Папки-передвижки

Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка. Воспитатель окуз сдр

Позднякова Елена Алексеевна
Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка. Воспитатель окуз сдр

Физическое воспитание – неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка.

Позднякова Елена Алексеевна воспитатель Областного казенного учреждения здравоохранения

«Областной специализированный Дом ребенка»

Комитета здравоохранения Курской области

Статья посвящена актуальной проблеме физического воспитания детей раннего возраста с отклонениями в развитии в условиях дома ребенка.

Публикация «Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка, Воспитатель окуз сдр» размещена в разделах

The article is devoted to the actual problem of physical education of young children with developmental disabilities in a children's home .

Ключевые слова: физическое воспитание; основные движения; занятия; здоровье.

Keywords : physical education ; basic movements ; health.

За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими дефектами и хроническими заболеваниями, которые достигают в настоящее время 6 - 8 % среди новорожденных.

Растет число детей, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и др.

Особая форма поведения ребенка (агрессивность, апатия, трудности в обучении, появляется у детей со слабой нервной системой при условии неправильного воспитания в семье, при низком уровне жизни и плохой материальной обеспеченности. Такие дети наиболее уязвимы, пугливы, неуверенны, чувствуют себя защищенными только в присутствии воспитателя. Они нуждаются в особой эмоциональной защите.

В настоящее время в Доме ребенка находятся дети с нарушениями умственного, психического и физического развития.

Особенности физического развития детей

Всестороннее обследование двигательной сферы детей позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

Гипер- или гиподинамия;

Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки, метание)

Общая скованность и замедленность выполнения движений;

нарушение ориентировки в пространственной;

несформированность функций равновесия;

нарушение осанки, плоскостопие;

замедленность процесса освоения новых движений;

отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, выносливости и т. д.

Физическое воспитание расширяет функциональные возможности развивающегося организма, способствует качественному созреванию костно-мышечной системы, формированию таких физические качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость и т. п. формированию двигательных навыков и основных движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки и метания). В связи с этим физическое воспитание необходимо с первых месяцев жизни ребенка.

Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: " Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя". Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. А такие важные данные человека как сила, воля, выдержка, здоровье, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте.

В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи:

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.). И инфекционным заболеваниям (ангина, корь, краснуха, грипп др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка.

Образовательные задачи:

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Воспитательные задачи :

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны в обязательном единстве, в комплексе.

Основными средствами физического воспитания являются закаливание, зарядка, подвижные игры, физкультурные занятия. Организация всех видов двигательной деятельности требует определенных условий.

Физическое воспитание детей раннего возраста - сложный процесс. Несмотря на то, что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем включены в целостный двигательный режим.

Двигательный режим современных дошкольных учреждений включает в себя наряду с традиционными формами (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры др.) нетрадиционные формы и средства - занятия на тренажерах, спортивные развлечения, спортивные праздники и др.

В «Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка» особое значение придается физкультурным занятиям, которые строятся на основе знаний о возрастных, индивидуальных и психофизических особенностях детей.

Физкультурные занятия являются важной организованной формой воспитания и обучения детей движениям (двигательным навыкам и умениям, развития физических качеств. Значение занятий заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности.

На физкультурных занятиях следует решать следующие задачи:

- Обучать основным движениям

- Закреплять у детей уже имеющиеся двигательные умения;

- Содействовать формированию правильной осанки и стопы;

- Развивать физические качества (ловкость, быстроту, выносливость)

Воспитывать личностные качества (самостоятельность, активность, инициативность, смелость и т. п.);

Развивать положительные взаимоотношения между детьми;

Воспитывать положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

Физкультурное занятие - это ведущая форма организационного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.

Методические требования к проведению физкультурных занятий

Физкультурные занятия поводятся два раза в неделю, в первой половине дня, спустя 25-30 минут после завтрака или дневного сна, перед полдником, в специально оборудованном зале. Летом все занятия проводятся на воздухе на специально оборудованном участке.

Занятия следует проводить подгруппами. Число детей на каждом занятии и его длительность колеблется в зависимости от возраста.

Возраст 1г,3м. -1г. 6м. 1г. 6м. -2 года 2года-3года

Число детей 2-4 4-6-8 8-10-12

Длительность занятия в минутах

6-8 8-10 10-15-18

Детей домов ребенка отличает повышенная возбудимость, поэтому рекомендуется проводить занятия с числом детей не более шести. При проведении занятий с числом детей по 10-12 желательно, чтобы на занятиях, присутствовал второй взрослый. Тогда на одного взрослого также приходиться по 4-6 детей.

Структура занятия: вводно-подготовительная, основная и заключительная часть.

Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, активирует его внимание, повышает его эмоциональное состояние. Эти задачи осуществляются разнообразными строевыми средствами (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега с заданиями, задания на внимание) в соответствии с возрастными особенностями детей. Длительность этой части занятия две-три минуты.

Основная часть включает общеразвивающие упражнения, которые помогают подготовить двигательный аппарат, Центральную нервную систему и вегетативные функции организма ребенка к выполнению более сложных физических упражнений. Общеразвивающие упражнения проводятся с предметами и без них из разных положений: стоя, сидя, лежа. С помощью этих упражнений укрепляются крупные мышечные группы, формируется правильная осанка, развиваются физические качества, развивается координация движений.

Применяемые комплексы лечебной физкультуры в Общеразвивающих упражнениях позволяет своевременно и эффективно разобраться над устроением различных патологий, в частности опорно–двигательного аппарата. Физические упражнения с элементами лечебной физкультуры просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становится более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности.

В основной части решаются главные задачи по формированию двигательных навыков. В связи с этим включаются сюда и основные движения (упражнения в равновесии, бросание и метание различных предметов, ползание и лазанье, прыжки). В каждом занятии выполняется два-три движения одно из них новое. Другие закрепляются. В основную часть включается одна из подвижных игр. В подвижной игре дети закрепляют основное движение которое было изучено на занятии. Длительность этой части от 15-20 минут.

Заключительная часть включает легко дозируемые упражнения, которые приводят организм ребенка в относительно спокойное состояние. Пример: ходьба в спокойном темпе, дыхательные упражнения и т. д.

Комплекс занятия проводится в течении двух недель (4 занятия). Это объясняется тем, что условные рефлексы, которые лежат в основе движений, требуют многократного повторения, по данным исследований психологов (Запорожец, Аксариной и т. д.) необходимо 4 повторений, чтобы ребенок овладел действием. Однако повторение одного и того же содержания, без каких-либо изменений может снизить интерес детей к занятию. Поэтому к каждому занятию подбираются пособия, оборудование и продумывается методика проведения.

Индивидуальные занятия проводятся с теми детьми, которые не овладели программным содержанием в процессе подгрупповых занятий, или с ослабленными детьми, которые нуждаются в лечебном применении средств физической культуры.

В заключении можно сказать, что хорошим результатом в развитии основных движений детей является целенаправленная и систематическая работа на занятиях по физической культуре. У всех детей наблюдается положительная динамика по всем видам движений. Можно смело утверждать, что физическая культура является необходимым и важным звеном в цепочке общих реабилитационных мероприятий. Она приносит ощутимую пользу детям раннего возраста.

Литература

1. Р. В. Ямпольская; Э. Л. Фрухт. «Воспитания и обучения детей в доме ребенка»

2. Министерство Здравоохраненияметодические рекомендации: «Организация физического воспитания в Домах ребенка»

3. Н. П. Кочетова. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. М. : Просвещение, 2005. – 112с.

4. С. Я. Лайзане. Физическая культура для малышей. «Просвещение» 1978. 158с

5. Е. Н. Вавилова. Учить бегать, прыгать, лазать, метать. «Просвещение» 1983.

6. Л. Д. Глазырина. Физическая культура – дошкольникам: М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272с.

7. Л. И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. М. : Просвещение, 1983. – 95с.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возрастаКонструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Конструкторская деятельность и ее значение в развитии детей раннего возраста Термин «конструирование» означает приведение в определенное.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста»Консультация «Использование нестандартного спортивного оборудования и физическое воспитание детей младшего возраста» Целью физического воспитания является воспитание здорового, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.

Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2)Проект «Игрушки», или «Предметный мир ребенка раннего возраста» (часть 2) Методическая разработка для воспитателей групп "Семейный детский сад". Часть 2Сегодня поговорим о куклах. В жизни современных детей кукла.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка. Воспитатель окуз сдр
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 17:17
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое воспитание — неотъемлемая часть в развитии детей раннего возраста в условиях дома ребенка. Воспитатель окуз сдр» (включая файлы) размещена пользователем Позднякова Елена Алексеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД