Лучший педагог года

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»

Коковина Наталья Анатольевна
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»

Тема «Автоматизация звука (ль, дифференциация звуков (ль)(й)».

Цель: закрепить правильное произношение звука (ль) в словах, предложениях, текстах и различать звуки (ль)(й) в речи.

Задачи:

1) закрепить умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;

2) развивать фонематический слух: упражнять в определении места звука в слове;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]“» размещена в разделах

3) автоматизировать звук (ль) в словах, чистоговорках, предложениях, текстах;

4) упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных; согласовании прилагательных и существительных в роде и числе;

5) учить составлять предложения по сюжетным картинкам; пересказывать небольшой рассказ с опорой на сюжетную картинку (рассказ «Алена и Поля» Н. В. Нищева «Будем говорить правильно»);

6) учить дифференцировать звуки (ль)(й) в словах;

7) упражнять в образовании множественного числа имен существительных в именительном и родительном падежах;

8) учить ориентировке в пространстве, отрабатывать предлоги «над, под, между»;

9) развивать зрительную память: учить запоминать 9 картинок;

Ход занятия.

I. Повторение артикуляции звука (ль) : губы в улыбке, язычок наверху за зубками, кончик языка смыкается с деснами, передняя часть спинки языка упирается в верхние бугорки (альвеолы, горлышко вибрирует.

II. Автоматизация поставленного звука изолированно в игре «Лена учится петь» - «ль-ль-ль» (можно то громче, то тише); в слогах: игра «Лена научилась петь» - «ля-ля-ля, ли-ли-ли, ле-ле-ле, лю-лю-лю. Можно предложить ребенку запомнить звуковой ряд и повторить, например, «ля-лю-ли-ле» (слоги можно менять местами).

III. Автоматизация звука (ль) в словах, предложениях, текстах.

1. Игра «Цветы».

Перед ребенком на столе разложены картинки с изображением цветов. Дети называют цветы: лилия, колокольчик, лютик, тюльпан, василек. Логопед просит определить место звука в словах «лютик, тюльпан, василек» (В слове «лютик» звук (ль) стоит в начале слова, в слове «тюльпан, василек» в середине). Логопед просит назвать садовые и полевые цветы. ( Садовые: лилия, тюльпан; полевые: колокольчик, лютик, василек).

2. Игра «Один – много».

Логопед предлагает поиграть : «Я назову один цветок, а ты много».

Л. - В саду один тюльпан.

Р. - В саду много тюльпанов.

Л. - В поле один колокольчик.

Р. – В поле много колокольчиков.

Л. – В саду одна лилия.

Р. – В саду много лилий.

Л. – В поле один лютик.

Р. – В поле много лютиков.

Л. – В поле один василек.

Р. – В поле много васильков.

3. Игра «Чья ветка, чей лист, чье полено?».

Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением деревьев (клен, тополь, липа, ель) и предлагает представить прогулку по парку. Ребенок рассматривает дерево и говорит:

«У тополя – тополиная ветка, тополиный лист, тополиное полено;

У клена – кленовая ветка, кленовый лист, кленовое полено;

У липы – липовый лист, липовая ветка, липовое полено».

Игра «Посадим аллеи и назовем их».

Аллея из тополей – тополиная аллея. Аллея из кленов – кленовая аллея.

Аллея из лип – липовая аллея.

Аллея из пальм – пальмовая аллея.

4. Спряжение в настоящем времени: «Гулять с бульдогом в кленовой аллее».

(Я гуляю, ты гуляешь, он (она, мы, вы, они).

5. Заучивание чистоговорки:

«Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель мы объехали

И домой поехали».

Можно варьировать: «до тополя доехали, до клена, до липы… и т. д.

6. Игра «Какой предмет?».

Туфли для балета – балетные туфли; платье для бала – бальное платье; избушка изо льда – ледяная избушка; клюв лебедя – лебединый клюв; ветка с колючками – колючая ветка; компот из малины – малиновый компот; поляна в лесу – лесная поляна; чашка из глины – глиняная чашка; сок из сливы – сливовый сок; юбка в клетку – клетчатая юбка; ткань из льна – льняная ткань и т. д.

7. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Например: «Коля наливает в лейку воду. Лиля и Павлик гуляют по аллее. Валя и Толя покупают лимоны. Олени гуляют на лесной поляне. Павлик лепит танк, а Юля лепит утку».

8. Пересказ рассказа «Алена и Поля».

Алена и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они гуляли у поликлиники на поляне и плели венки из лютиков. После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и лимоны. (Н. В. Нищева. «Будем говорить правильно».)

IV. Дифференциация звуков (ль)(й) в речи.

1. Игра «Что подарим Лене, а что Яне?».

Например: Лене – лев, малина, лимон, телефон, улитка, а Яне – юбка, ежик, йогурт, йод, ящерица.

2. Игра «Что где лежит?»

Логопед раскладывает 9 картинок (лев, улитка, лимон, ежик, юбка, малина, телефон, йогурт, ящерица) в три ряда. Просит ребенка посмотреть на картинки и сказать, что находится в левом верхнем углу, в правом нижнем, в левом нижнем, в правом верхнем и в центре.

Затем можно попросить ребенка назвать картинки в первом, во втором и в третьем ряду. Затем отрабатываются предлоги «под, над, между».

Например: «Какая картинка находится над лимоном, а какая под ним. Что находится между малиной и львом?» и т. д.

Затем предлагает запомнить картинки, закрыть глаза и после того, как логопед перевернет их изображением вниз, открыть глаза и вспомнить все картинки.

3. Игра «Чей предмет?».

Копыта оленя – оленьи копыта; мех лисы – лисий мех; дупло белки – беличье дупло; улей пчел – пчелиный улей; хвост акулы – акулий хвост; хвост павлина – павлиний хвост; ласты тюленя – тюленьи ласты;

4. Игра «Один – много».

Кол – колья – много кольев; стул – стулья – много стульев; лист – листья – много листьев; улей – ульи – много ульев; крыло – крылья – много крыльев и т. д.

5. Игра «Вставь нужное словечко».

Лед – йод.

В аптеке продают …йод.

Зимой на реке…лед.

Ямка – лямка.

В земле маленькая…ямка.

У юбки оторвалась…лямка.

Любочка – юбочка.

Девочку зовут …Любочка.

У нее новая…юбочка.

Люк – юг.

Там, где всегда тепло – это…юг.

В земле есть глубокий…люк.

Моль – мой.

Маленькая бабочка – это… моль.

Этот мячик…мой.

Список используемой литературы при составлении занятия :

1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2002 г.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация звуков у детей. Изд. -во ГНОМ. 2006 г.

3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Изд. -во «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2010 г.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков : речевые игры на автоматизацию звуков. Москва. ТЦ Сфера. 2016 г.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [с] в словах, словосочетаниях. Цель: Автоматизировать звук[с].

«Автоматизация звука [Л]». Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Л]» Цели: Коррекционно-образовательные: - закрепить навыки правильного произношения звука [Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах и словах» Тема: автоматизация звука [с] в слогах и словах. Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [с] в слогах и словах. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л]» Ход занятия: I. Организационный момент. – Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть.

Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука [Ш] по сказке «Теремок» Цель: закрепление и автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в умении правильно.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: Автоматизация звука [Р] в слогах, в словах. Цель: закрепление навыка правильного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: автоматизация звука [л] Задачи: Образовательные: • Закреплять правильное произношение звука в слогах, словах, и во фразовой речи;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р]» Цель: - коррекция произношения звука р. Задачи: - изолированное произношение звука р; - автоматизация звука р в слогах, словах, в чистоговорках;.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в предложениях» Цели: 1. Развитие мелкой моторики; 2. Развитие просодической компонентов речи; 3. Развитие артикуляционной моторики; 4. Автоматизация звука.

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]»План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С]» Цель занятия: автоматизация звука «С» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: - закрепление правильного произношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»
Опубликовано: 24 января 2019 в 11:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л’], дифференциация звуков [л’]-[й]»» (включая файлы) размещена пользователем Коковина Наталья Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД