пословиц и поговорок о хлебе, еде, гостеприимстве;

- разучивание стихов.

Материал к занятию:

- макет «каравай», солонка, свежий каравай;

- вышитое полотенце;

Словарная работа: каравай круглый, ароматный, душистый, мягкий, пышный, вкусный, аппетитный, полезный, черный, белый; уйти не солоно хлебавши; званый пир; как аукнется, так и откликнется.

Ход занятия:

Раз, два, три, четыре, пять –

Присаживайтесь в круг опять.

Пусть наша добрая улыбка

Согреет всех своим теплом,

Напомнит нам, как важно в жизни

Делится счастьем и добром.

Воспитатель: Я рада всех вас видеть, и мне очень приятно видеть на ваших лицах улыбку. Улыбка это маленькое солнышко, от которого становиться тепло и уютно. Поэтому мы будет чаще улыбаться друг другу и сохраним хорошее настроение на весь день.

Воспитатель обращает внимание детей на картинку на доске, закрытую листом с окошками. Предлагает открыть окошки и предположить о чём сегодня пойдёт речь на занятии. Дети открывают окошки и делают вывод, что разговор пойдёт сегодня о семье и о гостях.

Воспитатель: - Ребята, я знаю одну пословицу: «Хорошая семья – традициями крепка».

Как вы думаете, что такое традиции? (ответы детей).

Воспитатель:

Традиция – это принятые в семье правила, которые соблюдают и взрослые, и дети: например, как проводить семейный праздник, отдых. В каждой семье есть свои семейные правила-традиции.

- Какие семейные традиции есть в вашей семье? (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, почему люди ходят в гости?

Навестить родственников, повеселиться, отдохнуть, поделиться новостями. Русский народ всегда отличался своим гостеприимством. Гостеприимство – это добрая и замечательная традиция русского народа! Традиция встречать гостей за столом за беседами, играми и чаепитием.

Воспитатель: А, как вы думаете, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а кто такой «гость»? (ответы детей)

Воспитатель: Это человек, который приходи к нам домой в гости с какой-то целью, например, сообщить важную новость, пообщаться просто так или ещё за чем-либо.

Воспитатель: Русский народ всегда отличался гостеприимством. И наше занятие посвящено русскому гостеприимству. Из каких слов образованно слово гостеприимство?

Гость и принимать.

Воспитатель: А какие вы знаете пословицы о гостеприимстве?

Умей в гости звать, умей и угощать.

Что есть в печи, все на стол неси.

За добро добром платят.

Хороший гость дому радость.

Гостю щи не жалей, а по больше лей.

Доброму гостю хозяин рад.

Воспитатель: Ребята, а я знаю еще одну пословицу «Для дорогого гостя и ворота настежь» позвав, человека домой, нужно было показать ему, что его ждут, что ему рады. Когда приходили гости их сажали на лучшее место. Хозяева одевали самый красивый сарафан. Подавали на стол самые вкусные угощения.

Звучит русская народная песня «К нам в гости пришли, дорогие пришли»

Беседа о русском обычае встречать хлебом-солью

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему добрых гостей встречают хлебом-солью? Потому что хлеб-соль символ гостеприимства. Человек много труда вкладывает в этот процесс. У нас особое отношение к хлебу.

Мы с вами видели на картинах, как выращивают и как пекут хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Хлеб – символ затраченного труда. Давайте вспомним пословицы о хлебе, какие вы знаете?

Хлеб всему голова. Худ обед, коли хлеба нет. Встречают хлебом – солью. Покуда есть хлеб да вода, все не беда. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему на Руси гостей встречали именно круглым караваем?

Круглый каравай похож на солнце.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей мы всех встречаем

Круглым, пышным караваем.

Воспитатель: Верно, хлеб – символ добра, солнца. Давайте поиграем, я буду передавать вам в руки каравай, а вы будете называть, какой он.

Каравай круглый, ароматный, душистый, мягкий, пышный, вкусный, аппетитный, полезный, белый.

Воспитатель: Какой каравай по форме? (круглый)

Какой каравай на запах? (ароматный)

Еще какой на запах? (душистый)

Какой каравай на ощупь? (мягкий)

Молодцы, много слов про каравай знаете. А теперь подумайте, для чего в торжественных случаях, по праздникам каравай выкладывают на вышитое полотенце?

Что бы было красиво, празднично, торжественно.

Воспитатель: Почему на каравай ставили солонку с солью?

Чтобы солить хлеб.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Уйти не солоно хлебавши»?

Это значит уйти, ничего не поев. Это значит обидеться и уйти голодным.

Воспитатель: Если пищу не солить, какая она будет?

Не соленая, не вкусная.

Воспитатель: Что нужно делать, когда встречают гостей хлебом-солью? Я вам сейчас расскажу. Гость по обычаю должен отломить кусочек каравая, посыпать его солью и съесть. Когда встречают гостей хлебом-солью?

В праздники, в торжества.

Физкультминутка

К нам гости пришли, дорогие пришли (шагаем на месте)

Мы не зря кисель варили, пироги пекли (повороты туловища вправо, влево)

С малиной пирог, с калиной пирог (развели руками в стороны, закруглили руки, присыпаем начинку)

А который без начинки – самый лучший пирог! (прыжки на месте)

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами поговорили о гостеприимстве, о том как встречать гостей. А вы можете вспомнить сказки, где герои ходят друг другу в гости?

– Сказка «Теремок».

Мышка нашла теремок, поселилась в нём, к ней подселяются другие звери. Домик маленький, но они смогли ужиться друг с другом. Звери живут дружно, в тесноте, да не в обиде.

– Сказка «Лиса и журавль»

Воспитатель: Кто прав, а кто не прав?

Оба не правы.

Воспитатель: Почему так получилось?

Мораль сказки Лиса и журавль такова: "Как аукнется, так и откликнется". Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы с тобой поступали. Относись к людям с почтением и добром, и это добро к тебе вернется с дружбой и уважением близких и друзей.

Воспитатель: Ребята, а чему учат нас эти сказки?

Эти сказки учат нас гостеприимству, вежливости.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами говорили о русском гостеприимстве, об обычае встречать гостей хлебом и солью, вспомнили пословицы о гостеприимстве и о хлебе. О многом поговорили, гостей и себя развеселили. Я надеюсь, вы тоже будете гостеприимными, добрыми хозяевами и с уважением относиться к гостям. Но пора нам прощаться. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает – удачно добраться до дома.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Мастер-класс «Самовар — символ гостеприимства»Мастер-класс «Самовар — символ гостеприимства» МАСТЕР - КЛАСС " САМОВАР - СИМВОЛ ГОСТЕПРИИМСТВА" Уважаемые коллеги,друзья и гости моей странички! Приближается праздник Масленица,.

Конспект музыкального открытого занятия с использованием русского фольклора в средней группе «Через луг в деревню» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42» Изобильненского городского округа Ставропольского края.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Сценарий мероприятия «Азбука гостеприимства» для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о семье и о взаимоотношениях в ней. Развивать коммуникативные качества и умения. Направление: «Социальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе «Традиции русского гостеприимства»
Опубликовано: 2 марта 2024 в 14:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в средней группе «Традиции русского гостеприимства»» (включая файлы) размещена пользователем Капина Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД