Лучший педагог года

Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями

Ветчинкина Галина
Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями

Представления о здоровом образе жизни у подростков с интеллектуальной недостаточностью чаще всего фрагментарны, валеологическая мотивация низкая в связи с их ограниченным жизненным опытом и нарушением когнитивной сферы. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы с такими детьми является формирование у них основ валеологической культуры, которая включает:

-представления о самих себе, строении тела человека;

-овладение основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

-знание основ здорового образа жизни;

Публикация «Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями» размещена в разделах

-усвоения правил безопасного поведения в быту и природе.

Реализация данного направления осуществляется поэтапно через специальные занятия и предметно-практическую деятельность, имеющие тематическую цикличность: «Я и мое тело», «Я ухаживаю за собой», «Я и мое здоровье», «Я и мир вокруг меня» Все занятия носят комплексный характер, содержат игровые элементы, практические упражнения, проблемные ситуации, театрализованные приемы, и направлены на создание положительной мотивации у детей к усвоению знаний валеологического характера. Предметно-развивающая среда для этих целей имеется в кабинете социально-бытовой ориентировки и тренировочной квартире.

Для более прочного усвоения детьми с нарушением интеллекта знаний, умений и навыков коррекционно-воспитательная работа ведется с опорой на различные анализаторы: зрительный (включение наглядного материала, схем и условных изображений, просмотр видео и презентаций, слуховой (восприятие информации на слух, кинестетику (выполнение упражнений и движений, речедвигательную деятельность (проговаривание своих действий, оценка выполнения и т. п.)

Первоначально с детьми проводится цикл занятий, объединенных тематикой «Я и мое тело», который предполагает знакомство детей со строением человеческого тела, дети учатся правильно называть и показывать на картинке, муляже, на себе части тела, получают представления о том, для чего нужны человеку органы чувств, части лица и т. п.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни начинается с овладения детьми основными культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания. Занятие с элементами театрализации «В гостях у Мойдодыра» способствует росту мотивации у детей с умственной отсталостью при овладении такими навыками. Ряд занятий, объединенных тематикой «Я ухаживаю за собой» включает беседы: «Для чего нужно чистить зубы», «Правила чистюли», «Как ухаживать за своим телом», «Как нужно ухаживать за волосами» и др. Пошаговый метод в практических упражнениях, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода, позволяют сформировать у детей определенные навыки личной гигиены и умения самостоятельно обслуживать себя.

Цикл занятий «Я мое здоровье» направлен на получение детьми знаний о здоровом образе жизни: это сведения по правильному уходу за собой, выработка негативного отношения к вредным привычкам, значимость для здоровья человека режима дня, прогулок и утренней зарядки. Также воспитанники усваивают различные приемы самооздоровления: учатся выполнять самомассаж, делают зрительные и дыхательные гимнастики, закаливающие процедуры, релаксационные упражнения. Тематика занятий разнообразна: например, при изучении темы «Питание» дети знакомятся с полезными для здоровья продуктами, культурой питания, учатся самостоятельно готовить витаминный салат. Тема «Цвет моего настроения» - в занятия входят игротренинги, арт-терпевтические техники, дети учатся снимать мышечное и внутреннее напряжение, позитивно сотрудничать с окружающими.

В рамках темы «Я и мир вокруг меня» дети изучают правила безопасного поведения в быту и природе. Для этого с ними в доступной форме проводится инструктаж по технике безопасности при пользовании бытовыми приборами, часть занятий направлена на изучение правил дорожного движения: «Наш друг – Светофорик», «Как вести себя в общественном транспорте», и др. Темы занятий «Наши друзья – комнатные растения», «Бережем природу», «Солнце, воздух и вода» имеют и экологическую и валеологическую направленность, как тесно взаимосвязанные понятия.

Таким образом, коррекционно-воспитательная работа по формированию валеологической культуры у детей с интеллектуальной недостаточностью направлена на укрепление и сохранение их здоровья, имеет большое значение для подготовки детей к самостоятельной жизни, что дает, в дальнейшем, возможность особому ребенку успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми.

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учреждении. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Формирование эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения Добрый день, дорогие гости! Мы снова рады видеть вас в нашем учрежде-нии. Представьте себе цвет, который вы любите больше всего. К этому.

Формирование звуковой культуры речи у детей подготовительной группы Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение,.

Формирование массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника Влияние массовой культуры на формирование духовно-нравственных качеств дошкольника. "Педагогический процесс только тогда хорош, когда в.

Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения -Формирование речевого дыхания предполагает, и выработку воздушной струи. -Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями 4–5 лет. НОД «Моя семья» Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями (4-5 лет). Форма НОД: совместная деятельность.

Индивидуальное коррекционное занятие для детей с интеллектуальными нарушениями «Домашние животные и их детеныши» Тема: «Домашние животные и их детеныши» Задачи: • учить понимать обращенную речь, действовать по словесной инструкции; • активизировать.

Развитие мелкой моторики у детей с интеллектуальными нарушениями в ДОУ .

Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей с интеллектуальными нарушениями Выступление на педагогическом совете. Доклад на тему: «Современные педагогические технологии воспитательной работы по социализации детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 9 мая 2017 в 15:59
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование валеологической культуры у детей с интеллектуальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Ветчинкина Галина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД