Получи документы

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

надежда сурина
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, занимающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский.

1сл. «Сюжетно-ролевая игра, как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

2,3сл. Цели и задачи:

• создание условий для организации сюжетно-ролевой игры с детьми, как культурной практики;

• формирование у детей навыков совместной игры;

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

• подбор и изучение методической литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры как культурной практики в дошкольном возрасте;

• изготовление атрибутов для организации сюжетно-ролевой игры;

• обеспечение педагогического руководства сюжетно-ролевой игры с учётом интересов и потребностей детей ХХI века.

Особое значение в формировании нового человека имеет комплексный подход к воспитанию, в осуществлении которого важная роль отводится созданию условий для всестороннего развития личности, её многогранной творческой деятельности, которая выступает в виде культурной игровой практики.

4сл. Культурные практики — это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослыми или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми и сверстниками. Это освоение позитивного жизненного опыта, сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, а также негативного опыта, недовольства, обиды, ревности, протеста и грубости.

5,6сл. К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относится сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Играя, дошкольники развивают воображение, творчество, смекалку. Моделируя различные ситуации, они изучают окружающий мир, взаимоотношение между людьми.

Современный дошкольник стремится отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живёт и в которой развивается. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменением социума.

Учитывая требование и тенденции современного общества, мы решили создать условия для организации сюжетно-ролевых игр, которые помогают детям знакомиться и ориентироваться в профессиях взрослых.

Сюжетно-ролевую игру как культурную практику мы организуем во второй половине дня. Для руководства играми используем прямые и косвенные приемы. При прямом руководстве главную роль принимаем на себя, при косвенном осуществлении руководство без непосредственного вмешательство в игру, создавая игровую обстановку еще до начала игры (т. е. создаем воображаемую ситуацию, планируем ход игры и распределяем роли).

Каждая игра оборудована большим количеством атрибутов, максимально приближенных к реальным с учетом гендерной принадлежности.

Вашему вниманию предлагаем игры нового поколения:

7,8сл.

1. Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Цель и задачи:

• совершенствовать коммуникативные способности, расширить словарный запас детей;

• знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидение;

• развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь;

• побуждать детей самостоятельно распределять роли;

• воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа:

• беседы с детьми о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей;

• чтение художественной литературы;

• рассматривание иллюстрации;

• дидактические игры.

Развивающая предметно-игровая среда:

• видеокамера;

• ноутбук;

• микрофоны;

• наушники;

«хлопушка»;

• костюмы для театральной деятельности;

• сценарии постановок;

• телевизор.

Игры-спутники:

• телепередачи на разные темы;

• реклама;

• прогноз погоды;

• интервью.

9,10,11 сл.

2. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Цель и задачи:

• развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, отстаивать свое мнение, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

• расширить представление о труде работников кафе;

• учить соблюдать правила поведения в общественных местах;

• учить подбирать атрибуты для игры;

• совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;

• стимулировать творческую активность детей в игре.

Предварительная работа:

• беседы «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Что такое меню?», «Как вести себя в кафе?»;

• рассматривание иллюстрации на тему профессии;

• дидактические игры;

• наблюдение за работой помощника воспитателя;

• составление рассказов из личного опыта на тему «Посещение кафе»

Развивающая предметно-игровая среда:

• таблички с надписями «Приятного аппетита»;

• униформа для официантов (фартуки и головные уборы);

• скатерть;

• разносы;

• папки-меню с картинками;

• муляжи продуктов;

• кухонная посуда;

• салфетки;

• бланк заказов для официанта;

• муляжи денег.

Игры-спутники:

• проведение праздника;

• приглашение ведущих и оформителей праздника.

12,13,14сл.

3. Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод»

Цель и задачи:

• расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения;

• развивать умение применять в игре знания о способах измерения;

• развивать умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение оказывать помощь, умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

• расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, помощниках машинах;

• упражнять в умении различать и правильно называть детали одежды;

• закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды.

Предварительная работа:

• беседы «Ателье мод», «Что из какой ткани можно сшить», «О труде взрослых в ателье»;

• рассматривание иллюстрации на тему профессии, каталогов и журналов с модной одеждой;

• рисование эскизов одежды, раскрашивание, придумывание узоров одежды, элементов декора из различных материалов;

• выполнение аппликации «Кукла в красивом платье»;

• ручной труд «Пришей пуговицу»;

• дидактические игры;

• создание «Коллекции пуговиц», «Коллекции тканей» и т. д;

• чтение литературных произведений.

Развивающая предметно-игровая среда:

• ножницы, метр, мелки;

образцы лент, пуговиц, тканей, молний и ниток;

• журналы мод и каталоги;

• лекало и выкройки;

• гладильная доска, утюг;

• униформа;

• кукольные манекены для одежды;

• бланки заказов и квитанции;

• таблицы размеров.

Игры-спутники:

• пошив одежды;

• показ мод;

• заказ обедов из кафе.

15,16,17сл.

4. Сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»

Цель и задачи:

• развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

• закрепить знание детей о правилах дорожного движения. Уточнить понятия: дорога, тротуар, проезжая часть, их назначение. Расширять у детей представления о труде работников ГИБДД;

• учить соблюдать правила поведения в общественных местах;

• совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;

• стимулировать творческую активность детей в игре.

Предварительная работа:

• беседы;

• рассматривание иллюстраций о правилах дорожного движения;

• дидактические и настольно-печатные игры;

• чтение художественной литературы;

• составление рассказа из личного опыта «Как я перехожу улицу».

Развивающая предметно-игровая среда:

• дорожные знаки, светофор;

• униформа сотрудников ГИБДД;

• машина ГИБДД и «зебра»;

• права с фотографиями наших воспитанников, рации, жезл, наручники;

• маски с различными видами автотранспорта.

Игры-спутники:

• установка дорожных знаков;

• соблюдение правил дорожного движения;

• происшествия на дорогах.

18сл. Таким образом организованные нами современные сюжетно-ролевые игры сыграли большую роль в развитии наших воспитанников.

Необходимо помнить, что сюжетно-ролевая игра является неотъемлемой частью дошкольного детства. Ролевые игры развивают речь, внимание, память, мышление, воображение, учат детей делать выбор, проявлять инициативу. Это интересная и важная деятельность помогает детям научиться ориентироваться в сложном, быстро меняющемся мире. Взаимодействовать с окружающими людьми, жить в социуме, что и требует сейчас ФГОС дошкольного образования.

На основе проявленного интереса детей к этим сюжетно-ролевым играм мы поставили для себя цель в дальнейшем пополнять игры новыми атрибутами и создать новые сюжетно-ролевые игры с учетом возрастных особенностей и современных тенденций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Е. И. Попова, А. Ф. Кондрашина, С. С. Сунцова «Сюжетно – ролевые игры ХХI века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет».

2. А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева «Планирование образовательного процесса дошкольной организации : современные подходы и технология»

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др.

4. Е. И. Щербакова «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре»

5. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как культурная практика в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 5 мая 2024 в 08:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД