Лучший педагог года

Исследование стратегий психологической защиты у подростков

Беляева Александра
Исследование стратегий психологической защиты у подростков

Исследование стратегий психологической защиты у подростков

Какова суть стратегий психологической защиты, этот вопрос является наименее исследованной областью и весьма прагматичной с точки зрения практики медицинской психологии и психотерапии. Особый интерес эта область вызывает в подростковый период, поскольку в это время происходит самоидентификация личности, ее становление, а также поиск своего места в жизни и формируется собственное Я, а воздействие стрессовых ситуации в этот период ощущается наиболее сильно. Именно в это время формируется и вырабатываются пути адаптации к реальности.

Публикация «Исследование стратегий психологической защиты у подростков» размещена в разделах

Недостаточная изученность стратегий психологической защиты является катализатором настоящего исследования. Весьма важным является изучение механизмов психологической защиты подростков, так как есть возможность получить знания о формировании адекватного и отклоняющегося поведения, о внутриличностных конфликтах подростков, о психосоциальных расстройствах. Исследование может в значительной мере увеличить представления о возможности разработки коррекционных и реабилитационных программ для подростков, с целью профилактики формирования и развития психосоциальных расстройств, что характерно именно для подросткового возраста.

Данное обстоятельство определило цель исследования – это изучение механизмов психологической защиты в подростковом возрасте.

Данная проблема является малоизученной т. к. в прошлом мало времени уделялось проблеме внутриличностных конфликтов.

В ходе обзора источников была выдвинута следующая гипотеза: доминирующем механизмом психологической защиты в подростковом возрасте является отрицание.

Таким образом целью данного исследования является выявление каков же доминирующий механизм психологической защиты в подростковом возрасте.

Была поставлена задача - исследовать механизмы психологической защиты подросткового возраста.

Объектом исследования – являются механизмы психологической защиты.

Предметом исследования выступают подростки.

Для исследования были выбраны учащиеся десятых классов. Средний возраст, которых составляет шестнадцать лет. Этот период- есть середина подросткового периода, что и является оптимальным для нашего исследования, позволяет сделать выводы о наличии доминирующего механизма психологической защиты.

Исследование проходило среди учащихся десятых классов. В количестве 28 человек. Из них девочек - 15, мальчиков -13. Средний возраст учащихся составляет 16 лет. Среди учащихся двух классов нет отличников, 2 человека учатся на 4 и 5. Остальные 25 человек по большинству предметов имеют оценку - удовлетворительно. Исследование проводилось в школьных классах.

Исследование было разделено на этапы. Итак, на первом этапе эксперимента была выбрана тема работы, проведен обзор статей по проблеме исследования. Был осуществлен теоретический обзор литературы по изучаемой проблеме, определена методологическую основа исследования. В процессе изучения специальной литературы пришли к выводу, что психологическая защита определяется как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения в рамках конфликтов между бессознательным и сознанием и между разными эмоциональными установками.

На следующем этапе исследования было произведено знакомство с учащимися, которые в дальнейшем подверглись исследованию.

В исследовании для изучения механизмов психологической защиты у подростков была использована следующая методика: психологическая диагностика индекса жизненного стиля (LIFE STILE INDEX).

Основная цель методики: диагностировать систему механизмов психологической защиты.

Анализируя результаты исследования механизмов психологической защиты, рассмотрим что в исследовании участвовали всего 28 человек, средний возраст, которых составляет 16 лет.

На первом этапе исследования с помощью опросника Плутчика-Келлермана-Конте были исследованы уровни напряженности 8 основных психологичеcких защит.

На втором этапе изучена иерархия системы психологической защиты и оценили напряженность всех измеряемых защит.

На третьем этапе обработаны результаты по опроснику механизмов психологической защиты Плутчика-Келлермана-Конте (LIFE STILE INDEX).

На четвертом этапе осуществлен подсчет баллов отдельно для каждого из 8 механизмов психологической защиты и определили уровень её напряжённости. В результате получены данные о напряженности каждой из защит.

В результате эмпирического исследования было выяснено, что в подростковом возрасте доминирующим механизмом психологической защиты является отрицание. Оно является преобладающим у 53,57% испытуемых. Реактивное образование преобладает у 10,75% исследуемых подростков. Рационализация - у 7,14% испытуемых. Вытеснение - у 14,29% исследуемых. Регрессия и замещение преобладают у лишь у 3,57% испытуемых каждая. Проекция - у 7,14% исследуемых подростков.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что преобладающим механизмом психологической защиты подросткового возраста является отрицание.

Поведение регулируется с помощью механизмов психологической защиты, в ситуациях когда интенсивность потребности самовыражения возрастает, а условия ее удовлетворения отсутствуют. Из всего жизненного цикла человека, период полового созревания привлекает большое внимание. В подростковом возрасте происходит усиление сексуальных и агрессивных тенденций, могут возникнуть психические расстройства с целью ухода от трудностей. А механизмы психологической защиты позволяют сохранять на некоторое время душевное равновесие.

Исследование было посвящено изучению области механизмов психологической защиты в подростковом возрасте. Проводилось исследование при помощи методики Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля» (LIFE STILE INDEX). Изучали уровень напряженности 8 основных психологических защит, изучить иерархию системы психологической защиты. В ходе исследования мы выполнили поставленные задачи, исследовали механизмы психологической защиты в подростковом возрасте. В результате было выяснено, что преобладающим механизмом психологической защиты подросткового возраста является отрицание, чем подтвердили выдвинутую нами гипотезу и достигли цель нашего исследования.

Таким образом, можно сделать вывод - преобладающим механизмом психологической защиты в подростковом возрасте является отрицание. Отрицание формируется в детском возрасте и поэтому не требует предварительного обучения. Очень часто отрицание приводит к неадекватности оценивания происходящего вокруг, собственно говоря, это и приводит к усложнению поведения подростка.

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Фотоотчёт об участии в городской психологической акции «Мамочка, любимая моя!»Фотоотчёт об участии в городской психологической акции «Мамочка, любимая моя!» Совсем недавно прошёл осенний праздник признания в любви своим мамам, мамочкам, мамулям – День Матери. Каждый год мы отмечаем этот праздник.

Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна»Фотоотчет о проведении психологической акции «Всемирный день сна» Фотоотчет о проведении Психологической акции "Всемирный день сна". Наступила вена! И многие люди очень остро реагируют на смену сезонов.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха» Цели: - развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; - исследование давления воздуха; - развивать.

Опыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детейОпыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детей Во время занятий по теме «Фрукты» старались донести до сознания ребят, что все фрукты не только вкусны, но и полезны. Особенно полезны.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование стратегий психологической защиты у подростков
Опубликовано: 9 декабря 2020 в 08:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование стратегий психологической защиты у подростков» (включая файлы) размещена пользователем Беляева Александра в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД