Получи документы

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования

галина степаниченко
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования

На основе Лего-конструирования в результате такой организации деятельности детей создаются условия расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательных способностей.

1.7 Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы работы по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством использования LEGO – конструирования.

Публикация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования» размещена в разделах

В развивающей среде детского сада создан LEGO - центр, подобраны уникальные конструкторы первого поколения, разнообразное современное техническое оборудование. Опираясь, на примерную основную образовательную программу в процессе работы над данным опытом разработана дополнительная образовательная программа «LEGO - конструирование» (Приложение 6, на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульной парциальный программы дошкольного образования «STEM - образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т. В. Волосовец, В. А. Марковой, С. А. Аверина.

Для проведения непосредственной образовательной деятельности разработаны интегрированные занятия, развлечения с использованием LEGO - конструкторов для средней, старшей и подготовительной группы. Разработана картотека схем для выполнения алгоритма действий по сборке конструкций каждого вида конструктора. Кроме того в процессе реализации данного опыта ведётся активная разъяснительная, и обучающая работа с детьми, родителями – консультации, практические занятия.

1.8 Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Данный опыт работы может быть реализован в дошкольных образовательных организациях всех видов при организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками, в свободной деятельности детей. Материалы могут быть использованы в организациях, занимающихся семейным воспитанием и в организациях дополнительного образования.

II. Технология описания опыта

Работа осуществлялась поэтапно. На первоначальном этапе своей работы автор опыта изучила методическую литературу по использованию лего-конструкторов в соответствии с требованиями ФГОС, пополнена развивающая предметно- пространственная образовательная среда в группе, пополнен LEGO - центр картотекой игр: LEGO раскрасками, сборниками «LEGO - сказок». Разработана программа по «LEGO - конструированию» для детей средних - подготовительных групп.

С детьми начала работу со знакомства с LEGO - центром и LEGO - конструктором. Ознакомление детей с конструктором LEGO происходило в следующей последовательности: спонтанная коллективная игра детей с конструктором ознакомление с содержанием и правилами работы с конструктором с цветом, формой и размером деталей, названиями деталей, различными способами скрепления деталей.

Цель данного педагогического опыта: обеспечить положительную динамику развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO - конструирования.

Задачи:

1. Повысить у детей интерес к LEGO - конструированию посредством организации активных форм работы с родителями и детьми.

2. Создать в развивающей среде LEGO - центр с использованием конструкторов LEGO для занятий в условиях образовательной организации в свободной игровой деятельности.

3. Организовать целенаправленную работу по применению LEGO -конструирования в непосредственной образовательной деятельности по конструированию (1 раз в месяц) начиная со средней группы.

4. Разработать с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать дополнительную образовательную программу технической направленности: «LEGO - конструирование»

Для более глубокого знакомства детей и родителей с Лего-конструированием в учреждении оборудован LEGO - центр, где подобраны согласно возрастным особенностям современные наборы нового поколения образовательных конструкторов: «LEGO Duplo», «LEGO Dacta», «LEGO Citi», «LEGO Education», «LEGO Technic», «LEGO Boost». В детском саду в каждой группе созданы центры конструирования в соответствии с возрастом дошкольников. Для детей младших групп хорошо подходит «LEGO Duplo», так как серия детских конструкторов «LEGO Duplo», разрабатывается специально для детей в возрасте от 2-х лет. Эта серия характерно отличается от других тематических серий детских конструкторов LEGO. У конструкторов LEGO Duplo основные строительные элементы значительно больше по размерам, чем детали других серий конструкторов LEGO, а также не содержат мелких деталей или аксессуаров. Что сделано специально для того, чтобы избежать попадания мелких деталей лего в дыхательные пути ребенка. Для детей постарше хорошо подойдут конструкторы с большим количеством деталей и более сложные, такие как «LEGO Dacta», «LEGO Citi». Для детей подготовительных групп и младших школьников отлично подходят лего-конструкторы с большим количеством мелких деталей такие как, «LEGO Education», «LEGO Technic».

Чтобы в дальнейшем использовать данную развивающую среду на занятиях, у детей была возможность потрогать, поиграть с элементами, попробовать самостоятельно варианты их удивительного скрепления, привыкнуть к яркой пестроте деталей. Дети с помощью педагога организуют строительство предметов мебели, архитектуры, техники, свободно, самостоятельно ориентируются среди элементов, находящихся в Лего - центре. Действия дошкольников с разнообразными LEGO - конструкторами направлены на развитие познавательных способностей. В ходе данной игровой деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Конструкторы LEGO – это уникальные специально разработанные конструкторы. Наборы спроектированы таким образом, что дети в процессе занимательной игры имеют возможность приобрести максимум информации о технике, науке, освоить знания. Некоторые универсальные наборы содержат простейшие увлекательные механизмы, для дальнейшего изучения на практике законов физики.

Разработанная с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования образовательная программа технической направленности: «LEGO - конструирование», реализуется в учреждении, начиная со среднего дошкольного возраста (возрастная категория с 4 до 7 лет).

Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO - конструирования в регламент образовательной деятельности учреждения, реализуется в рамках образовательного раздела «Конструирование». Обязательная часть разработана на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульной парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т. В. Волосовец, В. А. Марковой, С. А. Аверина.

Освоение LEGO - конструирования, в образовательном учреждении проводится последовательно, планомерно, от простого к сложному. Интегрированные занятия по развитию познавательных способностей проводятся по 15-20 минут в средней группе, 20-25 минут в старшей группе, по 25-30 минут в подготовительной группе.

Чтобы ребенок захотел сам построить что-то в процессе проведения интегрированных занятий, педагоги создают проблемные ситуации и условия для успешного решения поставленных задач.

На первых занятиях отрабатываются умения построения несложных объектов и простейших форм, прочного, надёжного скрепления частей конструкции. Дети приобретают умение различать и называть строительные детали, использовать LEGO - конструктор с учётом его конструктивных свойств (форма, устойчивость, величина).

Дети свободно экспериментируют с предложенным строительным материалом «LEGO Duplo». Они знакомятся с основными деталями конструктора, способами крепления деталей, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

Начиная со средней группы дошкольники учились не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учились ее анализировать. Добавилась такая форма работы как конструирование по замыслу. Дошкольники данного возраста на занятиях учились анализировать создаваемые постройки: соотносить их по форме и величине, выделять основные части, самостоятельно измерять (по высоте, ширине и длине, устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга. От конструирования по образцу и замыслу, в средней группе дети плавно перешли к конструированию по простейшим схемам. Данная деятельность предполагает воссоздание отдельных и внешних особенностей реальных объектов. В результате такого обучения формируются познавательные способности, мышление.

В среднем дошкольном возрасте ребята знакомились с мелким конструктором «LEGO Dacta». Использование данного конструктора предоставляет возможность для детей свободно экспериментировать с имеющимся строительным материалом. Дошкольники представляют предметы в разных пространственных положениях, мысленно могут изменять их взаимное расположение, у детей развивается образное мышление.

Примеры занятий в средней группе:

Тема «Дикие животные DUPLO»

Цель: Учить строить животных по образцу. Внимательно отбирать необходимые детали и скреплять их в правильной последовательности.

Тема: «Муниципальный транспорт DUPLO». «Легковые автомобили»

Цель: Знакомить детей с устройством и функциями легковых автомобилей. Учить создавать конструкцию по карте-схеме. Развивать технические навыки детей. Закреплять названия деталей и частей автомобиля.

В старшей группе занятия отличаеются уникальной содержательностью и своим техническим разнообразием. Дети не только отбирали необходимые детали, но и создавали удивительные конструкции по схеме, образцу, чертежу и собственному замыслу. В свободной игровой деятельности дошкольники активно использовали разработанную картотеку схем для выполнения алгоритма действий по сборке конструкций каждого вида конструктора. (Приложение 2)

Примеры занятий в старшей группе:

Тема: Кирпичики LEGO для творческих занятий «По схемам».

Цель: Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO по схемам.

Тема: Кирпичики LEGO для творческих занятия «По замыслу».

Цель: Свободное творческое конструирование. Упражнять детей в создании всевозможных моделей из реальной жизни и вымышленных персонажей, объектов и строений из кирпичиков LEGO.

У дошкольников происходит совершенствование восприятия окружающего мира: появляется устойчивое стремление последовательно и планомерно, описать и изучить предмет. При рассмотрении предмета ребята в основном, используют, тактильное восприятие (они ощупывает его, вертят предмет в руках, замечают особенности, так же в старшем возрасте интенсивно развиваются такие виды восприятия как: аудиальное и зрительное.

В подготовительной группе формирование умения планировать свою постройку при помощи LEGO - конструктора становится приоритетным. В данном возрасте добавляется конструирование по инструкциям взрослого с последующим достраиванием его по собственному замыслу. Главные темы - «Архитектура», «Транспорт». Отличительная черта сооружаемых ребятами этого возраста моделей транспорта – сложность и размер.

У детей подготовительной группы развивался интерес к LEGO -конструированию техники, развитие инженерных и конструкторских навыков. Происходило развитие наглядно - образного, комбинаторного и логического мышления, познавательных способностей. При установлении взаимосвязей, дети как бы «накладывали» приобретённые новые знания на полученные ранее, расширяя, свои познания, таким образом.

Конструктор «LEGO Boost» успешно осваивается детьми подготовительной группы. Это уникальный конструктор, состоящий из ярких пластиковых деталей. Из него собираются техника специального назначения, герои сказок. Один из собранных героев оснащается мини мотором и контроллером, с их помощью дети приводили игрушку в движение. Этот конструктор позволяет лучше развивать у дошкольников данного возраста пространственное мышление.

Конструирование – один из любимых видов детской деятельности. Отличительной особенностью данной деятельности является творчество и самостоятельность. Как правило LEGO - конструирование завершается игровой деятельностью. Создаваемые постройки дошкольники используют в играх-театрализациях, в сюжетно - ролевых играх, используют LEGO - элементы при подготовке к обучению грамоте, в дидактических играх и упражнениях, ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных интегрированных, игровых, тематических занятий дети развивают свои познавательные способности, развивается умение пользоваться схемами, чертежами, инструкциями, развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление.

В процессе деятельности ребенка с LEGO - конструктором развивается :

- Мышление: умение обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать.

- Мелкая моторика.

- Концентрация внимания.

- Умение следовать образцу.

- Способность видеть разные способы создания образов и построек, пространственное воображение.

- Добиваясь необходимого результата, дети развивают целенаправленность собственных действий.

- Активная включенность в процесс игры, положительная мотивация к обучению, создаёт основу для формирования учебных навыков.

У дошкольников возникла заинтересованность в LEGO - конструировании. Оснащенность развивающей среды конструкторами нового поколения позволяет повысить качество достигнутых результатов, определить эффективность работы в развитии познавательных способностей. Процесс реализации образовательной программы «Развитие познавательных способностей посредством использования LEGO - конструирования» направлен на достижение положительного результата.

Образовательные LEGO - конструкторы развивают познавательные способности, успешно помогают дошкольникам воплощать в жизнь свои оригинальные идеи, фантазировать, строить задуманное. Ребята увлечённо работают над созданием технической постройки, и оценивают конечный результат. Успех пробуждает у детей желание учиться, а это, несомненно, способствует подготовке в будущем специалистов с инженерными знаниями. Так же проводилась работа с родителями, были проведены консультации, разработаны буклеты по LEGO - конструированию, для ознакомления родителей с различными видами LEGO - конструкторов.

Благодаря внедрению в образовательный процесс LEGO -конструирования современная обновляющаяся экономика России приобретёт так необходимые для неё новые кадры, которые в первую очередь понимают, что такое программирование.

III. Результативность опыта

Результатами реализации данного опыта являются достижение детьми заданных в образовательной программе целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики достижений ребенка. На основании карт наблюдений за деятельностью детей, а так же диагностики познавательных способностей можно отметить следующие результаты:

•у детей сформирован устойчивый интерес к Лего-конструированию, желание изобретать, творить, экспериментировать;

•у детей развита крупная и мелкая моторика; они владеют основными движениями, выносливы, подвижны, могут управлять и контролировать свои движения;

•у детей развита способность к самоанализу сооружений, чертежей, конструкций, схем с точки зрения практического назначения объектов;

• дети самостоятельно используют готовые схемы, чертежи и вносят свои изменения в созданные конструкции;

• дети овладевают приёмами совместного и индивидуального конструирования;

• дети могут следовать социальным правилам и нормам поведения в разных видах деятельности, способны к волевым усилиям, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• дети овладевают умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них сооружения, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

• дети обладают устойчивым положительным отношения к миру, обладают чувством собственного достоинства. Дошкольник способен учитывать интересы и чувства окружающих, договариваться.

• дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Диагностика уровня развитие познавательных способностей проводилась по методике И. С. Аверина, Е. И. Щебланова, Е. Н. Задорина с 2018 по 2021 год, были получены следующие данные: на 19 % увеличилось количество детей с высоким уровнем развития познавательных способностей; на 9% уменьшился средний уровень, количество детей с низким показателем тоже снизился на 10%.

Уровень развития познавательных способностей детей определялся умением проводить сериацию, сравнение и классификацию по заданным критериям; умение обобщать, умение устанавливать аналогии. Метод оценивания: групповое тестирование.

Данная методики разработана на основе зарубежных тестов познавательных способностей KFT 1-3 К. Хеллера, тесты KFT 1-3, разработанные в Мюнхенском университете. Тесты состоят из 4 субтестов в них 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением проводится тренировочное выполнение двух заданий, схожих с тестовым. Задания представлены в виде рисунков, это позволяет тестировать детей независимо от их умения читать.

Решение поставленных при реализации опыта задач позволило:

Создать развивающую среду для занятия Лего - конструированием в условиях дошкольной организации, направленную на развитие познавательных способностей.

Организовать целенаправленную работу по применению Лего - конструирования в непосредственной образовательной деятельности и игровой.

Разработать с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования и апробировать дополнительную образовательная программу технической направленности «LEGO - конструирование» разработанную на основе парциальной программы интеллектуального и творческого развития дошкольников «LEGO в детском саду» авторов: Марковой В. А., Житняковой Н. Ю. с учетом модульный парциальный программы дошкольного образования «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторов: Т. В. Волосовец, В. А. Марковой, С. А. Аверина, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество в рамках реализации муниципального проекта «Внедрение доброжелательных технологий в образовательное пространство дошкольных образовательных организаций Шебекинского городского округа» («Приоритетное детство»).

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать Лего - конструирование для реализации преемственности школы и дошкольных организаций, а так же успешной адаптации детей для дальнейшего обучения в других общеобразовательных учреждениях. Лего - конструирование является одним из способов достижения цели и задач в развитии познавательных способностей ребёнка.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования
Опубликовано: 14 июня 2021 в 11:14
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования LEGO-конструирования» (включая файлы) размещена пользователем галина степаниченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД