МААМ-картинки

Аспекты воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Валерия Ивлева
Аспекты воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения находит отражение в важных государственных документах нашей страны: в законе «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, 2014, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в Указе Прези-дента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 го-да» и, конечно, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ориентирует современных педагогов на воспитание у детей духовно-нравственных и социокультурных ценностей и приобщение дошкольников к принятым в обществе правилам и нормам поведения [4].

Публикация «Аспекты воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Современному обществу нужны образовательные модели, обеспечиваю-щие духовно-нравственные компоненты в содержании, поэтому обращение к опыту православной педагогики в настоящее время является актуальным.

Педагогический коллектив Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Веселинка» г. Димитровгра-да уже несколько лет знакомит старших дошкольников с основами православ-ной культуры. Сначала дошкольное учреждение было пилотной площадкой по апробации программы Л. Л. Шевченко «Добрый мир» [2], но постепенно педагоги накопили собственный теоретический и практический опыт, включили региональный компонент в содержание работы с детьми и обобщили инновационный опыт в парциальной программе «Доброе слово». В соответствии с программой «Доброе слово» по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к основам право-славной культуры жизнь детского сада строится не только по светскому, но и православному календарю, а воспитательная работа, помимо реализации обра-зовательной программы, включает формирование у детей православных цен-ностей.

Согласно ФГОС ДО парциальная программа обеспечивает развитие лич-ности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности (дви-гательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, вос-приятие художественной литературы и фольклора, элементарной трудовой дея-тельности, конструирование из различных материалов; музыкальной) и охваты-вает все образовательные области (социально-коммуникативное развитие; по-знавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).

Программа «Доброе слово» рассчитана на два года (старшую и подгото-вительную группы) и в каждом возрасте имеет свои разделы. Так, дети шестого года жизни знакомятся с темами «Наш красивый добрый мир», «Это Божий мир кругом», «Кто сотворил мир?» «Добрые качества моей души», «Как устроены отношения в нашей жизни?», «Род, родители, предки», «Благодарение». В подготовительной группе программа включает в себя такие разделы, как «Мир Божий вокруг нас», «Иисус Христос – сын Божий», «Православные праздники», «Доброе сердце и слово: рождественские традиции в России. Дар милосердия», «Преданья старины далекой», «От матери небесной до матери земной», «Мир – прекрасное творенье!», «Учимся красиво мыслить, красиво говорить, делать красивые поступки!».

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготови-тельной группе.

Решение задач духовно-нравственного воспитания в программе «Доброе слово» осуществляется через такие формы педагогического взаимодействия с детьми, как проектная, игровая деятельность; этические беседы, обсуждение проблемных ситуаций; чтение библейских притч, легенд, создание собственных (детских) сказок; наблюдение; экспериментирование; экскурсии, целевые про-гулки; коллекционирование; развлечения, викторины, праздники; просмотр слайдов, диафильмов, презентаций, мультфильмов на библейские сюжеты; ри-сование, лепка, аппликация; совместные творческие работы детей и родителей; создание в детском саду мини-музеев, организация выставок фотоматериалов, семейных альбомов.

Особенностью программы «Доброе слово» является широкое использова-ние в работе с детьми образовательных проектов. Данный метод педагоги дет-ского сада рассматривают как важное средство духовно-нравственного воспи-тания дошкольников и считают «изюминкой» своей программы. В течение учебного года реализуется пять основных проектов: «Тропою Святого Гаврии-ла», «Мать – вот целый мир и жизни возрожденье», «Славим Рождество Хри-стово», «Святые защитники земли русской», «Христос Воскресе! Пасха Все-честная! Да просветимся ныне торжеством!».

Одним из принципов реализации программы «Доброе слово» является принцип сотрудничества с семьей, который предполагает создание мотивации, вызывающей у родителей стремление к взаимодействию с дошкольной органи-зацией с целью духовно-нравственного воспитания детей. С помощью анкети-рования педагоги изучили мнение родителей о реализации программы «Доброе слово» в детском саду, а также готовность родителей к сотрудничеству при ознакомлении детей с православной культурой. Результаты анкетирования показали, что большинство родителей заинтересованы в приобщении дошкольни-ков к ценностям православной культуры в условиях дошкольной организации [1, с. 22].

При взаимодействии с семьями воспитанников используются такие инно-вационные формы работы, которые ставят родителей в активную позицию партнеров по решению задач духовно-нравственного воспитания детей. Напри-мер, Духовная гостиная при участии родителей, педагогов, детей и представи-телей духовенства, которая, в свою очередь, является итогом реализации выше-указанных проектов. На встречах в Духовных гостиных рассматриваются актуальные, злободневные темы, обсуждаются острые проблемы, такие, как о добродетели материнства и о вреде абортов («Я хотел бы увидеть свет.»); о таин-стве крещения, о роли крестных родителей в воспитании ребенка и их обязанностях («Родили, крестили, именем нарекли»); о морали, нравственности, патриотизме на примере выдающихся личностей, причисленных к лику Святых земли русской (Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, а также на примере современных героев, чьими именами названы улицы г. Димитров-града («И взовьется в синеву знамя у славян.»); о подвигах русских воинов: от богатыря Ильи Муромца до солдат Афганской и Чеченской войн («Подвиг ратный, подвиг духовный»); о семье как источнике, дающем ребенку понятия о добре и зле и о необходимости жить мирно не только в своей семье, но и в ладу со всем миром («Источник доброты – семья»); о проблеме привлечения семьи к формированию у детей христианских добродетелей, обучении родителей модели поведения в различных ситуациях общения с детьми («Добродетели и ребенок : воспитываем послушание и целомудрие»).

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возрастаФормирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста "Семья - эта та самая среда, в которой человек учиться, и сам творит добро" В. А. Сухомлинский. В современном обществе основными общечеловеческими.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аспекты воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2023 в 11:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аспекты воспитания духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Валерия Ивлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД