Получи документы

Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

Алена Кречетова Павловна
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Аннотация: В статье исследуется проблема психологической готовности детей к школе. Много аспектов социально-педагогической подготовки детей к школе представлено в научных работах многих исследователей.

Публикация «Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах

В статье уделяется внимание трем главным компонентам психологической готовности детей к школе : мотивационная, интеллектуальная и коммуникативная готовность.

Так же в статье представлена исследовательская работа с детьми, которая показала свои результаты.

Рассматриваемая тема будет интересна воспитателям подготовительных групп, родителям и учителям в начальных классах.

Ключевые слова: психологическая готовность; игра; учение; логическое мышление; социально-педагогическая готовность; мотивационная готовность; интеллектуальная готовность; коммуникативная готовность.

Изучение психологической готовности детей к обучению в школе всегда являлось актуальным направлением научных исследований. На современном этапе данная тема не потеряла своей важности, т. к. решение проблемы готовности детей к школе в целом связано со всем дальнейшим школьным обучением. Современные ученые активно пользуются результатами исследований своих коллег, дополняя их своими аспектами изучения проблемы и собственно сделанными выводами.

Разнообразные аспекты социально-педагогической подготовки детей к школе представлены в научных работах многих исследователей. Так, понятие «готовность к школе» ввел психолог А. Н. Леонтьев. Он предложил обозначать данным термином уровень готовности ребенка к переходу из детского сада в школу. Причем отдельное значение ученый придавал способности ребенка управлять своим поведением. [3]

Данная проблема интересовала и других ученых. Так, А. А. Люблинская обращала внимание на самостоятельность ребенка, его активность и отношения с окружающим миром. А. М. Леушина считала, что ведущая роль обучения состоит в развитии детей, причем важен не только процесс обучения, но и то, что дети должны осмысливать новую информацию. Л. И. Божович в своих исследованиях выделяла права и обязанности школьника, отделяла понятие «игра» от понятия «учение». С ней соглашался и А. В. Запорожец, акцентируя также внимание на логическом мышлении дошкольников. Основы психологического консультирования представлены в трудах Р. С. Немова. [4]

Психологические вопросы подготовки детей к школе изучает также Н. И. Гуткина. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго анализируют поведение и познавательное развитие детей, обращают внимание на особенности образовательных учреждений, состояние здоровья дошкольников. Особенностями детской психологии занимается Д. Б. Эльконин. [5,6]

Отдельный труд с пояснением множества различных методик, которые предназначены для анализа готовности детей к школе, принадлежит Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Г. Н. Жаровой, С. Д. Забрамной, А. И. Савенкову и И. Е. Ядрихинской. [5]

Многие исследователи в своих работах предлагали различные методы диагностики готовности детей к школе. Однако в таком большом объеме информации важно понимать, какие из этих способов действительно полезны, а какие нет.

Именно поэтому мы можем выделить 3 главных, по нашему мнению, компонента психологической готовности детей к школе :

- мотивационная готовность : познавательный интерес; желание учиться; стремление добиваться успехов в учении;

- интеллектуальная готовность : способность обобщать и сравнивать предметы; способность классифицировать предметы; способность устанавливать причинно-следственные связи; способность делать выводы и обобщения; концентрация внимания; умение воспроизводить образец; развитие тонких движений руки;

- коммуникативная готовность : умение сформировать внутренние позиции; готовность к принятию новой социальной позиции; характер отношений с окружающими; определенный уровень развития самосознания.

Нами было проведено исследование В нем приняли участие 16 детей в возрасте 6-7 лет.

Цель эксперимента заключалась в апробации комплекса методов диагностики психологической готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада.

Для подбора методик диагностики были учтены выделенные нами ранее показатели психологической готовности детей к школе.

1. Мотивационная готовность.

2. Интеллектуальная готовность.

3. Коммуникативная готовность.

Таким образом, были подобраны следующие методики для диагностики.

1. Методика определения уровня школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека.

Цель: определение ориентировочной оценки школьной зрелости.

Задача исследования: определить уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе.

2. Методика диагностики самооценки детей (авторы Р. И. Айзман, Л. К. Айзман, Г. Н. Жарова, С. Д. Забрамная, А. И. Савенков и И. Е. Ядрихинская).

Цель: углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.

Задача исследования: определить уровень коммуникативной готовности к обучению в школе, а также умение определять самооценку и оценивать других детей, аргументируя свой ответ.

3. Методика опроса Р. С. Немова.

Цель: определение психологической готовности / неготовности при помощи диалога с ребенком.

Задача исследования: определить уровень мотивационной готовности к обучению в школе

Оценка результатов каждой диагностики проводилась по-разному, однако все результаты были сведены к трем общим уровням подготовки к школе.

1. Низкий уровень – отсутствует ясное изображение при рисовании, при списывании текст не читаемый, при срисовывании точек нет соответствия. Низкая самооценка, ребенок не объясняет свои решения, отказывается выполнять задания. Нет мотивации к обучению в школе.

2. Средний уровень – при рисовании человека отсутствует некоторые части тела, при списывании текст нечеткий, однако можно прочитать хотя бы 4 буквы, при срисовывании точек изображение похоже на образец, но неточное. Самооценка средняя, свои действия объясняет исходя из эмоций, а не личных наблюдений, не всегда есть четкая мысль при общении. Ребенок хочет пойти в школу, однако не может объяснить причины, либо меняет мнение по ходу разговора.

3. Высокий уровень – изображение человека четкое, есть все части тела, при списывании текст читается, воспроизведение точек по образцу сделано верно. Самооценка высокая, речь ясная и четкая, есть понимание своего отношения к окружающим людям. Высокая мотивация к школьному обучению, есть понимание того, что ожидает его в школе.

В итоге мы проанализировали и обобщили результаты эксперимента. Мы выяснили, что по показателю «желание учиться» высокий уровень показали 8 детей (50%, средний уровень - 3 человека (18,75%, а низкий - 5 дошкольников (31,25%). По показателю «умение воспроизводить образец» высокий уровень имеют 9 детей (56,25%, средний уровень – 4 ребенка (25%, а низкий – 3 дошкольников (18,75%). По показателю «развитие тонких движений руки» высокий уровень показали 11 детей (68,75%, средний уровень у 3 дошкольников (18,75%, а низкий – у 2 ребят (12,5%). По показателю «сформированность внутренней позиции» высокий уровень показали 8 детей (50%, средний уровень у 3 дошкольников (18,75%, а низкий – у 5 ребят (31,25%).

Также можно заметить, что есть ряд дошкольников, которые показали разный уровень в выполнении заданий. Чаще всего, это было связано с быстрой утомляемостью или не проявлением заинтересованности в каком-то конкретном упражнении. Некоторым детям не хватало умений и знаний в одном из заданий.

Список используемой литературы

1. Божович, Л. И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л. И. Божович. – [Текст] : непосредственный // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Просвещение; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва, 1995. – С. 130–141.

2. Запорожец, Д. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / А. В. Запорожец. – [Текст] : непосредственный // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Просвещение; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва, 1995. – С. 88-99.

3. Леонтьев, А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А. Н. Леонтьев. – [Текст] : непосредственный // Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Просвещение; под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва, 1995. – С. 11-24.

4. Немов, Р. С. Основы психологического консультирования : Учеб. для студ. педвузов / Р. С. Немов. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с. - ISBN 5-691-00268-6. – [Текст] : непосредственный.

5. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго –– Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 384 с. - ISBN 5-9268-0341-1. – [Текст] : непосредственный.

6. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред-сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с. - ISBN 978-5-7695-4068-4. – [Текст] : непосредственный.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе»Консультация для педагогов «Подготовка детей к обучению в школе» Подготовка детей к школе в детском саду - задача комплексная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе
Опубликовано: 23 мая 2023 в 16:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Алена Кречетова Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД