Получи документы

«Развитие зрительного восприятия через предметно практическую деятельность, у детей с нарушением«

ольга дамм
«Развитие зрительного восприятия через предметно практическую деятельность, у детей с нарушением«

«Развитие зрительного восприятия через

предметно практическую деятельность,

у дошкольников-с нарушением зрения"

Публикация «„Развитие зрительного восприятия через предметно практическую деятельность, у детей с нарушением„» размещена в разделах

Формирование полноценного зрительного внимания очень важно, т. к. оно играет большую роль в осуществлении ориентировочно исследовательской деятельности ребёнка в зрительной среде. Необходимо учить детей всматриваться, вслушиваться и осязать различные качества и свойства предметов.

У детей с нарушением зрения внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастности. Дефицит внимания отчётливо проявляется в ситуациях, (урок) требующих его высокого уровня, имеющих ограничение во времени, а также при решении задач, связанных со зрительным поиском. Дети с нарушением зрения значительно менее внимательны при прослушивании заданий. Им требуется многократное повторение инструкции (от 2 до 6 раз). Кроме понижения остроты зрения, развитии амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что неблагоприятно сказывается на познавательной деятельности ребенка. Развитие зрительного восприятия является очень важным. Поэтому одной из специальных задач в детском саду является развитие способов зрительного восприятия. Для развития этого используются все виды детской деятельности : игра, труд, бытовая деятельность, занятия.

Особенности зрительного внимания при Амблиопиии и косоглазии

1. Внимание непроизвольно; сосредоточенным остаётся, пока сохраняется интерес.

2. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами.

3. Замедленность процесса зрительного восприятия, его неполнота и фрагментарность оказывают отрицательное влияние на активность внимания, его объём, концентрацию, устойчивость и на темп переключения зрительного внимания

4. Нарушения внимания возможны и как следствие болезни или утомления и проявляются в общей слабости, вялости, повышенной утомляемости и отвлекаемости

Необходимость этого объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, общей заторможенностью осуществления различных предметно-практических и умственных действий, снижением объёма памяти. Активизации зрительного внимания способствуют: яркость объекта, внезапность появления, необычность (новизна, интерес к данному объекту, актуальность.

Восприятие величины предметов Способность охватить взором предмет зависит от границ поля зрения ребенка, размера предмета, и расстояние, с которого он рассматривается. Среди слабовидящих имеются лица с суженым полем зрения, что осложняет им одномоментное обозрение средств наглядности (макетов, приборов, рисунков). При восприятии и опознавании предметов слабовидящими глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации. У слабовидящих детей наблюдаются также нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагм (дрожание глаз. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, а также глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. Восприятие цвета и контраста Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим его внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром. Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые – с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой – успокаивает. Известно, что у значительного числа слабовидящих детей ослаблено восприятие красного, зеленого и синего цветов. Форма и степень расстройства цветоразличения зависят от клинической формы нарушения зрения, ее происхождения, локализации и течения. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушений цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, света и цветорегулируемых осветителей и др.). Восприятие движения – это отражение изменения положений, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаза, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1) непосредственного восприятия акта перемещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта. С помощью зрения информация о движении объектов получается при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз.

Задачи

по развитию зрительного восприятия включают в себя :

-развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира (цвет,форма,величина, движущиеся объекты)

-формирование умения действовать с предметами

-воспитание интереса к окружающему миру

Конкретные задачи включают в себя умение различать и называть

1. Различать и сравнивать предметы с изображением на картинке

2. Последовательно выделять основные признаки,

3. Соотносить изображение на картинке с реальным предметом (изображение может быть силуэтным, контурным).

Изобразительная деятельность имеет важное значение для воспитания детей с нарушением зрения, служит средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки.

ЛЕПКА

В лепке дети воспроизводят воспринятые объекты. Это требует активного и детального их обследования, формирования приемов осязательного восприятия, развитии зрительно-моторной координации движений. Ценность лепки заключается в том, что, работая над воспроизведением предметов, дети учатся активно воспринимать окружающий их мир, отражать и передавать форму, объем, величину, строение, характер поверхности предметов. Таким образом, лепка содействует уточнению и обогащению представлений детей об окружающем в подготовке руки для письма. Занятия следует начинать лепкой с натуры, чтобы ребенок мог постоянно сверять результат своей работы с объектом. При этом важно следить за тем, чтобы у детей был достаточно большой кусок пластилина, чтобы вылепленный предмет соответствовал по величине натуральному. На первых этапах обучения лепке с натуры следует выбирать для образца мелкие натуральные предметы. Это позволяет ребенку легко провести сравнение своей работы с заданным объектом. Очень часто дети стараются лепить из маленького кусочка пластилина. Это неплохо для развития мелких движений руки. Однако невозможность изменить деталь из-за малых ее размеров часто ведет к тому, что ребенок ломает всю поделку. Это отрицательно сказывается на отношении ребенка к своей работе: он не заканчивает ее вовремя, теряет уверенность в своих силах и интерес к тому, что делает; у него появляется негативизм. Лепка из относительно крупных кусков глины (или пластилина) дает возможность усовершенствовать отдельные детали поделки, не разрушая всего вылепленного. Для лепки выбираются такие предметы, с которыми дети уже познакомились в игре, в труде, на занятиях по ознакомлению с окружающим и т. д. Воспитатель обращает внимание детей на форму и величину предметов, показывает его свойства. Особенно большой интерес вызывает у детей связь формы предмета с характером его движений. Например, рассказывая о круглой форме шара, воспитатель

вместе с ребенком катает его по столу. Только после детального ознакомления с шаром ребенок может приступить к его лепке. Лепка с натуры позволяет воспитателю научить детей воспринимать в предмете не только его существенные черты, но и признаки, характерные для данного конкретного предмета. Этому следует учить с первых занятий. Наблюдение предмета под руководством воспитателя непосредственно перед лепкой положительно влияет на качество изображения. Дети легче удерживают в памяти и передают в лепке свойства и качества предмета, которые только что воспринимали, узнавали, определяли при наблюдении и называли.

Аппликация

Обучение аппликации, как и другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей. Обогащение их представлений о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире.

Организации: А) индивидуальная; Б) подгрупповая.

Методические приемы:

А) чтение художественной литературы;

Б) рассматривание изделий из бумаги;

В) вопросы разного характера;

Г) указания;

Д) пояснения.

Для успешного формирования знаний, умений, навыков, обогащения сенсорного опыта детей с нарушениями зрения, в работе необходимо использовать разнофактурную бумагу: А) цветочную; Б) чертежно-рисовальную; В) бархатную.

Принцип коррекционной работы:

Учет индивидуальной особенности зрительного восприятия

Дифференцированный подход

Тифлопедагог О. М. ДАММ

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие зрительного восприятия через предметно практическую деятельность, у детей с нарушением«
Опубликовано: 14 июня 2021 в 15:56
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие зрительного восприятия через предметно практическую деятельность, у детей с нарушением«» (включая файлы) размещена пользователем ольга дамм на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД