Получи документы

История росписи пасхальных яиц

Елена Кононова
История росписи пасхальных яиц

Многие люди никогда не задумываются о традиции украшать пасхальные яйца. Причем этот сувенир был популярен во все времена. И оказывается у него очень интересная история.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича (1629—1676) для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

Публикация «История росписи пасхальных яиц» размещена в разделах

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить, как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские «писанки» и «крашенки». Облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменялся с течением времени. «Писанки» и «крашенки», характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным изменениям. Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано это было в первую очередь с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс. В едином русле шло развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: «Яйца точили и формовали». Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца.

Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца. Датировать образцы, которые были одноразовым заказом к пасхальным дням, можно по стилистическим художественным признакам.

Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов («Сошествие во ад», «Воскресение» и др., религиозной символики и атрибутики.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах и извлекались только во время Пасхи.

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с «крашенками» (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и «писанками» (расписанными орнаментом). Традиция изготовления «писанок» была сильна в западных районах Украины. Тамошние «писанки» напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент «писанок» делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских «писанок» много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

«Писанки», как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом, оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и «писанка» готова. Применяются обычно растительные краски. «Писанки» имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым «инструментом». Такие яйца называются «шкрябанками».

В городе Горьком, - писал историк искусства М. Л. Ильин, - на воскресном базаре (лучше всего в так называемое «Вербное воскресенье», за неделю до Пасхи) на колхозных рынках вы обнаружите подлинные россыпи, иначе не назовешь, замечательного народного искусства. То будут деревянные расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое поразительно яркой «химически-анилиновой» росписью. Долгое время эта роспись не поощрялась официальными властями, поэтому живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края - Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать «тарарушки» ( токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в 20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-майданской росписи - она выполняется локально нанесенными красками: алой, желтой, синей. При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами росписи : деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Обычно размер образцов не превышает размера настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца размером побольше. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах «XВ», изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины. Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи и орнаментации украинских «писанок». Та же языческая символика на яйце - петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий к естественному размеру куриного; те же принципы оформления. Таким образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая традиции.

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-посадское предприятие «Сувенир», которое на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

Славен также Нижегородский край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись «верховая» и «под фон». «Верховой» рисунок наносится мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись «под фон» имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту Древней Руси. Пасхальные хохломские яйца, созданное на производственно-художественном объединении «Хохломская роспись», отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве подарка и в языческие, и в христианские времена.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только в постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры. Во время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи.

Как и до революции, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскино, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только опытные высококвалифицированные мастера. Роспись пасхального яйца требует хорошего знания иконографии. Эти центры имели не только иконописные мастерские. Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим иконописцев, чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц болотного шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только в Центре мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии «Мстерский ювелир». Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на основе геометризованного растительного орнамента.

Искусство холмогорских мастеров известно давно. Алексей Михайлович в XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, в XVIII веке они были привезены в новую столицу - Петербург, где создали не превзойденные по мастерству произведения искусства. Творениям холмогорских резчиков присущи особая нарядность и торжественность, их отличает высокое мастерство, свидетельствующее о своеобразных художественных традициях этого центра в селе Ломоносове Холмогорского района.

Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса, майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен. Гжельские пасхальные яйца Товарищества «Гжель» - фарфоровые с кобальтом и майоликовые с многоцветной росписью - широко известны с дореволюционных времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с изображением православных храмов являются наиболее распространенными. Гжельские пасхальные яйца имеют различные размеры.

Известны яйца из фарфора с лепниной кисловодского «Феникса» и фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия «Аксинья». Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках собственного художественного стиля.

Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного художественного промысла - Товарищества «Вятский сувенир». Наряду с традиционным для этого центра инкрустированием соломкой есть и яйца, расписанные на религиозные сюжеты.

В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это целый мир, яркие штрихи к живому образу России.

Основные виды росписи пасхальных яиц

Писанки - это расписанные пчелиным воском и красками сырые яйца, которые дарят друг другу на Пасху. Писанки — это один из самых сложных способов раскрашивания яиц. На сыром холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском и опять макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца — или над пламенем газовой горелки, или над свечой. По мере того, как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой.

Крашанка

сваренное вкрутую яйцо, окрашенное в один цвет без узоров. В основном, именно крашанки делают на Пасху, также ими играют в игры. У славян катание крашанок по первой траве – магическое действие, призывающее мать-землю к плодородию.

Крапанка

яйцо с однотонным фоном, на который горячим воском нанесены пятна, полоски, крапинки. Древние крапанки могли иметь в основе не более трех цветовых сочетаний. 1

Дряпанка

(шкрябанка)

однотонно окрашенное яйцо, на котором узор процарапывается металлическим острием. Обычно шкрябанки окрашиваются природными красителями, так как пищевые очень сильно размазываются при процарапывании.

Малеванка

яйцо, расписанное придуманным узором. Они не несут символического значения, могут расписываться краской (а не воском). На малеванках зачастую помимо узоров, рисуют сюжетные картинки, пейзажи.

Яйчата

яйца, вырезанные из дерева и камня, сделанные из фарфора и глины, изготавливались на Руси еще в ХIII веке. Позднее яйца стали украшать бисером, кружевами, вязанием и т. д. Самые известные в мире «Яйчата» изготавливал императорский ювелир Карл Фаберже.

Какие могут быть натуральные красители для яиц?

Луковая шелуха

Один из многих способов: наполните кастрюлю луковой шелухой, долейте холодной воды до верха, оставьте на полчаса. Поставьте на огонь. После закипания проварите ещё 10-20 минут. Дождитесь, пока остынет, потом процедите. В этом отваре потом можно варить яйца примерно 7 минут. Следите, чтобы отвар покрывал яйца полностью. Если после остывания натереть яйца растительным маслом, они будут блестящими и особенно красивыми.

Сок замороженных ягод — клюквенный, черничный, ежевичный, черноплодной рябины

Ягоды размораживаете, давите вилкой, чтобы выпустить сок. Сырые яйца заливаете водой, добавляете давленые ягоды с водой так, чтобы жидкость полностью покрывала яйца. Варите яйца 7-10 минут. Чтобы яйца не треснули, можно добавить в жидкость половину чайной ложки соли.

Можно заранее приготовить отвар, проварив раздавленные ягоды 15-20 минут и процедив жидкость. Пропорция: на 200 г воды примерно 100 г ягод. Заранее обезжирив скорлупу, варить яйца в отваре 7-10 минут.

Куркума

На 1,5-2 литра воды уйдёт 20-30 г приправы. Засыпьте куркуму в воду. Поставьте на огонь. После закипания убавьте огонь и варите минут 15. Отвар остудите, переложите в него хорошо вымытые яйца. Варите 8-10 минут на умеренном огне. Выложите сваренные яйца на покрытую салфеткой тарелку. Салфетка впитает влагу и на яйце не останется тёмного пятна.

Кофе

Кофе насыпаете в кастрюльку, заливаете водой (примерно 5 чайных ложек кофе на стакан воды). Доводите до кипения, уменьшаете огонь, варите 10 минут. Процеживаете раствор. Сырые яйца тщательно моете, заливаете остывшим кофе так, чтобы яйца были полностью прикрыты. Варите на медленном огне 7-10 минут. Тарелку накрываете салфеткой, выкладываете яйца. Растворимый кофе даёт не такой красивый и насыщенный цвет.

Овощной отвар (свёкла, морковь)

Корнеплод очищаете от кожуры, режете на пластины или соломкой. Капусту режете соломкой. Варите овощи в небольшом количестве воды, чтобы получить насыщенный цвет. Процеживаете, остужаете. Тщательно вымытые яйца кипятите в отваре 10 минут, потом выкладываете на тарелку.

Красная капуста

Половину кочана капусты варите 30 минут в 1 л воды. Процедите отвар, добавьте в него по 2 столовые ложки соли и белого спиртового уксуса. Поместите туда варёные яйца и держите там до окрашивания. Чтобы скорлупа стала по-настоящему синей, яйца должны пролежать в воде целую ночь.

Чайная заварка

Приготовьте крепкую чайную заварку, дайте ей настояться. Отваривайте яйца в растворе до получения, желаемого светло- или тёмно-коричневого оттенка.

Крапива

Сушёную или свежую крапиву (чем больше, тем лучше) проварите в кастрюле 25 минут. Отвар процедите и остудите. Добавьте столовую ложку уксуса, чтобы цвет хорошо держался. Поместите в отвар яйца и кипятите на умеренном огне 7-10 минут.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Декупаж пасхальных яиц»Мастер-класс «Декупаж пасхальных яиц» Не хочется затягивать приамбулу данной публикации. Потому, переходим непосредственно к мастер - классу. Нам понадобится: Варёные крашеные.

День пасхальных открыток на МAAMДень пасхальных открыток на МAAM Вот скрипнула калитка, а вот и трель звонка… Пасхальная открытка пришла издалека! В наше время всё больше ценятся подарки, сувениры,.

Фотоотчет «Ко Дню пасхальных яиц на МAAM»Фотоотчет «Ко Дню пасхальных яиц на МAAM» Посмотрите, что за чудо Положила мама в блюдо? Тут яйцо, но не простое: Золотое расписное, Словно яркая игрушка! Здесь полоски, завитушки,.

Мастер-класс к Дню пасхальных сувениров на МAAMМастер-класс к Дню пасхальных сувениров на МAAM Мастер - класс к дню пасхальных сувениров на МААМ. Описание: данный мастер-класс предназначен для детей дошкольного и младшего школьного.

Мастер-класс по марморированию пасхальных яицМастер-класс по марморированию пасхальных яиц Мастер-класс по окрашиванию пасхальных яиц. Пасха — такой чудесный и светлый праздник! Дети его хорошо знают и любят. Крашенные яйца,.

Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц»Мастер-класс «Роспись пасхальных яиц» «Роспись пасхальных яиц» К нам пришел праздник праздников лучший, Самый главный, любимый, певучий, Торжествуйте же, люди! Все вместе принимайте.

Мой вклад в День Пасхальных яиц на МAAMМой вклад в День Пасхальных яиц на МAAM Мой вклад в День Пасхальных яиц на МААМВ четверг на Страстной неделе православные вспоминают Тайную Вечерю. В этот день Иисус Христос преподал.

Сценарий кукольного спектакля «Огородная история» по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Сценарий детско-родительской конференции «История костюма — история и культура страны»Сценарий детско-родительской конференции «История костюма — история и культура страны» Предлагаю Вам сценарий детско-родительской конференции «История костюма – история и культура страны». В подготовке и проведении конференции.

Видеопрезентация о видах росписи пасхальных яиц Нет,наверное, такой семьи, в которой бы не окрашивали яйца к празднику Великой Пасхи. Но, не все знают, какие виды росписи Пасхальных яиц.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История росписи пасхальных яиц
Опубликовано: 29 октября 2019 в 13:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «История росписи пасхальных яиц» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кононова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД