Лучший педагог года

Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника

наталья королева
Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника

Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника

Муз. руководитель ГККП я\сада №14 «Карлыгаш» г. Темиртау

Королёва Наталья Дмитриевна

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать

почву, на которой они произрастают».

Г. Нейгауз.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных

Публикация «Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах

Способностей зависит о психолого – педагогических условий и, конечно, о грамотно организованной предметно – творческой среды.

Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно – пространственной среды. А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность. Главное требование программы к музыкальной среде – её развивающий, творческий характер. Поэтому педагоги должны стремиться к тому, чтобы содержание музыкальй развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Всё это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметно – развивающая среда в группах ДОУ организуется по трём основным блокам: восприятие музыки

воспроизведение музыки

музыкально – творческая деятельность.

Итак, мы приходим к неоспоримому вывод: для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкально – предметная среда, а для развития творческой личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой. Умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Среда, окружающая ребёнка в детском саду может стать средством развития его творчества лишь в том случае, если педагого способен организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на развитие творчества дошкольника, а также его личности.

В истории понимании среды как основного фактора и средства воспитания и образования личности выделяют два подхода:

1 – среда, как условие реализации ребёнком своих потребностей

2 – получил название «педагогика среды», определяет среду как средство воспитания личностных качеств.

Для ребёнка дошкольного возраста среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон; среда семьи, среда дошкольного учреждения,среда социума. Мы с вами остановимся на среде дошкольного образовательного учреждения, а конкретно – музыкальной среде.

Рассматривая музыкальное воспитание как процесс организованного приобщения детей к музыкальной культуре, можно говорить о музыкальной среде как о средстве приобщения ребёнка к музыкальной культуре. Таким образом музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.

Музыкально – образовательная среда состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен аудиомузыкальной информацией, т. е. непосредственно музыкой. Всё остальное, в том числе музыкальные инстркменты и средства извлечения музыки (магнитофон и т. д.) относятся к предметному компоненту. В музыкально – образовательной среде также присутствует и социальный компонент, поскольку в любой среде происходят социальные взаимодействия ребёнка, влияющие на его развитие. Окружающие ребёнка сверстники и взрослые составляют его среду обитания, а взрослые, кроме этого, являются организаторами педагогического процесса.

Говоря о творческой среде, нужно отметить, что это среда в которой происходит саморазвитие свободной и активной личности: обучающийся становится субъектом своего развития (а не остаётся объектом педагогического воздействия, проявляет активность в использовании возможностей среды. Таким образом творческая среда характеризуется прежде всего творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением.

Так каковы же требования к музыкальной среде, чтобы она стала творческой? Можно располоэжить их следующим образом:

-требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. В каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития, до момента, когда она становится ведущей.

-среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития.

- музыкальная среда должна соответствовать структуре когнетивной сферы ребёнка, т. е. содержать как консервативные (уже изветсные ребёнку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

- следует помнить: нереализованное стремление сразу же применить полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребёнком знания живут о обогащаются.

Музыкальная среда раскрываетсвои возможности в процессе общения детей со взрослыми в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда творческой, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый дейтсвуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально – творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально – творческой деятельности.

В содержании творческой среды должна быть представлена проблемность: ребёнок, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами в музыкальноё среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности.

Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

При оценке музыкальной среды учитываются следующие критерии:

- качество содержания (содержание, разрботанное с учетом деятельностно – возрастного системного подхода, отражает весь спектр музыкальной деятельности детей).

- Качество структуры (представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес и обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку дошкольников).

- Функциональный и эмоциональный комфорт (предметная среда должна быть сомасштабна глазу, дествиям руки, росту ребёнка).

Целостность содержания музыкальной среды, где может быть организован процесс музыкального воспитания и активной творческой деятельности, строится на следующих принципах:

- психологический (необходимо единство музыкальной среды, музыкального репертуара и содержательного общения со взрослыми, учитываются возрастные особенности детей и ведущие виды деятельности);

- эстетический (все модули должны быть соразмерны росту, глазу и руке, эстетически выдержаны);

- педагогический (должна отвечать возрасту и содержанию музыкальной деятельности, целям воспитания и развития ребёнка т уровню его подготовки).

Музыкально – образовательная среда в Доу делится на блоки:

-блок организованной (регламентированной) музыкально – творческой деятельности;

-блок нерегламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности.

В данном сообщении, уважаемые коллеги, я попыталась обратить внимание на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации творческой среды, но самым главным компонентом для создания творческой деятельности является сам педагог, его компетентность, любовь к детям и своему делу.

Образовательная среда, как средство по формированию нравственных, патриотических и эстетических качеств личности дошкольника.

1 - Подбор и систематизация игр, упражнений, которые можно использовать

на любых занятиях, а также в свободное время или в режимных моментах.

2 - Организация между субъектами педагогической системы ДО на основании междисциплинарного подхода к планированию занятий; проведение тематических объединений, повышающих профессиональную компетентность (знание основ формирования нравственных, эстетических, патриотических качеств личности дошкольника).

3- Организация мини – библиотек и информационных стендов для родителей, проведение семинаров, «круглых столов», диспутов с родителями.

4- Подбор дидактических и наглядных материалов необходимых для формирования нравственных, патриотических и эстетических качеств личности дошкольника.

5- Организация в группах «Стен творчества», активных «Музыкальных зон», «Сенсорных», «Моторных» зон, предметное содержание которых соответствует целям приобщения к музыкальной культуре и музыкальному фольклору.

Публикации по теме:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Игра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулкеИгра-отражение жизни. Организация самостоятельной деятельности на прогулке Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены.

Образовательная среда для самостоятельной активности ребенкаОбразовательная среда для самостоятельной активности ребенка К Новому году принято украшать не только свои дома и квартиры, но и все общественные помещения и даже городские улицы. Атмосфера ожидания.

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей» Консультация для воспитателей:"Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей. Вот и наступило.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

«Красавица сирень». Фотоотчет о самостоятельной художественной деятельности детей 3–4 лет«Красавица сирень». Фотоотчет о самостоятельной художественной деятельности детей 3–4 лет Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила красавица весна с ее неописуемыми запахами и ароматами цветущих деревьев и цветов! Сколько.

Мини-проект «Космос» в подготовительной группе. Содержание совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей Мини - проект Подготовили воспитатели подготовительной группы ГБДОУ №19 Центрального района г Санкт-Петербурга: Рулева Е. Ю. Прокопьева.

Портфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детейПортфолио дошкольника как результат совместной деятельности родителей, воспитателей, детей Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли воспитатели и родители. Это заставляет дошкольные.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Планирование совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей в течении дня Представляю планирование совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей в течение дня в первой младшей группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника
Опубликовано: 16 сентября 2020 в 15:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая среда как место для совместной и самостоятельной музыкальной деятельности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем наталья королева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД