МААМ-картинки

Игровые технологии. Развитие словаря у детей младшей возрастной группы посредством словесных игр

Валентина Радушкевич
Игровые технологии. Развитие словаря у детей младшей возрастной группы посредством словесных игр

Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей дошкольного возраста как одну из важных задач развития речи.

Младший дошкольный возраст пора более насыщенного, более активного восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.

Публикация «Игровые технологии, Развитие словаря у детей младшей возрастной группы посредством словесных игр» размещена в разделах

В любой деятельности ребенка: в разговорах, в чтении сказок, в заучивании стихотворений, в рассматривании картинок, в игре, в удовлетворении потребностей (еда, подготовка ко сну, умывание) имеется в какой-то мере познавательный момент.

Игра является одним из видов детской деятельности, который используется для обучения детей различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Важную роль в развитии словаря у детей младшего дошкольного возраста играют словесные игры. Словесные игры являются одним из видов дидактических игр и содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании детей. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Словесные игры могут успешно использоваться как форма обучения или игровой прием, игровая ситуация, словесные упражнения на непосредсвенно - образовательной деятельности, а также в другой деятельности, например:

Трудовая деятельность – эффективное средство обогащения словаря, навыков речевого общения.

Игровая деятельность – благодатное условие для речевых проявлений детей и средство для воздействия на качество речи детей.

Бытовая деятельность – средство развития речи. В этой деятельности дети легче вступают в разговор.

Таким образом, словесная игра у детей младшего дошкольного возраста может являться средством для развития словаря, которая определяет и актуальность данной темы.

Моей целью использования игровой технологии, является поиск эффективных педагогических условий развития словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр.

Я считаю что, процесс развития словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий :

1. отбор содержания словесных игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением речевого материала;

2. работа по развитию словаря должна выстраиваться с соблюдением принципа взаимодополнения познавательного и речевого компонента детской деятельности;

3. содержание работы по развитию словаря будет реализовываться в режимных процессах.

Задачи игровой технологии :

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.

2. Выявить систему работы по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр.

3. Выявить и обосновать педагогические условия развития словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством словесных игр.

На основании мониторинга, который проводится в начале и конце учебного года удается выявить интерес детей к словесным играм и их понимание. А также в группе проводится наблюдение за детьми. В связи с полученными данными, разработана картотека словесных игр.

Словесные игры в младшем дошкольном возрасте - это в основном : потешки, песенки, сказки, прибаутки, загадки, благодаря которым, дети учатся воспринимать произведения народного творчества, а также учатся чувствовать рифму, ритм, интерес к художественному слову. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова; умение слушать художественное произведение, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Очень привлекают детей игры-забавы с заводными игрушками (механическими, заводными, с народными (движущимися фигурками медведей; курочками, клюющими зерно и т. д., игры-забавы с ветром, солнечными зайчиками. Показ сопровождается чтением стихов, веселыми шутками, прибаутками, считалочками, загадками.

Проводя словесные игры, нужно добиваться, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы. Учить их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу.

В течение дня идет тренировка пальцев рук в целях развития речевых зон мозга с использованием пальчиковых игр, например «Ладушки», «Пальчики». А в играх «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок или ребенка, у которого ленточка такого же цвета привязана к руке. Эти игры интересны, активизируют движения, закрепляют знания и словарь детей.

Для улучшения координаций движения, обогащения и закрепления словаря используются игры-шнуровки («Нарядим елку», «Теремок», «Овощи на тарелке», «Накроем стол для чаепития» и т. д.). Руководством в игре может служить стихотворение, потешка, сказка, песенка. В таких играх дети с удовольствием действуют в соответствии со словами.

Игровые действия в словесных играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания и слова, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Это следующие игры: «Угадай, кто позвал», «Коза рогатая», «У медведя во бору», «Хохлатка», «Уточка», «Мыши водят хоровод», «Карусель» и т. д.

На непосредственно-образовательной деятельности используются словесные и игровые упражнения. Такие упражнения также закрепляют, обогащают и активизируют словарь детей. Детям предлагаются следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.

В своей работе я применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков. Эти методы обучения сочетаю с методическими приемами: называние, показ, упражнения в подборе слов, повторение, создание импровизаций и имитаций (воображаемые ситуации) и т. д.

В течение дня в свободной деятельности детей проводятся следующие игры: «Подскажи словечко»; «Зеркало»; «Чего не стало»; «Медведь и пчелки»; в режимные моменты проводились игры: «В гостях у Мойдодыра», «Медведь и пчелки»; «Чудо дерево», «В гостях у Мойдодыра»; в индивидуальной работе с детьми проводятся игры: «Подскажи словечко», «Чего не стало»

Все эти игры направлены на формирование у детей умений слушать текст, импровизировать, имитировать действия и движения, звукоподражать в соответствии с текстом. А также они направлены на уточнение и активизацию глаголов, существительных.

Проведение этих игр детям доставляет радость, эмоциональный подъем, что в свою очередь повышает интерес к игре. Дети проявляют интерес к импровизации, к имитации, придумыванию движений. Им очень нравится выбирать игру в которую они будут играть на прогулке, например «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Лиса и зайцы» и т. д.

Для словарной работы можно использовать следующие дидактические игры: «Угадай, что изменилось», «Чудесный мешочек», «Игры с куклой», «Что одинаковое, что разное», «Кому что нужно», «Магазин» и т. д.

Посредством словесных игр дети учатся называть предметы, признаки предметов, учатся хоровым повторениям знакомых стихотворений и потешек, а также формируются навыки самообслуживания.

В режимные моменты дети читают знакомые потешки и строчки из стихотворений, что способствует организации поведения детей и речевой активности. Те дети, которые считаются не очень активными, самостоятельно начинают включаться к чтению знакомых строчек и к действиям, соответствующим тексту, начинают легко идти на контакт со сверстниками, справляться с ролью водящего. Взаимодействие детей друг с другом положительно влияет на активность речи.

Таким образом, посредством игровой деятельности развиваются познавательные процессы, речевая деятельность у детей, что способствует обогащению, закреплению, уточнению и активизации словаря детей. В процессе игр у детей расширяются знания о значении слов, представления о внешних признаках предметов, развивается речевая активность. Дети самостоятельно включаются в игру и в игровые действия. Интерес к играм проявляют малоактивные дети.

Обогащая познавательный опыт детей, приобретенный в процессе словесных игр, оказывают существенное влияние на игровую деятельность, на укрепление детских отношений (коллективизма, закрепляют и активизируют словарь детей, развитие диалоговой речи. Посредством словесных игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам. Словесные игры развивают умение внимательно слушать, понимать вопрос и находить нужный ответ. Основными средствами словесных игр являются : слово, словесный образ, игровое действие. Результатом словесных игр являются : знания, обогащение, закрепление и активизация словаря, положительные эмоции.

Публикации по теме:

Физкультурно–оздоровительные мероприятия на 2013–2014 учебный год ОСЕНЬ СентябрьМладший возраст «В гостях у осени» Старший возраст «Игры которые мы любим» ОктябрьМладший возраст «Мой веселый звонкий мяч».

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии. Развитие словаря у детей младшей возрастной группы посредством словесных игр
Опубликовано: 17 октября 2014 в 17:53
+79Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии. Развитие словаря у детей младшей возрастной группы посредством словесных игр» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Радушкевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД