МААМ-картинки

Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

Гурома Виктория Алексеевна
Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема профессионального самовоспитания специалистов к организации игровой деятельности детей. Раскрыты основные понятия и подходы готовности педагогов к организации игровой деятельности детей.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, готовность педагогов, игровая деятельность.

Публикация «Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Под теоретической готовностью педагога подразумевается, прежде всего, владение аналитическими умениями, т. е. способностью наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности.

Также на готовность влияет степень овладения прогностическими умениями. К таким умениям относится способность педагога предвидеть результат любого действия еще до его совершения в действительности. Например, нужно уметь прогнозировать развитие коллектива и педагогического процесса.

Помимо этого, педагог должен обладать проективными умениями, т. е. способностью переводить цели и содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи. А для этого он должен уметь самостоятельно выбирать необходимые средства, компоновать содержание и использовать наиболее результативные с педагогической точки зрения методы работы.

Для того же, чтобы профессиональная деятельность педагога могла быть правильным образом оценена и имелась возможность подвести ее итоги, он должен также обладать рефлексивными умениями, т. е. способностями к корректной самооценке.

В условиях современного образования возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро приспосабливаться к новым условиям, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда.

Проблема готовности человека к любой деятельности широко освещается в психолого-педагогической литературе (К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Ильин, М. И. Лукьянова, А. В. Петровский и др.). При этом готовность к деятельности определяется современными учеными как качество личности (М. И. Дьяченко, А. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев, А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров и др., как состояние личности перед началом деятельности (А. В. Барабанщиков, К. М. Дугай-Новакова, А. А. Деркач, В. А. Крутецкий,

Н. Д. Левитов, А. Ц. Пуни, Д. Н. Узнадзе и др., как наличие определенных способностей (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин).

Для более полного раскрытия исследуемой проблемы необходимо рассмотреть понятие готовности к профессиональной деятельности и выделить несколько подходов к его изучению.

Так, Т. И. Шалавина понимает готовность как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.

Также необходимо обратить внимание на понятие формирования готовности к профессиональной деятельности как области педагогического руководства целенаправленным развитием педагога, которое характеризуется изменениями, происходящими при воздействии субъекта на самого себя в личностной, мотивационной, познавательной и интеллектуальной сферах, в процессе выявления и развития качеств и свойств личности, необходимых и достаточных для воплощения собственных намерений и ценностных установок на саморазвитие.

В профессиональном стандарте педагога дошкольного образования выделены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования. Одним из требований его является способность педагога уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности : предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей.

Таким образом, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста является профессиональной обязанностью педагога ДОО.

Понятие «готовность педагогов к организации игровой деятельности детей» многоаспектно и включает в себя как качества личности педагога, так и собственно его деятельность, выраженную в профессиональных умениях и навыках по руководству игровой деятельностью детей.

В качестве критериев готовности педагогов к игровой деятельности нами были выделены мотивационная, содержательно-операционная и рефлексивная готовность.

Показателем для мотивационной готовности выступает : понимание необходимости владения навыками руководства игрой дошкольников; желание научиться владеть навыками руководства игрой дошкольников.

Показателями содержательно-операционной готовности являются достаточный уровень знаний об особенностях игровой деятельностью дошкольников; владение эффективными технологиями, методами развития и руководства игровой деятельности дошкольников; высокий уровень игровой деятельности дошкольников; эффективное планирование игровой деятельности дошкольников.

Показатели рефлексивной готовности является способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности; способность конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности; способность к профессиональной самооценке игровой деятельности дошкольников.

Анализ программ и методической литературы показал, что основным содержанием профессиональной деятельности педагога ДОО по организации игровой деятельности детей должно стать овладение детьми умениями и навыками игровой деятельности, соответствующим возрастным особенностям, которые формируются под влиянием правильной организации воспитателями.

Поэтому формирование готовности педагогов по мнению Л. Г. Богуславец, Давыдововой, А. А. Майер к организации игровой деятельности детей эффективней всего осуществлять через интерактивные формы работы при целенаправленной работе, организованной методистом в системе методической работы ДОО.

Интерактивный означает способность действовать или находится в режиме беседы, диалога. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого каждый педагог является активным, заинтересованным участником работы.

К числу наиболее эффективных интерактивных форм работы с кадрами можно отнести групповую работу, в том числе и малых группах, творческие мастерские, мастер-классы, «круглые столы», дискуссии, проектные семинары, кейс-технологии, разбор деловой документации, ролевые и деловые игры, имитирующие профессиональные ситуации, викторины и др.

На основании выделенных нами критериев и показателей, мы определили уровни готовности педагогов к организации игровой деятельности дошкольников.

Высокий уровень: педагоги планируют в системе работу по развитию игровой деятельности дошкольников; знают эффективные методы, приемы и средства руководства игровой деятельностью, адекватно оценивают уровень игровой деятельности детей своей группы, при этом у них есть желание повысить свой профессиональный уровень. У педагогов сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Конструктивно реагируют на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности. Дети этих педагогов играют в разные виды игр в течении дня. Уровень игровых умений соответствует возрасту. Педагог является участником и партнером в игре, постепенно усложняет игру, создает развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Средний уровень: педагоги планируют работу по развитию игровой деятельности дошкольников, в плане отражены не все виды игр дошкольников. Понимают необходимость владения навыками руководства игрой дошкольников, при этом есть желание повысить свой профессиональный уровень. Но воспитатели частично владеют эффективными технологиями, методами развития и руководства игровой деятельности дошкольников. У них частично сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Дети этих педагогов играют только в определенные виды игр в течении дня. Уровень игровых умений соответствует возрасту частично. Дети играют дружно, без конфликтов. Педагог старается быть участником и партнером в игре, но затрудняется в усложнении игры, создает развивающую среду, соответствующую возрасту детей.

Низкий уровень: педагоги планируют работу по развитию игровой деятельности дошкольников бессистемно, хаотично; педагоги понимают необходимость владения навыками руководства игрой дошкольников, но нет желания повысить свой профессиональный уровень. У педагогов не достаточный уровень знаний об особенностях игровой деятельностью дошкольников. У них не сформирована способность к самоанализу педагогической деятельности в области игровой деятельности. Не адекватно реагируют на ошибки и трудности, возникающие в процессе игровой деятельности. Дети этих педагогов играют только в определенные виды игр в течении дня. Уровень игровых умений не соответствует возрасту.

Грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами позволит сформировать готовность педагога к игровой деятельности детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Выносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулкеВыносное оборудование для организации игровой деятельности детей на прогулке В нашем детском саду прошел конкурс выносного оборудования для организации игровой деятельности детей на прогулке "Погуляем, поиграем".

Консультация для педагогов «Использование классической музыки в игровой деятельности детей дошкольного возраста» Всем известно, что классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 января 2024 в 16:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность педагогов к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гурома Виктория Алексеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД