Получи документы

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)

Ольга Б
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)

Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)

Учитель- дефектолог Бондаренко О. В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 «Антошка»

Введение

Освоение коммуникативных навыков является важной частью психического развития ребенка. Именно в процессе общения с другими людьми дети получают представления об окружающем мире, приобретают новый опыт и усваивают знания.

Публикация «Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)» размещена в разделах

Что же такое коммуникация? Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми, разделения идей, интересов, чувств и эмоций. Маленький ребенок при взаимодействии с родителями, воспитателями, сверстниками является не пассивным участником, на которого оказывают воздействие, он может сообщать о своих желаниях и потребностях, о своем отношении к происходящим событиям, делиться своими интересами, получать обратную связь со стороны партнеров по коммуникации.

Развитие коммуникации неразрывно связано с развитием когнитивной, двигательной, эмоциональной и личностной сферы. Стремление к общению свойственно любому ребенку, однако, в некоторых случаях возникают факторы,

ограничивающие ребенка в его естественной потребности во взаимодействии с другими людьми. Задачей специалистов и заботящихся о ребенке взрослых является предоставление ребенку максимальных возможностей для полноценного участия в собственной жизни и участия в жизни общества.

В зависимости от используемых средств можно выделить два вида коммуникации : вербальную (в качестве средства общения используется речь, от ребенка требуется определенная степень освоения знаковой системой языка, а также невербальную (общение при помощи иных средств, не предполагающих использование звуковой речи). Примером использования невербальных средств коммуникации для детей раннего возраста является использование мимики, жестов, сенсорного контакта со взрослым, ведущих за собой дальнейшее освоение вербальной коммуникации - речи.

Существует также группа детей, для которых освоение речи является трудностью, препятствующей активному участию в процессе коммуникации и социального взаимодействия.

К этой группе могут относиться дети с различными нарушениями в развитии или приобретенными нарушениями: с тяжелыми и множественными нарушениями развития, когнитивными трудностями, с различными двигательными нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями речевого развития и др.

Ожидая времени, когда ребенок, которому в силу его особенностей тяжело дается освоение речи, заговорит, упуская из внимания его коммуникативные потребности, мы можем долгое время не обращать внимания на его невербальные сигналы, неверно оценивать его возможности и желание общаться. В некоторых случаях, гораздо удобнее и быстрее сделать выбор за ребенка, решить, что он будет кушать, во что будет играть, переместить малыша с одного места на другое, не дождавшись инициативы и просьбы о помощи. Таким образом, мы лишаем ребенка не только возможности выразить свое желание и интерес, проявить собственную активность, но исключаем сам контекст для общения.

Трудности в речевом общении и отсутствие каких-либо средств коммуникации могут приводить к нарушениям и в других сферах жизни ребенка, ограничивать его познавательный интерес, развитие навыков самостоятельности, приводить к вынужденной изоляции и препятствовать нормальной жизни ребенка в обществе.

Продолжение следует

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10: учебно-тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 11: учебно-тематический план на февраль Февраль 18 занятие «Лес в жизни человека» Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 12-учебно-тематический план на март Март 22 занятие Волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки) Цель: развитие творческого воображения,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 2-цель и задачи 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель программы «Зернышко» - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 3. Принципы построения программы 1.1.2. Принципы построения программы Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом:.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 4-характеристика воспитанников 1.1.3. Значимые характеристики особенностей развития воспитанников старшего дошкольного возраста Социальная ситуация развития. На этапе.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 5. Планируемые результаты 1.2. Планируемые результаты освоения Программы Объясняет экологические зависимости; устанавливает причинно-следственные связи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)
Опубликовано: 6 января 2024 в 15:18
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Что такое альтернативная и дополнительная коммуникация (часть 1)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Б в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД