Папки-передвижки

Босохождение как средство закаливания детей дошкольного возраста

Екатерина Владимировна
Босохождение как средство закаливания детей дошкольного возраста

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №96 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ЧДОУ Детский сад № 96 ОАО «РЖД»)

Консультация для педагогов

«Босохождение, как средство закаливания детей дошкольного возраста»

Автор:

инструктор по физической культуре

Будикова Е. В.

г. Ростов-на-Дону, 2022г.

Публикация «Босохождение как средство закаливания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Закаливание организма составляет важную часть физической культуры ослабленных и больных детей, - писал известный специалист по лечебной физкультуре профессор С. М. Иванов, - наравне с физическими упражнениями оно помогает хорошему общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья и выработке устойчивости к заболеваниям». Особенно он рекомендовал приучать детей к регулярной ходьбе босиком.

Хождение босиком - в качестве эффективного средства профилактики и лечения многих заболеваний впервые было предложено в научной медицине немецким учёным-гигиенистом конца XIX века Себастьяном Кнейппом. Современные медики также признают пользу босохождения, эта процедура помогает избежать таких распространенных в наше время болезней, как инсульт, инфаркт миокарда, гипертония, стенокардия и, конечно же, заболеваний простудного характера.

Процедура «Босохождение» - это действенный метод закаливания детей, который к тому же является хорошим средством укрепления связок стопы, формирования свода стопы – профилактики плоскостопия. Хождение босиком не только закаливает, но и действует благотворно на сосуды, сердце и другие органы. Дело в том, что эта процедура оказывает активное воздействие на точки стопы, ответственные за многие органы: почки, желудок, глаза, сердце, мозг и т. д.

Стопа состоит из 26-ти костей, соединенных мощным связочным аппаратом. В норме стопа имеет три точки опоры. В положении стоя стопа образует своды - продольный и поперечный, которые при ходьбе пружинят и защищают тело и мозг человека от сотрясений и чрезмерных нагрузок. Рост и формирование стопы завершается к 23 - 25 годам.

Среди заболеваний костно-мышечной системы плоскостопие по частоте занимает одно из первых мест. Плоскостопие проявляется в быстрой утомляемости ног при ходьбе, в появлении болей в ногах, отечности голеней и стоп, появлении мозолей и «натоптышей» на подошвах.

Наиболее частой причиной плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата тазобедренного, коленного, голеностопного суставов и самой стопы в результате чрезмерной нагрузки на ноги (длительная ходьба и стояние, ношение тяжестей, повышенный вес) и наоборот, вследствие недостаточной нагрузки из-за малоподвижного образа жизни.

Другой причиной, вызывающей уплощение стопы и плоскостопие, является неправильная обувь. Вредно носить как узкую и короткую, так и слишком свободную обувь, так как она не может поддерживать своды еще неокрепших связок и мышц голени и стопы.

Так, обувь, которую носят постоянно в течение всего дня, должна быть на каблуке высотой 2-3 см, а по ширине каблук должен занимать 1/4 подметки. При таких каблуках значительная часть тяжести тела приходится на пятки, которые для этого и приспособлены.

Для профилактики плоскостопия нужно с ранних лет постепенно и систематически тренироваться совершать продолжительные пешие прогулки, ежедневно заниматься гимнастикой, включая в утренние упражнения пружинящие прыжки, приседания, ходьбу на носках, пятках, наружных краях стоп. Укрепляют мышечно-связочный аппарат ног и всего организма занятия спортом.

Строго придерживаясь правил закаливания - постепенности и систематичности, а также учитывая особенности еще не вполне сформировавшегося терморегулирующего механизма маленьких детей, следует с первых же дней после рождения приступать как к общему, так и к местному их закаливанию. К хождению босиком лучше всего приступать летом, начинать ходить босиком следует утром и вечером по полу в комнате. В первый день — по 10-15 минут, затем процедура удлиняется на 5 минут каждый день и со временем доводится до 1 часа (в течение дня). Первое время не возбраняется ходить по полу в носках. Детям в возрасте от одного года и старше, прошедшим курс закаливания, можно смело разрешить побегать босиком даже по полу в теплой комнате, а летом - по теплому асфальту.

Еще большую пользу приносит хождение босиком по неровной почве, скошенной траве рыхлому песку и мокрым камням: в этом случае стопы получают великолепный сеанс точечного массажа. Прекрасная возможность для такой процедуры у тех, кто проводит отпуск на пляжах, однако нетрудно устроить дорожку из камней во дворе дома или на участке детского сада. Перед утренней или вечерней босой прогулкой полейте камешки из шланга или лейки — и можно приступать к оздоровительной процедуре. Если день жаркий и камни быстро высыхают, поливать их нужно до 3 раз, и чем холоднее вода, тем лучше. В зависимости от состояния здоровья и тренированности человека процедура хождения по камням должна длиться от 3-15 минут до получаса.

При хождении босиком можно применять следующие упражнения

1. Походить поочередно на носочках и на пятках.

2. Походить на наружных краях стоп.

3. В положении сидя поднимать пальцами ног маленькие предметы.

4. В положении сидя покатать ступнями круглую коробочку или мячик.

5. Упираясь руками в бока 10 раз вставать на носочки.

6. Раздвигать пальцы ног. Можно попробовать играть пальцами ног гаммы.

Полезно босохождение с применением дорожки, смоченной в водном растворе морской соли.

Наши предки были людьми здоровыми и крепкими, и все благодаря своей бедности, как ни парадоксально это звучит. Они ходили босиком, в результате чего закалялись и сохраняли отличное здоровье. Уже тогда было известно, что хождение босиком — прекрасная закаливающая процедура. Большими поклонниками босых прогулок по росистой траве были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. П. Павлов.

Таким образом, хождение босиком благотворно воздействует на сосуды, суставы, кожу всего тела и даже головной мозг, а это значит, что практически любому человеку полезно время от времени расставаться с обувью. Ходите босиком и будьте здоровы!

1. Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ. Ну-ка веселее, топ, топ, топ. Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки: Ква-ква, ква-ква.

руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти, Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,подлезание под канат (скакалку).

4. Дети встали в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому флаг поднять? Встали детки в кружок И подняли флажок!

ноги на ширине плеч, руки с ленточками опущены,стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

5. На одной ноге постой-ка Буд-то ты солдатик стойкий. Ногу левую к груди Да смотри не упади. А теперь постой на левой Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок, Прожуж-ж-жал и на бочок!

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

8. Свежим воздухом подышим

Стоя руки вверх – вдох, опустить – выдох

Закаливающие процедуры после сна

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног, на пятках.

3. Как зайчишка прыг-прыг, И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу ходьба по ребристой доске.

Перечень подвижных игр - упражнений босиком на свежем воздухе для детей дошкольного возраста

«Канатоходец» - упражнения для детей на бревне

Координация, умение чувствовать и сохранять равновесие – очень важное качество организма. Оно формирует красивую походку, позволяет заниматься сложными видами танцев и активным спортом. А к личным качествам добавляет умение сосредотачиваться, концентрироваться и ставить цели.

Обзаведитесь низенькой скамеечкой, длиной не менее 1,5 метров или отправляйтесь вместе с крохой в спортивный зал. Здесь лучшим снарядом для вас станет гимнастическое бревно. Поставьте на него ребенка и предложите ему пройтись туда-сюда. Сразу оговоримся, лучше всего выполнять это упражнение босиком, что бы ножка чувствовала опору. Сначала можно придерживать ребенка за руку, постепенно давая возможность чувствовать снаряд самостоятельно. Предложите ускорить темп или добавьте пару поворотов вокруг себя с разведенными в стороны руками. Ваша задача – надежно страховать малыша, но не держать его. Так он почувствует собственную ответственность, и тело приноровится. Второй вид упражнений, добавляющий к координации полезную нагрузку на руки (их мышцы всегда развиваются слабее, – это ползание по бревну. Пусть маленький гимнаст ляжет на «бревно», вытянув ноги, и обхватить его по бокам руками. Затем пусть попробует подтягивать тело вперед, не отталкиваясь от поверхности ножками. Чтобы ребенок понял, сначала придерживайте ноги, ограничивая их движение, и чуть толкайте тело вперед.

«Кольца» - упражнения для детей с обручем

Умение пролезать, а значит группироваться – сложный физический навык, тут задействованы многие группы мышц. А еще ребенок должен заранее знать, как расположить свое тело, чтобы было удобно пролезть. А это уже не шутки, а навык планирования и работа воображения.

Возьмите хулахуп (закрепите его или держите в руках на высоте 30-40 см. от пола). Дайте крохе сначала попробовать собственные силы. Если малыш еще не имеет большого опыта, задача покажется ему сложной: то нога застрянет, то не понятно, куда голову девать. Делимся опытом: покажите крохе, как это делается, последовательно комментируя выполнение. Сначала перелезаем одной ногой, затем «съеживаемся» и продеваем в кольцо голову, плечо и, наконец, весь корпус, так чтобы осталось только вторую ногу перебросить. И вот, вы уже по другую сторону кольца. Диаметр кольца имеет значение: чем он меньше, тем сложнее выполнение. А кольцо можно заменить толстой веревкой или шарфом, со связанными концами, только придется его стороны разводить руками.

«Рельсы-рельсы»

Почувствовать опору под ногами, которая может меняться – это интересное испытание и полезный опыт для тела. Маленькому гимнасту придется хорошенько сосредоточиться, тренируя глубокие мышцы ног и спины, а в будущем еще и научиться прогнозировать свои движения.

Упражнение подходит и для дома (выполнять босиком, и для уличной забавы. Разложите на полу две толстые веревки на расстоянии 20 см. так, что бы получились «кривые рельсы». Например, сначала веревки идут параллельно, потом, сужаются, потом выписывают «фонарик», потом опять прямо, потом чуть расширяются, потом сильно сужаются или «волнятся». Ту же трассу можно выложить и крупными палочками. Поставьте ребенка ножками на веревки и под задорную песенку предложите двигаться вперед мелкими шажками как по рельсам, учитывая все нюансы дистанции. Эта веселая игра научит ребенка внимательно смотреть под ноги и станет отличной ортопедической тренировкой.

УПРАЖНЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Упражнение «Каток» - катать вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Выполнять вначале одной, затем другой ногой.

Упражнение «Разбойник» - сидя на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараться подтащить под пятку разложенное полотенце (салфетку, на котором лежит какой-либо груз (небольшой камень или книга). Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Маляр» - сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводить по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Поглаживание повторяется 3-4 раза сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Сборщик» - сидя на полу или стоя собирать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, шишки, прищепки для

белья и т. д., и складывать их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем пальцами ног без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую. Стараться не допускать падения предметов при переносе.

Упражнение «Художник» - карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Выполнять сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями и пятками, прижатыми к полу. Сгибая пальцы ног подтягивать пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова выпрямляются, и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Выполнять двумя ногами одновременно.

Упражнение «Кораблик» - сидя на полу с, согнув колени, подошвы ног прижаты друг к другу. Постепенно стараться выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараться придать ступням форму кораблика).

Упражнение «Серп» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.

Упражнение «Мельница» - сидя на полу с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.

Упражнение «Окно» - стоя на полу разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая ступни от пола.

Упражнение «Барабанщик» - сидя на полу, согнуть ноги в коленях, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх-вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения - колени постепенно выпрямляются.

Упражнение «Хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

Каждое упражнение повторяется несколько раз. Продолжительность таких занятий 10минут. Перед каждым упражнением следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку на одной или двух ногах. Дыхание произвольное. (См. иллюстрации).

Прикреплённые файлы:

bosohozhdenie_4gmne.pptx | 2231,27 Кб
 
Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Бизиборд- развивающая доска, стенд, модуль со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые.

Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма.Дыхательная гимнастика как средство сохранения, укрепления и закаливания организма. Дыхание человека — это один из основных физиологических процессов. От того как мы дышим зависит наше здоровье – сопротивляемость организма.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Консультация для родителей «Босохождение — элемент закаливания организма»Консультация для родителей «Босохождение — элемент закаливания организма» Цель: просвещение родителей по проведению оздоровительных мероприятий, способствующих закаливанию организма детей. Задачи: • создавать.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Босохождение как средство закаливания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 12:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Босохождение как средство закаливания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД