Лучший педагог года

Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи

Елена Круглова
Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи

Речь – одна из главных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Проанализировав свой опыт работы с детьми, пришла к выводу: обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания.

Публикация «Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи» размещена в разделах

Для достижения поставленных задач особое внимание уделяю развитию у детей интереса и любви к художественной литературе. Воспитываю способность замечать некоторые выразительные средства, определять и мотивировать своё отношение к героям произведения, выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев. Для развития выразительности речи использую в своей работе игры и творческие задания: «Цепочка», «Угадай по описанию», «Выбери признак, который есть у других объектов», «Я назову признак, а вы перечислите его значения», «Что (кто) делает так же?» и другие. Дети любят изображать какого – либо животного, человека определённой профессии (повар, водитель, музыкант и пр.). Настроение живого объекта (сердитую кошечку – ласковую кошечку; пугливого зайчика, весёлую белочку; грустного человека – радостного человека и пр.); рассказывать по ролям: потешку, короткую сказку. Большое значение придаю в своей работе стихотворению, оно благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Для составления рифмованных текстов использую игры: «О ком? О чём?», «Доскажи словечко», «Склад – Несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Исправь меня», «Дразнилка». Также использую в работе составление творческих рассказов по картине, рассказов – фантазий. Для образных рассказов использую следующие игры: игры с волшебной трубой, «Ожившие предметы», «Живые картинки», «Волшебный гость», «Кто, о чём говорит?», «В гости пришли Волшебники Времени». Для составления богатых образными выражениями сказок использую в своей работе следующие игры и задания: «Назови героя», «Действия героя», «Волшебник», «Сказочные слова», «В какой сказке?». Сказочная тематика настолько близка детям, что она проникает в их игры. Драматизация сказок имеет большое значение, она должна быть обычным явлением в жизни детей. Большое значение я придаю своей речи. Она должна быть образна, выразительна. Используя ряд образных выражений : алый цвет, красное – солнышко, зимушка – зима, мороз трескучий, ясные звёзды и другие делают речь образной, вырази тельной. Использование пословиц, поговорок. Например: при встрече ребё нка: «Ясный месяц появился» звучит как обычное приветствие; «Поспешишь, людей насмешишь» во время занятий, вот поспешил и плохо нарисовал. Родители нашей группы посещают открытые занятия, с ними проводятся индивидуальные консультации, вывешиваются статьи в родительский уголок, оформляются стенды, газеты, проводятся родительские собрания, практикумы, совместные занятия с детьми, конкурсы педагогических знатоков и многое другое.

В результате проведенной работы у детей улучшилась речь, они стали использовать выразительные средства, обогатился словарь. Дети стали с интересом и любовью относиться к художественной литературе. У меня впереди еще есть время для решения данной проблемы, и я продолжу выполнять ее в своей педагогической деятельности.

Список используемой литературы:

1. Т. И. Гризик Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие к «Примерной общеобразовательной программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста».

2. В. Я. Пролл Исторические корни волшебной сказки. – М. ,1986.

3. Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине., - Ульяновск,1997г.

4. А. А. Нестеренко Страна загадок.

5. Л. С. Выготский Мышление и речь. – М., 1983; Воображение и творчество в детском возрасте.

6. А. К. Бондаренко Словесные игры в детском саду.

7. Д. Б. Эльконин Психология и педагогика игры дошкольника. – М: Педагогика, 1983г.

8. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М., 1981;

9. С. Н. Цейтлин «Язык и ребенок», М., 2000;

10. М. А. Чистякова «Психогимнастика», М., Просвещение, 1990.

Публикации по теме:

Работа по пожарной безопасности с детьми старшего дошкольного возраста Почему - то существует мнение, что пожары чаще всего возникают по вине детей. В этом году на территории нашего поселения не успевали тушить.

«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.

НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!»НОД по развитию интонационной выразительности речи в подготовительной группе «Весна идёт, весне дорогу!» Цель: обобщить представления детей о ранней весне, повторить знания о приметах весны, весенних месяцах, обогащать речь определениями и глаголами,.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Работа по развитию межполушарных связей с детьми старшего дошкольного возраста. Отслеживание линииРабота по развитию межполушарных связей с детьми старшего дошкольного возраста. Отслеживание линии Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития мозговых структур, а, следовательно, и интеллекта, межполушарных связей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 18:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Круглова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД