Получи документы

Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Лихоманова Надежда
Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Современные нормативно-правовые акты образовательной

деятельности - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Примерное

положение «Об оказании логопедической помощи в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность» - рекомендуют поиск и

внедрение инновационных, качественных, эффективных методов

педагогической и коррекционной работы в образовательных учреждениях.

Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств

речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее

Публикация «Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от произнесения

вместо слов отдельных звуков, звукоподражательных комплексов, до

развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексикограмматического несовершенства. Клинический диагноз сказывается не

только на речевом развитии детей, но проявляется в их соматической

ослабленности и замедленном развитии локомоторных функций. Им присуще

отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется

отсутствием координационных способностей, неуверенностью в выполнении

дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения,

слабая работа вестибулярного аппарата (с трудом удерживает равновесие).

У детей с тяжелыми нарушениями речи несовершенство движений

наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой,

артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на

разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в

регуляции и контроле произвольных движений.

Поэтому наиболее целесообразно совмещение решения задач физического и

речевого развития, в связи с чем обучение основным видам движений,

общеразвивающие упражнения и подвижные игры наполняются

коррекционно-речевой составляющей.

Комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного

процесса предусматривает логопедическое воздействие не только на

специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том

числе на занятиях по физической культуре.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его

речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук,

головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных

органов: губ, языка, нижней челюсти, что способствует преодолению

дизартрических проявлений у детей с ТНР.

Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения

с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность

лежит, в основе развития двигательных функций рук.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективным средством

развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными

возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях

игр и игровых упражнений с предметами. Действия с предметами, в отличие

от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической

направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие

предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с

мячом, т. к. форма шара имеет большую поверхность соприкосновения с

ладонью, что дает полноту ощущения формы. Упражнения в бросании,

катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости,

ритмичности, согласованности движений, совершенствуют

пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются

условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного

моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема

развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают

подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они

укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке

хорошей осанки. Мячи могут быть не только разного размера, но и разного

цвета. Разные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и

физиологические функции человека.

Мяч (большой или маленький) – это снаряд, который требует

проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты упражнений с мячом

разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом

можно выбивать. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают

работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен

веществ.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение

пространственного восприятия, что создаёт значительные сложности по

ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Система

упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения,

возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для

этого используются мячи из различных материалов. Эти игры не требуют

большого пространства.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом

выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого

сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу,

сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием

особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как

индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или,

наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение

упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в

сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует

подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою

очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих

расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми

отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с

движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями,

становится более громкой, четкой и эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется

словарь. Это происходит за счет системного подхода, который

предусматривает использование лексического, систематизированного

материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима»,

«Весна», «Наш город» и т. д.) на физкультурных занятиях наряду с решением

двигательных задач. Решению этой же задачи служат считалки, когда каждое

слово, включая предлоги и союзы, указывает на играющего. В соответствии с

командой дети строятся, уточняя вид построения. При выполнении ОРУ дети

знакомятся с такими понятиями, как «наклоны», «повороты», «приседания».

Сначала взрослый называет движение, выполняя его с объяснением техники.

Затем он называет движение, но не выполняет его. Позже детям предлагается

выступить в роли взрослого: дети по очереди самостоятельно придумывают

упражнение, называют его, объясняют последовательность выполнения и

лишь затем предлагают выполнить товарищам.

Дети выполняют упражнения из разных исходных положений и с

различными предметами. Так ненавязчиво закрепляются знания о частях тела

и спортивном оборудовании. Дошкольники не просто визуально знакомятся с

предметом, они изучают его свойства и приемы работы с ним. Например, при

работе с мячом отрабатываются понятия: «гладкий», «резиновый»,

«разноцветный», «упругий», «прыгучий».

Знакомя детей с основными видами движений, необходимо показывать

их, сопровождая подробным объяснением. Перед началом выполнения

предложенного задания целесообразно предложить назвать основные

движения. В конце занятия для закрепления полученных знаний предлагается

вспомнить, что делали и в какой последовательности. Для проверки

осознанности выполняемых действий используются задания проблемного

характера. Например, перед началом занятия педагог вместе с детьми

расставляет спортивное оборудование, а затем предлагает догадаться, что

сегодня будет выполнять на занятии. Поскольку словарь дошкольников

обогащается преимущественно в процессе игры, то и закрепление слов в

соответствии с лексическими темами проводится при проведении игр и

игровых упражнений, которые решают двигательную и речевую задачи.

Таким образом, комплексный подход в реализации коррекционнообразовательного процесса предусматривает логопедическое воздействие не

только на специальных занятиях, но и на занятиях по физической культуре,

что способствует преодолению речевой недостаточности у детей с ТНР и

подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам»Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам» Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам».В настоящее время одной из актуальных проблем.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2024 в 08:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лихоманова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД