МААМ-картинки

Исследовательская работа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Корнева Галина Михайловна
Исследовательская работа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр» имени И. Т. Краснова с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области

Исследовательская работа

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Выполнил:

Романов Егор

ученица 4»Б» класса

Руководитель: Корнева Галина Михайловна

село Большая Глушица

2018 год

Оглавление

Введение 4

Публикация «Исследовательская работа „Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья“» размещена в разделах

1. Солнце 4

1.1. Солнечная система 4

1.2. Отражение, преломление и поглощение солнечных лучей 6

1.2.1. Солнечный зайчик 6

1.2.2. Опыт с прозрачной призмой. Радуга 6

1.2.3. Опыт с увеличительным стеклом 7

1.2.4. Машинка на солнечной батарее 8

2. Воздух 8

2.1. Атмосфера. 8

2.2. Использование сжатого воздуха 8

2.3. Опыт с задержкой дыхания. Противогаз 9

2.4. Опыт с лёгким шариком в струе воздуха 9

3. Вода 10

3.1. Мировой океан 10

3.2. Три состояния воды: опыт с заморозкой и кипячением воды 10

3.3. Опыты со смешиванием и растворением 11

3.4. Роль воды в жизни человека 12

3.5. Опыт с легким шариком, помещённым в ванну под струю воды 12

3.6. Опыт с опрокидыванием наполненного водой стакана,

прикрытого листом бумаги 12

Заключение 13

Список литературы 13

Проблема:

Необходимо выяснить, какую роль играет в жизни человека солнце, воздух и вода?

Цель: Выяснить, как солнце, воздух и вода влияют на всё живое.

Задачи: Изучить научную литературу по данной теме.

В процессе проведения опытов выяснить связь неживой и живой природы.

Соблюдать правила безопасности в жизни.

Введение

Меня интересует окружающий мир. Особенно я люблю проводить опыты. Летом в ясную погоду днём светит и греет солнышко, а ночью прохладно и в Иргизе красиво отражается луна. Иногда ветер нагоняет тучи и может пойти дождь. Какую роль играют в жизни человека солнце, вода и воздух? На эти вопросы я и попытаюсь ответить в настоящей работе.

1. Солнце

1.1. Солнечная система – [3]

Солнце – это звезда. Вокруг неё обращается наша планета Земля и несколько других планет по разным орбитам. Вместе они образуют солнечную систему. Вокруг некоторых планет обращаются спутники. У Земли - это Луна. Земля вращается вокруг своей оси и делает один оборот в сутки. Она поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой и там день сменяет ночь. Также Земля обращается вокруг Солнца за один год по эллиптической орбите и то приближается к нему, то удаляется от него. При этом ось Земли наклонена к плоскости орбиты. Из-за этого лето сменяет зиму в одном полушарии Земли и в тоже время зима сменяет лето в другом полушарии Земли. Размерами Земля по сравнению с Солнцем, как горошина по сравнению с футбольным мячом. Земля имеет защитную оболочку из воздуха – атмосферу. Мы этим воздухом дышим. Насекомые, птицы, воздушные шары и самолёты летают по воздуху. Большая часть поверхности земли покрыта водой. И в воде и на суше кипит жизнь. С появлением человека на Земле появилась разумная жизнь. На других планетах её пока не обнаружили.

1.2. Отражение, преломление и поглощение солнечных лучей

1.2.1. Солнечный зайчик

Возьмём небольшое плоское зеркало, расположим его на пути солнечных лучей и направим солнечный зайчик в тёмный угол комнаты. На пути отражённых солнечных лучей перпендикулярно к ним на расстоянии примерно одного метра разместим тёмный плоский экран и обведём контуры солнечного зайчика маркером. Приближая и удаляя экран отметим, что размеры солнечного зайчика не меняются и совпадают с размерами зеркала. Этот опыт доказывает, что солнечные лучи параллельны.

1.2.2. Опыт с прозрачной призмой. Радуга

Возьмём прозрачную призму с плоскими гранями и расположим её на пути солнечных лучей. Параллельные солнечные лучи проходят в призме разный путь, так как её грани не параллельны. При выходе из призмы они преломляются и разлагаются в солнечный спектр. Такое явление можно наблюдать в природе глядя со стороны на освещённые солнцем дождевые облака. Радуга возникает при прохождении солнечных лучей через капли воды как через множество прозрачных призм.

1.2.3. Опыты с увеличительным стеклом – [1], стр. 21

Возьмём два листа бумаги чёрный и белый и положим их на солнце. Через некоторое время потрогаем листы. Чёрный лист нагрелся сильнее. Он поглотил больше энергии солнечных лучей, белый больше их отразил.

Теперь возьмём лист чёрной бумаги, расположим его перпендикулярно солнечным лучам и на их пути поместим увеличительное стекло – выпуклую линзу. На листе появится солнечный круг. Будем приближать линзу к листу, пока солнечный круг не превратится в яркую точку. Пойдёт дым и в листе будет прожжено маленькое отверстие. Это можно объяснить так. Параллельные солнечные лучи проходят через линзу и отклоняются в сторону её наибольшей толщины, то есть к её центральной оси. В некоторой точке на этой оси, называемой фокусом, солнечные лучи пересекаются. В фокусе солнечные лучи собраны в плотный пучок и греют наиболее сильно. При совмещении фокуса с листом, последний прогорает.

Повторим опыт с белым листом. Он тоже прогорает насквозь, но не так быстро, так как отражает больше солнечных лучей.

1.2.4. Машинка на солнечной батарее – [1], стр. 20

Возьмём машинку из электронного конструктора «ЧУДО КИТ» и вставим в неё гальваническую батарейку. Поставим машинку на пол и включим её. Машинка едет. Выключим её и заменим гальваническую батарейку солнечной батареей. Поставим машинку в тёмный угол комнаты и включим её. Машинка остаётся неподвижной. Перенесём машинку на освещённое солнцем место, машинка сразу начинает движение. В солнечной батарее энергия солнечных лучей преобразуется непосредственно в электрическую энергию.

2. Воздух

2.1. Атмосфера

Земля имеет воздушную оболочку - атмосферу и на снимках из космоса выглядит голубой. Это солнечные лучи частично рассеиваются в атмосфере и создают такой эффект. Атмосферный воздух – это смесь нескольких газов. Он абсолютно прозрачный и лёгкий. Всё же его можно увидеть и почувствовать. При нагревании, например, солнечными лучами воздух расширяется, становится теплее, легче и поднимается вверх. На его место со стороны высокого давления поступают новые воздушные массы. Так образуется ветер. Благодаря воздуху насекомые, птицы, самолёты и другие аппараты могут летать.

2.2. Использование сжатого воздуха

Сжатый воздух широко применяется в быту и в технике. Воздухом

можно надуть воздушный шарик, накачать мяч, колёса автомобиля или резиновую лодку. Сжатым воздухом открывают и закрывают двери автобусов. Особенно мне нравится надувной детский аттракцион «Батут».

2.3. Опыт с задержкой дыхания. Противогаз

Возьмём секундомер. Сделаем несколько глубоких вдохов и полных выдохов. Наберём полную грудь воздуха, задержим дыхание и включим секундомер. Будем наблюдать за стрелкой секундомера и бороться с нарастающим удушьем. С каждой секундой становится всё труднее сдерживать дыхание. Наконец не выдерживаем, засекаем время, выдыхаем насыщенный углекислым газом воздух и вдыхаем свежий воздух. Мне удалось продержаться 20 секунд. Без дыхания человек погибает в течение нескольких минут.

Иногда при авариях, террористических актах и стихийных бедствиях люди попадают в среду отравляющих и удушливых газов. У спасателей на этот случай есть специальные приборы – противогазы с фильтрами и даже с запасом свежего воздуха.

2.4. Опыт с лёгким шариком в струе воздуха – [1], стр. 63

Возьмём небольшую трубочку, например, соломинку для коктейля и маленький лёгкий шарик, например, для настольного тенниса. Расположим трубочку вертикально и будем подавать в неё воздух, например, дуть в неё. Введём в струйку воздуха из трубочки шарик и отпустим его. Шарик повисает в воздухе. Прекращаем дуть, и шарик падает на пол. Почему он не падает, а удерживается струйкой воздуха в подвешенном состоянии? Давление в движущихся слоях воздуха ниже, чем у неподвижных окружающих масс воздуха, находящихся под нормальным атмосферным давлением. Шарик остаётся в струе, так как на него со всех сторон давит неподвижный атмосферный воздух. На этом принципе основано создание подъёмной силы крыльев птиц и самолётов. По этой же причине засасывает в себя недостаточно прочно закреплённые или недостаточно тяжёлые предметы такое грозное явление природы как смерч.

3. Вода

3.1. Мировой океан

На географических картах горы изображают коричневым цветом, низменности и равнины - зелёном, реки – синим, а озёра моря и океаны – голубым. Горы и долины образуют континенты. Вместе их называют сушей. Реки озёра, моря и океаны вместе иногда называют мировым океаном, хотя каждый океан имеет и свое собственное название. Воды на земле много. Если посмотреть на глобус, то он на три четверти голубой. Однако в морях, океанах и некоторых озерах она солёная. Такую воду без обработки пить нельзя. Пресной воды, пригодной для питья человеком и животными и для полива сельскохозяйственных растений мало, всего два процента от общего её количества.

3.2. Три состояния воды: опыт с заморозкой и кипячением воды

Все вещества в природе бывают твердыми, жидкими и газообразными. Возьмём формочку для льда, наполним её водой из-под крана и поставим в морозильник. Через некоторое время достаем формочку из морозильника и видим, что жидкая вода превратилась в твёрдый лёд. Вытряхнем кубик льда из формочки в кастрюльку, поставим кастрюльку на плиту и будем наблюдать. Через некоторое время лёд растаял и превратился снова в воду. Продолжим кипячение воды. Спустя некоторое время вода начинает кипеть, и над кастрюлькой появляется пар. Вода кипит, пар улетучивается. Наконец вода в кастрюльке полностью выкипает. Плиту выключаем.

Таким образом, мы получили одно и то же вещество – воду в твёрдом, жидком и газообразном состоянии в зависимости от степени её нагретости, от её температуры.

3.3. Опыты со смешиванием и растворением

Наполним стакан водой до половины. Добавим в него заварки из заварочного чайничка и размешаем чайной ложечкой. Вода в стакане равномерно окрашивается в коричневый цвет заварки. Жидкости вода и заварка смешиваются.

Наполним стакан водой до половины. Добавим в него подсолнечного масла и помешаем чайной ложечкой. Жёлтое подсолнечное масло осталось на поверхности воды. Жидкости вода и подсолнечное масло не смешиваются. Подсолнечное масло легче воды.

Наполним стакан водой до половины. Добавим в него одну чайную ложечку соли и помешаем. Соль и стакане исчезла. На вкус вода в стакане стала солёной. Твёрдая соль в воде растворилась.

Наполним стакан водой до половины. Добавим в него одну чайную ложечку сахарного песка и помешаем. Сахарный песок в стакане исчез. На вкус вода в стакане стала сладкой. Твёрдый сахарный песок в воде растворился.

Наполним стакан водой до половины. Добавим в него одну чайную ложечку чистого речного песка и помешаем. Речной песок остался на дне стакана. Вкус вода в стакане не изменила. Твёрдый речной песок в воде не растворился. Речной песок тяжелее воды.

3.4. Роль воды в жизни человека

Жажда мучит людей, оказавшихся без запасов воды и не сумевших

найти природный источник воды. Без воды происходит обезвоживание их организма, и они погибают в течение нескольких дней.

Вода широко используется человеком для приготовления пищи, для помывки, стирки одежды, уборки жилища, в технических целях, для центрального отопления домов и для многого другого, обусловленного её особыми свойствами. Вода очень привычное и в то же время очень загадочное вещество. Не зря в русских народных сказках упоминается о мертвой и живой воде.

3.5. Опыт с лёгким шариком в струе воды

Возьмём лёгкий шарик, например, для настольного тенниса и поместим его в ванну под струю воды из крана. Шарик удерживается в струе воды. Закроем кран и шарик тут же отплывает. Просматривается аналогия с поведением шарика в струе воздуха (смотри пункт 2.4.).

3.6. Опыт с опрокидыванием наполненного водой стакана, прикрытого листом бумаги – [2], стр. 63

Возьмем стакан с ровной кромкой, наполним его водой так, чтобы она начала переливаться. Прикроем стакан плотным листом бумаги. Прижмём лист бумаги к кромке стакана ладонью и быстро опрокинем его. Уберём ладонь. Лист остаётся на месте как приклеенный и удерживает воду в стакане пока не намокнет. Как это объяснить? Надо подумать!

Заключение

Окружающий мир многообразен и удивителен. В нём есть всё необходимое для жизни: тепло и свет солнца, воздух атмосферы, воды мирового океана. Эти явления и вещества я хочу исследовать, наблюдать, ставить эксперименты, анализировать их результаты, полученные знания использовать в жизни. Опыты можно проводить на природе, на даче, дома и в школе. При этом необходимо присутствие взрослых. Надо быть осторож-ным, соблюдать правила безопасности. А опасность подстерегает повсюду. Например, при купании в реке можно захлебнуться или обгореть на солнце.

Список литературы

1. Рабиза Ф. В. Техника твоими руками. М. : «Детская литература», 1975.

2. Физическая смекалка. Занимательные задачи и опыты по окружающему миру для детей. М. : «ОМЕГА», 1994.

3. Солнечная система для детей. Яндекс. Картинки.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Фотоотчёт о мероприятии в ДОУ «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» В нашем детском саду сегодня прошло музыкально-спортивное мероприятие «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», в котором принимали.

Фотоотчет о летнем празднике «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Фотоотчет о летнем празднике «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Лето- замечательная пора. Все любят лето за его краски. Лето всем нам дарит много радости,счастья,солнца. Лето - это отдых и прогулки с друзьями.

Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Фотоотчет о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Лето - удивительное время года, когда детям позволительно практически все. Прошедшая неделя была посвящена этой теме. То, что солнце, воздух.

Фотоотчёт о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»Фотоотчёт о тематической неделе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Лето - прекрасная, теплая и веселая пора для детей. Солнце согревает нас, нежит нас своими лучиками. На воздухе летом мы с детьми проводим.

Консультация для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Счастливый ребенок — это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке". Евгений Комаровский.

Консультация «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Консультация «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Закаливание детей в летний период Вот и наступила пора жаркого солнца и необыкновенно радостного настроения. Но лето – это еще и самое подходящее.

Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной.

Развлечение в средней группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Развлечение в средней группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Цель: Создать у детей доброе позитивное настроение от участия в конкурсах, играх. Задачи: -формировать.

Рекомендации для родителей «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию атмосферных температур воздуха и предотвратить частые.

Спортивный праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!». Старшая группаСпортивный праздник «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!». Старшая группа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». старшая группа Цель: Способствовать сохранению, укреплению здоровья воспитанников, организация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 17:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»» (включая файлы) размещена пользователем Корнева Галина Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД