МААМ-картинки

Доклад к педагогическому совету «Способы лепки»

Ольга Лагутина
Доклад к педагогическому совету «Способы лепки»

МДОУ «Детский сад №100»

Доклад к педагогическому совету на тему : «Способы лепки»

Воспитатель: Лагутина О. В.

г. Саратов

2021г.

«В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль,

как и арифметика в математических науках.

Это азбука представления о предмете.

Это первое чтение, изложение предмета».

И. Я. Гинцбург

Публикация «Доклад к педагогическому совету „Способы лепки“» размещена в разделах

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые композиции.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создавать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир., Но как настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть. Ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.

Чаще всего материалами детского творчества является глина, пластилин, тесто для лепки. Они являются наиболее подручными для детей по своим пластичным свойствам. Даже самый простой предмет или фигура для детей является творчеством. Ребёнок в ходе создания своей творческой работы получает огромное удовольствие от пластичных свойств и объёмности форм используемых материалов. Ребёнок, при лепке, развивает свои конструктивные способности, глазомер и точность движения рук. Если воспитатель правильно организует занятие, то лепка для ребёнка станет любимым увлечением. Этот вид развития творческой способности у детей преследует цели не только выработать у детей определённые навыки и умения, но и в приоритете подготавливает ребёнка к школе.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребё нка:

- повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов.

Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы.

Основные способы лепки и техника лепки :

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки. Различают традиционные и нетрадиционные способы лепки.

Традиционные способы лепки.

Конструктивный способ- при этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

• объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);

• объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);

• объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка) .

Скульптурный способ- этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т. д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ- этот способ объединяет два способа : конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа.

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т. д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т. д. ; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Однако в современной практике существует проблема малого количества способов лепки, которым обучают детей. К традиционным приемам дети быстро привыкают, и их дальнейшее развитие притормаживается. Возникает необходимость постоянно внедрять в образовательный процесс что-то новое, чтобы вызвать у детей любопытство. Любопытство, в свою очередь, способствует росту познавательного интереса, увеличению степени вовлеченности ребенка и, как следствие, расширению его кругозора. Поэтому необходимо практиковать нетрадиционные способы в дошкольных образовательных учреждениях.

Нетрадиционные способы лепки : создание объемного изображения.

В качестве дополнительных техник создания трехмерного (объемного) изображения используются способы :

* работы без готовой основы, с формируемой полостью внутри массы для лепки («снаружи») : ленточный или жгутовый («спиральный») способ*, «поясковый» способ («среднеазиатский», способ «лоскутного шитья» («восточносибирский»);

* работы с готовой основой для лепки («изнутри») : «вычерпывание**» пластилиновой массы, формовка путем выбивания, вытягивание изделия из цельного кусочка глины с помощью гончарного круга, «отминка» в готовую форму.

Практически все перечисленные способы (кроме тех, которые отмечены в примечаниях, а также метод формования из готовых форм (разборных и монолитных) относятся в детском саду к разряду нетрадиционных техник лепки. Опишем такие нетрадиционные техники подробнее.

На основе «полостно-формирующих» способов лепки («снаружи»)

1) в технике отщипывания

* лепка из шара, когда в него вдавливается большой палец одной руки, который углубляет и расширяет стенки полости. Форма придается встречными движениями указательных пальцев двух рук, расположенных поверх и внутри стенок;

* круговой налеп, где каждый последующий кусочек массы для лепки прикладывается к полоске прижатием большого и указательного пальца с вытягиванием вверх стеночек, не допуская деформации, и так по кругу в несколько рядов;

2) в спиральной (жгутовой, веревочной) технике

способ лепки на болванке : пластилиновыми или глиняными жгутиками обматывается стеклянный стакан или металлическая банка, которые потом вынимаются из образовавшихся стенок;

• сначала формируется основание (без болванки) : сворачивается спираль из жгутов (можно использовать основу, вырезанную из пласта, затем, меняя диаметр очередного слоя жгутов, создается форма изделия;

3) в ленточножгутовой технике

способ «лоскутного шитья» : из нескольких частей со спаями, идущими в вертикальном направлении, наращиваются, форматируются и истончаются стенки сосуда;

«поясковый» способ : из четырех поясков, расположенных горизонтально, используя разные варианты направления швов, формируются стенки изделия.

4) На основе «бесполостно-формирующих» способов лепки («изнутри»)

* формовка путем выбивания: в пластилиновую или глиняную массу (в форме шара) вдавливается скалка, металлический цилиндр или деревянная палочка таким образом, чтобы остался слой для донышка, затем скалка или палка

с глиняным пластом переворачивается горизонтально – отверстие будущего изделия расширяется так, словно раскатывается изнутри;

5)Трехмерные (объемные) фигуры можно создавать на основе моделирования каркаса из мятой бумаги и фольги в сочетании с наращиванием на нем пластилиновой (тестопластической) формы. Этот способ относится к лепке на каркасе.

В старшей группе на занятиях по художественно-эстетическому развитию мы используем в основном традиционные способы лепки. Освоили такие нетрадиционные способы как ленточный или жгутовый и на основе моделирования каркаса из мятой бумаги и фольги в сочетании с наращиванием на нем пластилиновой формы. Этот способ относится к лепке на каркасе. Планируем продолжать работу с нетрадиционными способами.

Лепка из пластилина и глины - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский.

Публикации по теме:

«В гостях у курочки Рябы». Итоговое развлечение к педагогическому проекту «С. Я. Маршак — детям»«В гостях у курочки Рябы». Итоговое развлечение к педагогическому проекту «С. Я. Маршак — детям» .

Аннотация к педагогическому проекту «Я могу…» Актуальность Главная целевая установка ФГОС ДО – ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных.

Аннотация к педагогическому проекту «Шахматное королевство» Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает дошкольные учреждения на создание.

«Снежная королева». Итоговое развлечение к педагогическому проекту «В мире вежливых слов» Итоговое развлечение к Педагогическому проекту "В мире вежливых слов"Азбука вежливости "Снежная Королева!" Цель: Создание условий для.

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ»Доклад из опыта работы «Билингвальное образование в ДОУ» .

Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре» Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Консультация — доклад для воспитателей «Экономика малышам». Сегодня наша страна идет путем рыночной экономики. Поэтому про бережливость и экономию мы говорим как про общественно - государственную цель.

Нетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материалаНетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материала Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад к педагогическому совету «Способы лепки»
Опубликовано: 7 августа 2021 в 18:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад к педагогическому совету «Способы лепки»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лагутина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД