Получи документы

Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом

усова ирина юрьевна
Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом

Вступивший в силу в январе 2014 года Федеральный государственный Стандарт (ФГОС) характеризуется системно - деятельностным подходом, в котором главное - развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОС ДО. Современные дошкольники в целом, и дети с особыми образовательными потребностями в частности, должны не только научиться чисто и грамотно говорить, но и использовать речь, как средство общения. Правильная, логично выстроенная и содержательная речь - обязательное условие и фундамент гармоничного развития личности, ее социальной и в дальнейшем - профессиональной успешности.

Публикация «Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом» размещена в разделах

Детский церебральный паралич за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы в детском возрасте во всех странах мира. Это заболевание тяжело поражает не только двигательную систему, но и вызывает нарушение речи и интеллекта. Диффузное поражение головного мозга на ранних этапах его формирования приводит к сенсорным и речевым нарушениям у детей с ДЦП. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, т. к. оно тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи. Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия.

У детей с ДЦП в силу двигательной недостаточности формирование сенсорного восприятия нарушено на самых ранних этапах его становления.

Патологическое состояние зрительного и слухового восприятия в результате поражения рецепторных систем приводит к недоразвитию фонетико-фонематических представлений у детей.

У детей с ДЦП в силу фонетико-фонематических нарушений, задерживающих общее становление речи, усвоение грамматических форм и категорий происходит крайне слабо из-за ограниченного их речевого общения, недостаточности слухового восприятия, недостаточного внимания к звуковой стороне речи и низкой речевой активности [1].

Одной из центральных задач в логопедической практике с детьми, страдающими ДЦП, является работа по формированию и коррекции фонетико-фонематических представлений. Это является базовым компонентом развития сенсорной системы, созданием условий для формирования сенсорных эталонов. В основу логопедической работы был положен принцип комплексного подхода, предложенный Л. С. Выготским. Суть его состоит в том, что он предлагает поэтапно развивать сохранный потенциал ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Естественно, способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память и т. д. вырабатывается у ребенка не сразу, а в результате постепенного речевого развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слово как единый нерасчлененный звуковой комплекс, который обладает определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется способностью различать фонемы, входящие в состав слова. Это происходит с одновременным интенсивным овладением активным словарем.

У ребенка постепенно формируются такие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам. У детей с ДЦП отмечаются нарушения становления фонетико-фонематической системы. Эти расстройства проявляются в недостаточности слухового ритма и нарушении динамического праксиса (ребенок тяжело переключается с одного звука на другой, ему трудно сливать 2 звука, два слога, организовывать фразу, искажение звуко-слоговой структуры слова, замены звуков. Слуховой анализ особенно нарушен при гиперкинетической форме ДЦП. Часто отмечается снижение слуха на высокочастотные тона (по типу нейросенсорной тугоухости, ребенок не различает звуки «т-д», «к-г», «х», «л», недостаточно озвончает звуки «с», «д», «ч» и поэтому не использует их в связной речи. Для многих детей с церебральными параличами характерна слабость слухового внимания, трудности локализации звука, что затрудняет понимание обращенной речи.

В первые годы дошкольного периода (3-4 года) у детей с ДЦП отмечаются нарушения сенсорных функций различной тяжести (в зависимости от преимущественной локализации поражений мозга и характера нарушений мышечного тонуса). Способность к слуховому восприятию фонем снижена, недостаточно сформирована ориентировочно-поисковая реакция на звучание предмета, ребенок затрудняется в различении неречевых звуков и звучания музыкальных инструментов, в выделении лепетной и полной формы слов из речевого потока.

Поэтому с первых же занятий нужно воспитывать слуховое восприятие.

Выделяют обычно пять ступеней формирования фонематического восприятия :

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

3. Различение близких по звуковому составу слов.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Для детей с низким уровнем развития фонематического восприятия некоторые упражнения могут быть упрощены, при этом количество упражнений по закреплению того или иного навыка увеличивается.

Работа начинается с развития слухового внимания при помощи ярко звучащих игрушек. Необходимо воспитывать у ребенка возможность определения направления звука, способствуя тем самым развитию первых слухо-зрительных и слухо-моторных условных связей. Все игрушки у ребенка должны быть озвучены, он должен уметь различать разные звуки, затем учиться подражать им. В работе с детьми трехлетнего возраста, у которых наиболее выражена несформированность восприятия звуковых сигналов, можно использовать следующие игровые задания:

Игра "Коробочка гремит"

Цель: дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры. Логопед предлагает детям послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщает услышанное: "Коробочки гремят". Ставит все коробочки на стол в один ряд.

Предлагает детям потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Просит найти две одинаково звучащие коробочки.

Использование грецких орехов, склеенных киндер-сюрпризов с различными наполнителями (горох, монеты, спички и т. д.)

Использование записанных на пленку звуков, которые нас окружают (скрип двери, звонок в дверь, звук бьющегося стекла) и др.

Игра «Поставь по порядку»

Цель: запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Ход игры. Логопед показывает музыкальные инструменты, которые в ходе игры они должны будут узнать по звучанию. Затем играет на каждом из них на глазах у детей. Говорит: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит".

Логопед предлагает детям поиграть на игрушечных музыкальных инструментах. Рассказывает им о правилах игры: "Я буду играть, а вы внимательно слушайте, какая музыкальная игрушка звучала. Какая игрушка звучала первой, какая последней".

Игра «Барабан»

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).

Ход игры. Ребенку демонстрируется стук барабана, затем звукоподражание: «Бум-бум». Далее логопед показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, побуждая малыша к одновременному звукоподражанию. По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием.

Игра «Игрушки в корзине»

Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.

Ход игры. Ребенку предлагается раскидывать на ковер игрушки из коробки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». А в конце игры взрослый помогает малышу собирать игрушки в корзиночку.

Игра "Паровозик"

Цель: выделять звук У из ряда других звуков, дифференцировать низкий и высокий звуки.

Ход игры. Логопед показывает детям игрушечный паровозик. Прочтите рифмовку:

Паровозик наш бежит

И гудит, гудит, гудит.

Предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит "гудок" паровоза (звук У). При произнесении звука У прикрывает рот экраном. Звуки произносите неторопливо и четко А, У, А, О, И, Ы, У.

Игру можно усложнить: измените действия (покатайте паровозик, спойте песенку паровоза вместе с ребенком). Предлагает детям покатать маленький паровозик после того, как играющий услышит тихо произнесенный звук У.

Игра «Три медведя».

Цель: учить ребенка различать на слух высокий и низкий голоса, вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса в доступных для него пределах.

Ход игры. Взрослый рассказывает ребенку сказку «Три медведя», сопровождая рассказ показом соответствующих картинок или игрушек и подражая различным голосам медведей. Затем просит ребенка также попробовать передать голоса трех медведей в нужной тональности.

Варианты:

1) «Угадай, кто сказал?» : ребенку предлагается угадать, какой из медведей говорит за ширмой, и показать соответствующую картинку.

2) Использование двух и более игрушек, различных по размеру (корова, собака, кошка, мышка).

По мере накопления фонематического опыта ребенок овладевает достаточным слуховым восприятием, лучше локализует звук в пространстве, что улучшает понимание обращенной к нему речи. У ребенка формируются навыки ощущения звучания, их распознавания и различения, определенные направленности звучания.

Организуя работу по коррекции фонетико-фонематических представлений, логопед учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей с ДЦП.

Список литературы

1. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. – Л. : Медицина, 1997. – 117 с.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

3. Мастюкова, Е. М, Ипполитова, М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом : Книга для логопеда. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.

4. Программа воспитания и обучения детей с ДЦП дошкольного возраста. Москва. 1996 г.

5. Хельмут Кнупфер, Фридрих Вильгельм Ратке. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом : Руководство для родителей, педагогов, и физиотерапевтов. Марбург, 1994. – 124с.

6. Шипицына, Л. М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. – 1999. – № 5. – с. 3-10.

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 16:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование и развитие фонетико-фонематических представлений дошкольников с детским церебральным параличом» (включая файлы) размещена пользователем усова ирина юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД