Папки-передвижки

Аналитический отчёт о проделанной работе по самообразованию

Валентина Басько
Аналитический отчёт о проделанной работе по самообразованию

Аналитический отчёт о проделанной работе

по самообразованию за 2020 – 21 уч. год

ФИО: Басько Валентина Николаевна

Должность: воспитатель МКДОУ ДС №7 Колосок с. Благодатное

Квалификационная категория: высшая

Стаж педагогической работы : 34 года

Начало работы по теме 2019 – 2020 уч. год

Предполагаемый срок окончания 2020 – 2021 уч. год

Публикация «Аналитический отчёт о проделанной работе по самообразованию» размещена в разделах

Тема: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Образовательная область: социально – коммуникативная, речевая.

Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.

-В своей работе я использовала различные методы ознакомления детей со

сказкой.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение

воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по

объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается

наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по

книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для

детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов,

включение пояснений и так далее. Стараюсь сказку рассказывать

выразительно, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на

материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры - Отгадай сказку по

картинкам, «Отгадай сказку по предметам», «Угадай сказку по героям»,

«Узнай сказку по загадке», «Откуда эти слова?», «Один начинает – другой

Продолжает», «Откуда я?» (описание героев, «Что сначала, что потом» и

другие.

Литературные викторины провожу как вечерние развлечения.

В процессе своей работы я убедилась, что самыми эффективными и

целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей

являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в

деятельность, инсценировка сказки.

При работе со сказками я старалась создать условия для восприятия сказки

детьми. Для этого я применяла разнообразные приемы восприятия сказки.

Приемы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети

заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций,

мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены

на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая

вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки

повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное

чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой.

Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы,

которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное

чтение (отрывков, песенок, концовок). Задаю ряд вопросы: Из какой

сказки этот отрывок? Из какой сказки эта песенка? Чем закончилась эта

сказка?

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использовала ряд

дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: –

показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования,

движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка

сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость,

уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают

непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им

возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления

ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением

отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие

произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и

способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание

иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той

последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто

включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных.

Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая

(заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы я старалась акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах

преобладали такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации

Этапы работы со сказкой

. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание,

беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития

эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания

сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок (например,

«У медведя на бору», «Волк и козлятки» и др.)– с целью закрепления

содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как

дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке,

рисовании, конструировании – позволяют детям выразить свое

отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки

сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с

использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию

нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Формы работы со сказкой, которые я использовала в своей работе :

- чтение,

- пересказ,

- обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций,

- театрализованное исполнение сказок, драматизации, инсценирование,

- просмотр фильмов – сказок, прослушивание аудиосказок,

- выставки рисунков, раскрашивание иллюстраций по сказкам,

-игровая деятельность: проведение конкурса знатоков сказок (викторина

«Поляна сказок», вечер загадок о сказках, дидактических игр (настольно-

печатные «Сложи картинку» по сказке «Репка», д. и. «Любимые сказки» и словесные, подвижных игр (хороводная игра «Репка»,

- досуги (математический досуг «В гостях у сказки» («Теремок»,

«Путешествие по сказке «Колобок»,

- практическая мастерская: лепка героев сказок,

- разучивание песенок из сказок («Песенка Колобка», «Песенка петушка»,

«Песенка козы» и др. ,

- разучивание физминуток и пальчиковых игр о героях сказок («1,2,3,4,5!

Будем сказки называть», «Репка», «Колобок» и др. ,

- рассказывание сказок по мнемотаблицам,

- выставка книг – сказок,

Для решения задач по нравственному воспитанию с помощью сказки я

разбила свою работу на этапы :

- Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы;

подбор игр (дидактических, подвижных, пальчиковых); составление

перспективного плана, определение целей и задач по теме.

Основной этап: работа с детьми, родителями; изготовление дидактического

материала.

Заключительный: самооанализ работы за год, подведение итогов.

Я подобрала и изучила научно-литературу на темы:

- «Использование сказок в работе с детьми» (в дидактических играх

(пальчиковых, словесных, настольно-печатных играх);

- «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»;

- «Роль сказки в воспитании детей»;

- «Театрализованные игры как средство развития речи детей».

Работа по ознакомлению детей со сказками со сказками велась во время

ООД, в совместной деятельности, в режимных моментах.

В течении года мы знакомились со сказками: «Репка», «Колобок

«Теремок», «Курочка Ряба» и т. д.

Сказка в системе нравственного воспитания

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и

нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Эти сказки помогают нам показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что такое зло.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей»,

«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными,

трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним

нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказка «Теремок»,

«Сказка – это зерно, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком

жизненных явлений» (В. А. Сухомлинский).

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым

воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Через сказку легче

объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные

персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и

завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы

можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, как

и вовсе нельзя в определенных ситуациях. Сказки побуждают ребенка со-

переживать, сочувствовать, сорадоваться. Полезность сказок бесспорна. На

их примере можно «исправить» «неправильные» черты характера, объяснить

малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказки являются важным

воспитательным средством, выработанным и проверенным народом.

Для родителей были подготовлены консультации на темы:

«Что читать детям 1,5-3 лет», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как

беседовать с детьми после чтения», «какова роль сказки в воспитании детей»

«Справиться с непослушанием помогут сказки», «Развитие творческих

способностей и воображения при помощи сказки».

С помощью родителей были приобретены раскраски по русским народным

сказкам, созданы две книжки-малышки («Теремок», «Колобок»).

Своими руками я изготовила настольный плоскостной театр «Заюшкина

избушка», конусный театр «Теремок», пальчиковый театр из бумаги «Репка».

Для оценки результативности своей работы я разработала критерии

определения уровня развития нравственных качеств у детей с помощью

сказки.

Результаты по критериям:

Начало учебного года: высокий уровень – 7%, средний уровень – 21%, низкий уровень – 72%;

Конец учебного года: высокий уровень – 28%, средний уровень – 58%, низкий уровень – 14%.

Считаю, что поставленные мною задачи в начале учебного года, в целом

выполнены. У большинства детей, на мой взгляд, сформировалось

представление о добре и зле, они научились сравнивать и анализировать

поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение

и поведение своих товарищей.

- Дети проявляют интерес к сказкам, знают содержание сказок, геров сказок;

- Дети научились понимать смысл сказок;

- Дети могут отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль при

драматизации, инсценировании сказки;

- Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и

родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали

принимать участие в подготовке праздников, выставок; в конкурсах;

родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие

ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются

преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта

радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать,

начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность,

милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная

сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного

учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а

делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и

сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки,

которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести,

чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому,

чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не

только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над

злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды

сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Литература

1. Дошкольное воспитание №4, 2015 г. ,с. 14-16 ., Соловейчик «Нравственное

воспитание дошкольников»;

2. Дошкольное воспитание №1, 2015г., с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»;

3. Панков В. И. Ваши помощники книги., М., Просвещение, 2015 г. ;

4. Караманенко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам., Изд. 2, М. ,

Просвещение, 2017г. ;

5. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду., М. ,

Просвещение, 2016г.

Публикации по теме:

«За веру, Кубань и Отечество» — отчёт о проделанной работе«За веру, Кубань и Отечество» — отчёт о проделанной работе Доброго всем времени суток, друзья и коллеги!Вот и закончился месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы в честь праздника.

Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год (старшая группа)Аналитический отчет о проделанной работе за учебный год (старшая группа) Аналитический отчет о проделанной работе за 2018–2019 уч. год Воспитатели: Прилепко Е. А., Ожева Н. Н. МКДОУ Д/С №196 Старшая группа «Солнышко».

Аналитический отчет воспитателя средней группы о проделанной работе Состав средней группы: 18 человек Мальчиков: 9 человек. Девочек: 9 человек В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Презентация «Отчёт музыкального руководителя о проделанной работе» Отчёт музыкального руководителя о проделанной работе за сентябрь-ноябрь" 2017 годаОтчёт о проделанной работе за сентябрь-ноябрь 2017 годаМузыкального.

Отчёт о проделанной работе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 «Березка» Воспитатель: Попова Олеся Владимировна Средняя.

Отчёт о проделанной работе кружка «Кисточка»Отчёт о проделанной работе кружка «Кисточка» Хочу представить вашему вниманию работы моего кружка по нетрадиционной техники рисования «Кисточка». В 2020 году кружок «Кисточка»» посещали.

Отчёт о проделанной работе «Мы играем в театр» Я представляю опыт работы, нашей подготовительной группы. Эпиграфом к своему выступлению я хочу взять слова немецкого психолога Карла Гросса:.

Отчёт о проделанной работе по патриотическому воспитанию Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведем с младшей группы. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчёт о проделанной работе по самообразованию
Опубликовано: 26 января 2021 в 18:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитический отчёт о проделанной работе по самообразованию» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Басько в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД