МААМ-картинки

Формирование звукопроизношения ребёнка

Ирина Кузнецова
Формирование звукопроизношения ребёнка

Правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт. Однако выработка правильного произношения у детей, обычно, представляет для них большие трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р, оглушение звонких согласных и др.

Публикация «Формирование звукопроизношения ребёнка» размещена в разделах

Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе. Они, как правило, пишут так, как говорят.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью. Некоторые дети успешно справляются с этим процессом, но у многих он задерживается.

Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т. е. усвоение элементов грамоты

Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением

обучение которому должно осуществляться в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороны речи. Для осуществления этой задачи необходимо, совместно с родителями, осуществлять работу по воспитанию у детей правильного звукопроизношения.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

1. Пополнение словаря;

2. Усвоение грамматического строя ;

3. Обучение рассказыванию;

4. Выработка правильного произношения звуков

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороны речи.

Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:

1. Обследование речи и произношение ребенка;

2. Развитие правильной артикуляции;

3. Закрепление правильного произношения в свободной речи;

4. Развитие фонематического восприятия

5. Навыки звукового анализа предложения и слова.

Речевые упражнения в пределах каждого вида работы проводятся в порядке возрастающей трудности. Считается, что необходимым условием успешной работы над произношением является тщательное обследование речи детей. Необходимо располагать точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка. Без этих данных невозможно организовать работу. При правильной постановке речевой работы в ДОУ дети будут поступать в школу с нормальной речью и с навыками звукового анализа.

В работе по воспитанию правильной речи у детей дошкольного возраста каждый педагог должен уделять этому огромное внимание, помогая детям овладеть правильным звукопроизношением. На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр : с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

В младшем и среднем возрасте рекомендуется работу вести в следующих направлениях:

1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика, «Сказка о Веселом Язычке», речевое дыхание, голос (тихо - громко).

2. Уточнение произношения изолированного звука (песенка жука, комарика и т. д.).

3. Воспитание правильного произношения звуков в словах ( Игры с картинками: отбери картинки, где есть звук, игры с хлопками, игры с мячом)

4. Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи (чистоговорки, потешки, скороговорки на отрабатываемый звук)

В старшем дошкольном возрасте основным упражнением для развития фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается с узнаванием этого звука в слове. Родителям для закрепления полученных знаний в ДОУ предоставляется краткая информация о том, как можно в домашних условиях поиграть с детьми и тем самым закрепить необходимый результат:

1. Игра «Волшебный кубик». Продуктивным пособием для закрепления звукопроизношения звуков - песенок в игровой форме является «Волшебный кубик». На гранях кубика, оклеенного бумагой – цветовые сигналы звуков с, з, ш, ж, р, л. Ребенок бросает кубик, приговаривая : «Брошу кубик, посмотрю и вам песенку спою». В зависимости от того, цветовой сигнал какого звука окажется наверху, он называет соответствующий звук.

2. Упражнение по узнаванию звука в слове на слух и по картинкам. Попеременно, показывая и называя картинки, содержащие и не содержащие определенный звук,ребенок должен выделить определенный заданный звук и указать имеется ли он в этом слове или на картинке. Пример: Огород. Ребенок отвечает есть ли звук «Г» в данной слове.

3. Это же задание может иметь вариант: картинки на данный звук, картинки, не содержащие этого звука, раскладываются на стол обратной стороной вверх. Ребенок берет картинку и называет четко предмет, изображенный на картинке. Таки образом ребенок определяет есть ли данный звук в слове или нет.

4. Попробуйте с ребенком придумать слова на заданный звук.

Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждение проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни, т. е. все игровые упражнения можно включать как в занятия, так и в режимные моменты.

Итак, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Литература:

1. Богомолова Нарушение произношения у детей. Москва, 1979.

2. Лобзякова правильно и чётко говорить. Москва, 2003.

3. Руденко. Практическое пособие для логопедов. студентов, родителей. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.

4. Ракитина азбука. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006.

5., , Зимина работа с дошкольниками. Москва, 2003.

Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]» Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности. Звук [Ч] Цели: Коррекционно-образовательные: закрепить.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями»Отчёт педагога «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями» Отчёт по первой годовой задаче ДОУ «Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звукопроизношения ребёнка
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 10:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звукопроизношения ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД