Лучший педагог года

Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Нафикова Елена Сергеевна
Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В настоящее время существует множество методик по формированию навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование-это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Такие авторы как Л. В. Эльконин, А. М. Леушина, А. А. Венгер считают целесообразным применение наглядного моделирования, т. к. этот метод доступен детям и развивает мышление, память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Публикация «Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В логопедической работе используются разнообразные наглядные модели. Наиболее простая из них модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся геометрические фигуры и применяется для пересказа текстов циклического типа (сказка<<Репка>>). После овладения детьми моделью данного вида можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида характерна следующая особенность: при составлении рассказа дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл, принёс и т. д.) с моделями. Кроме того, эти виды моделирования можно применять одновременно.

Работа с моделями проводится в три этапа:

1. Ориентировочный. Логопед демонстрирует готовую модель, дети её изучают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Обучающий. Дети совместно с логопедом составляют модель и работают с ней.

3. Творческий. Дети самостоятельно составляют модели и используют их.

Варианты использования моделей в логопедической работе по формированию навыков связной речи у детей с ОНР :

• Составление описательных рассказов по лексическим темам.

• Составление пересказов.

• Составление самостоятельных рассказов.

При систематическом использовании данного метода дети учатся:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять план умственных действий речевого высказывания.

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

3. Соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая, рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой.

Кроме того, этот метод оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Собственный практический опыт работы позволяет сделать вывод о высокой эффективности применения метода наглядного моделирования в логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 22 марта 2021 в 14:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование наглядного моделирования в формировании навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Нафикова Елена Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД