Папки-передвижки

Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий

Ирина Зверева
Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий

Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий

Речь является важнейшей психической функцией человека. Безречевой ребёнок испытывает трудности в коммуникации и социализации, что оказывает негативное влияние на его психическое развитие в целом. Л. С. Выготский отмечал, что не только интеллектуальное развитие ребёнка находится в непосредственной зависимости от речи, но и формирование его характера, эмоций и самой личности [2]. Правильно сформированная речь у дошкольника, даёт возможность общения со сверстниками и служит фундаментом для обучения в школе. Ребёнок, правильно и понятно выражающий свои мысли, грамотно озвучивающий свои желания и вопросы, не испытывает трудностей при обучении в отличие от ребёнка, имеющего речевые дефекты. Такие дети чаще всего замыкаются в себе, становятся немногословными и застенчивыми, а на этапе освоения начальной общеобразовательной программы, испытывают трудности в чтении и письме. Д. Б. Эльконин обратил внимание на тот факт, что для эффективного овладения чтением и письмом необходимо у ребёнка развивать фонематическое восприятие. Так же, многие специалисты отмечают, что именно в дошкольном возрасте происходит его формирование. Недостаточность развития фонематического восприятия оказывает влияние на всю речевую систему: – на фонетику, в том числе на слоговую структуру речи, мелодико-интонационную сторону речи и звукопроизношение; – на лексику; – на грамматический строй речи; – на анализ и синтез речевых звуков. Специалисты отмечают, что детей с данной проблемой становится всё больше. Это особенно выражено у детей, страдающих ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, сложной дислалией, общим недоразвитием речи. Поэтому, развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой и должно стать неотъемлемой частью развивающих и коррекционных программ. Цель исследования: выявление дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников. Объект исследования: развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста посредством системы дидактических игр и игровых приёмов. Предмет исследования: дети дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников, может применяться воспитателями, логопедами, дефектологами в дошкольных образовательных учреждениях и родителями. Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач: Рассмотреть роль игровой деятельности в развитии фонематического восприятия; Подобрать дидактические игры и игровые приёмы; Проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач использовался теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и анализ результатов исследования. В дошкольном возрасте игровая деятельность имеет большое значение. Ведь неправильная речь, особенности речевого поведения находят отражение при участии в играх. Одной из форм обучающего воздействия на ребёнка являются дидактические игры. Как отмечает Д. Б. Эльконин [11], такой вид игры организует психические процессы, способствует умственному развитию, активизирует познавательную деятельность. С одной стороны, это имеет обучающий смысл, с другой стороны, обучение происходит в процессе игры, что приводит к наилучшему усвоению. В процессе дидактических игр, ребёнок не только приобретает необходимые знания о правильной речи, учится правильному поведению в коллективе и анализу своей деятельности, но и закрепляет приобретённые ранее умения и навыки, проявляя при этом самостоятельность и активность. Процесс усвоения материала заключатся не только в его прослушивании, но и в умении его применять в практической деятельности для решения поставленной задачи. Необходимо отметить эмоциональную составляющую дидактических игр, где среди сверстников-единомышленников, ребёнок вместе с коллективом двигается к поставленной цели, получая позитивные эмоции от полученного результата.

Публикация «Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий» размещена в разделах

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату :

Иванко, О. В. Система дидактических игр и игровых приёмов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников / О. В. Иванко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 131-133. — URL : https://moluch.ru/archive/428/94517/ ( дата обращения: 16.02.2023).

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Информационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группыИнформационно-игровой проект «Звуковой ручеёк» по развитию фонематического восприятия у детей средней группы Название проекта: «Звуковой ручеёк». Тема проекта: развитие фонематического восприятия у детей средней группы. Тип проекта: информационно-игровой,.

Использование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗИспользование природного и бросового материала в создании дидактических игр и пособий для развития детей с ОВЗ Экология, в последнее время, является одним из приоритетов для государ-ства наряду с образованием, демографией и здравоохранением. В 2019.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Развитие фонематического восприятия у детей 6–7 летРазвитие фонематического восприятия у детей 6–7 лет Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 17:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ фонематического восприятия у детей 4–5 лет средствами дидактических игр и пособий» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зверева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД