Лучший педагог года

Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет

Молчанова Анна Александровна
Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет

Коммуникативная готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста является составной частью общей готовности к школе и основой для успешной социализации дошкольника на новой для него социальной ступенишкольного образования.

Публикация «Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах

Исследованию этой проблемы уделяется значительное внимание, и рассматривают ее как приоритетную в условиях трансформации социально-коммуникативной сферы современного общества и модернизации системы образования.

Что же такое "коммуникативная готовность"?

Под коммуникативной готовность понимается способность дошкольников выстраивать эффективное общение, взаимодействие как со сверстниками, так и взрослыми, готовности к совместной деятельности, и рассматриваем ее с точки зрения развития коммуникативных способностей дошкольников, а именно:

- различает ли ребенок ситуацию взаимодействия;

- понимает ли дошкольник состояние сверстников;

- владеет ли способами выражения своего отношения к сверстнику и к взрослым (эмоции, поведение);

- эмоциональное принятие ситуации (умение договариваться).

Современные дошкольные учреждения при подготовке выпускников ставят на первое место умение применять полученные знания и опыт в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни в школе. И для решения этих задач требуются эффективные формы организации воспитательно-образовательного процесса.

При организации работы с дошкольниками приоритетными стали активные методы обучения и воспитания, при котором ребенок является активным участником, а именно игры.

Среди методов развития у детей коммуникативных способностей выделяют социальные игры, формирующие социальный опыт, способствующие адаптации к социальной среде, развивающие самопознание, эмпатию, толерантность.

Отмечается положительное влияние социальных игр, а именно ситуативно-ролевых, на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Основными достоинствами ситуативно-ролевой игры являются то, что:

- можно смоделировать любую ситуацию;

- сама игра представляет собой коллективную, творческую по характеру деятельность, которая позволяет раскрыться каждому;

- позволяет поставить себе на место другого человека в ходе общения, понимать его и помогать ему;

- позволяет решить большое количество задач;

- предполагает сотрудничество, как со сверстниками, так и с педагогом.

Использование данного метода обучения большинство исследователей рассматривали в контексте организации работы со школьниками, подростками, студентами и людьми более старшего возраста.

В дошкольном же возрасте чаще используют понятие ситуативные игры или игры-ситуации.

Тем не менее, в ситуативной игре ребенок принимает на себя определенную роль, пусть даже самого себя или сверстника в конкретной ситуации.

Использование ситуативных игр в работе с дошкольниками позволяет : обогатить социальный опыт ребенка, подталкивает его к общению и взаимодействию с партнером или партнерами по ситуации, помогает ему взглянуть на то или иное событие со стороны, позволяет ему проявить самостоятельность в разрешении разных проблем, с которыми он сталкивается, а также помогает приобрести необходимые умения управлять своими эмоциями.

Игра может сводиться как к одной конкретной ситуации, так и представлять собой целую цепочку ситуаций, в которой может быть задействована как микро группа (2-3 человека, так и подгруппа, и коллектив в целом.

При организации работы с детьми можно использовать, например, следующие ситуативно-ролевые игры:

«День самоуправления».

Цель: развить самостоятельность в общении и взаимодействии детей.

Детям предлагалось проявить свою самостоятельность во взаимодействии и общении в разные режимные моменты: утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, обеду, к занятиям, дежурство в уголке природы, выполнение поручений на прогулке. При этом в течение дня команды должны поменяться своими обязанностями.

Для этого детям с утра сообщалось, что сегодня им придется побыть самостоятельными и помочь воспитателю в его работе. Детей разделяют на 4 команды по 3-4 человека с помощью жеребьевки.

На специально изготовленном панно, установлена вертушка в виде пропеллера (три лопасти, картинки с обязанностями, карточки с именами детей.

В течение дня дети с помощью пропеллера два раза меняются своими обязанностями. Главное в этой игре, чтобы дети не забыли о поставленной задаче, смогли договориться, распределить обязанности.

«Помощники».

Цель: научить детей обращаться за помощью к сверстникам.

Данная игра может использоваться повсеместно, при выполнении любой деятельности.

Можно предложить детям вариант игры, когда они оказались в волшебной стране «Помогландии», а все ее обитатели вежливые и отзывчивые. Во только взрослых в эту страну не пускают, и помочь они детям не в чем не могут.

Поэтому, например, сегодня дети должны сами помогать друг другу. При этом воспитатель акцентирует внимание на том, что мало помочь нужно еще и вежливо отблагодарить или вежливо обратиться.

Дети охотно соглашаются пофантазировать и всегда вступают в эту игру.

«Друзья»

Цель: научить детей договариваться, используя невербальное общение.

Предложить детям вместе собрать пазл, построить замок или домик. Вроде бы что может быть проще. Сложность этой ситуации в том, что при этом им нельзя разговаривать.

Необходимо с помощью жестов, мимики, помять друг друга и договориться и выполнить совместное задание.

«Сделай по-другому».

Цель: смоделировать правильное поведение в конфликтной ситуации.

Для этого детям предлагается выдуманная ситуация или сюжет сказки, рассказа, а может и ситуация в группе, где произошла ссора и предложить варианты решения, показать участникам конфликта, как нужно поступить.

Ситуативно-ролевые игры способствует развитию самостоятельности, инициативы ребенка, обогащает социальный опыт детей, подталкивает его к общению и взаимодействию с партнерами по ситуации, помогает приобрести необходимые умения управлять своими эмоциями, поведением.

Использование данных игр позволяет расширить рамки сюжета за счет создания разных проблемных ситуации, не всегда требует дополнительной подготовки, атрибутики.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет
Опубликовано: 18 мая 2020 в 18:13
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование коммуникативной готовности к школе у старших дошкольников 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Молчанова Анна Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД