Получи документы

Детское экспериментирование как средство познавательного развития

Эльвира Таирова
Детское экспериментирование как средство познавательного развития

Консультация для воспитателей

г. о. Мытищи 2022г.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выгодский

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление задавать вопросы, наблюдать и экспериментировать, открывать новое в окружающем мире - врожденная потребность познавательной сферы развития ребенка. Исследовательская деятельность в виде детского экспериментирования способствует расширению представлений ребенка о мире и овладению им причинно – следственных, пространственно-временных связей объектов и явлений окружающего мира.

Публикация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития» размещена в разделах

Познавательное развитие ребенка - одно из направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС. Цель - развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие, детской одарённости и любознательности. Это подтверждают слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Только осмысленная деятельность ребенка позволяет ему открывать все новые и новые свойства предметов, явлений и их взаимосвязь.

Деятельность реализуется в разных формах:

- стихийная (самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка);

- организованная образовательная деятельность (организованная воспитателем);

- совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

Актуальность экспериментирования заключается в том, что оно дает детям возможность изучить объект с различных сторон, его взаимоотношения с другими объектами и с окружающей его средой. Совершаемые в процессе экспериментирования операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения способствуют обогащению памяти ребенка, восприятия, речи, активизируются его мыслительные процессы. Поэтому важно по окончании эксперимента побудить ребенка сделать вывод.

Целью использования детского экспериментирования является

развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников.

Использование данной технологии позволяет решать следующие задачи:

- развитие восприятия, памяти, внимания, воображения в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

- расширение словарного запаса и речевое развитие (любое экспериментирование побуждает ребенка четко и ясно излагать свои мысли, строить умозаключения, аргументировать свою точку зрения);

- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности детей;

- формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и работу товарищей;

- развитие мелкой моторики рук и пространственного мышления;

- воспитание интереса к интеллектуальному виду деятельности.

Алгоритм применения технологии в практической профессиональной деятельности

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Обсуждение путей решения проблемы.

3. Опытно-экспериментальная деятельность.

4. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

5. Самостоятельное применение полученных знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная. Предпочтение отдается групповой работе, так как именно она в большей степени способствует формированию исследовательской деятельности.

Методы: детского экспериментирования, проектов и моделирования проблемных ситуаций.

Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:

1. О человеке (его органах чувств).

В ходе организации исследовательской деятельности у детей формируются знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, о значении каждого из органов чувств в жизни человека, о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья. Развиваются зрительные, тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные ощущения. Следующие дидактические игры помогут в этом педагогу

Органы чувств - наши помощники.

Звуки природы. Природа звука. (Развитие слуховых ощущений).

Пальчики - узнавальчики. (Развитие тактильных ощущений).

Сам себе парфюмер. (Развитие обонятельных ощущений).

Умный поваренок (Развитие вкусовых ощущений).

Радуга. (Развитие зрительных ощущений и представлений).

2. О природных явлениях (вода, воздух) и материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

Исследования в данной области помогут формировать у детей знания о свойствах воды, воздуха, природных ископаемых в жизни человека, их уникальности, значении, взаимосвязях природных объектов, а также необходимости бережного отношения к ним. Дети учатся узнавать материал, из которого изготовлен предмет по его свойствам и качествам. Развиваются навыки проведения лабораторных опытов, наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Дети знакомятся с правилами безопасности при проведении экспериментов, основами экологии. Темы исследование: вода, ее состояния и свойства, песок и глина, свойства, применение. Интересны для ознакомления северное сияние и звуки природы, сила воздуха и волшебство магнетизма.

3. О мире растений.

Цель: помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними, научить выделять части растений, показать этапы роста растения, развивать наблюдательность, любознательность, помочь установить взаимосвязи живой и неживой природы. Выявить потребность растения в дыхании и питании; помочь понять, как происходит процесс дыхания и питания у растений. Возможно постановка следующих проблемных вопросов: Как просыпаются деревья? какие растения являются животными? существует ли "резиновое дерево? и т. д.

4. О животном мире.

На данном этапе происходит формирование знаний и представлений детей о диких и домашних животных и их детенышей, насекомых, их названиях, особенностей внешнего вида, жизненных потребностей (пища, жилище).

Помогают в организации исследовательской деятельности проблемные вопросы: почему белый медведь не мерзнет? где зимует паучок? почему муха не падает с потолка?

5. О физических явлениях (движение, сила трения, сила тяжести, кислотность, магнетизм, поверхностное натяжение, преломление света, отражение, электричество, инерция).

Познакомить детей с понятиями магнетизма, силы трения, притяжения, кислотности, поверхностного натяжения, преломления света, отражения, причинами возникновения этих явлений. Продемонстрировать опыты и эксперименты, наглядно показывающие данные явления, предоставить возможность самостоятельного или совместного экспериментирования. Познакомить с оптическими приборами (микроскоп, лупа, бинокль, их назначением, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Познакомить с термометром и принципом его работы. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Реализация программы предполагает также развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования, фантазирования, решения проблемных ситуаций. Упражнения и игры по теме «Краски», «Где правда, а где вымысел?», «Путешествие в сказку» направлены на развитие наглядно-действенного, причинного и эвристического мышления наблюдательности, сообразительности, любознательности, усидчивости, коммуникативных способностей.

Результаты использования данной технологии

В ходе реализации данной технологии дети овладеют некоторыми познавательными способностями : умением обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, ориентироваться в пространстве, уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё, прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, проявляет инициативу. Он активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми младшего дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Заключительным моментом опыта является формулирование выводов на основе полученных результатов. К самостоятельному формулированию выводов детей побуждает воспитатель.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей. Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития :

- «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

- «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

- «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Серия развивающих игр на магнитах :

- «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».

Настольный материал:

- «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

Конструкторы из различных материалов

Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Для родителей была подготовлена серия консультаций на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях экспериментальной деятельности».

Был создан коллаж «Академик», ЛЭП-буки «Растения весной», «Арктика».

Исследования мира растений велись на огороде на подоконнике.

По результатам мониторинга были сделаны следующие выводы:

Высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Основные источники:

«Мир Детства» Дошкольник, Л. Е. Журова, Педагогика, 1987г.

«Окружающий мир дошкольников» Л. В. Артемова, М., Просвещение, 1992г.

Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии – 1996 - №4

Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

«Мы» программа экологического образования детей» Н. Н. Кондратьева, С-Петербург, Детство-пресс, 2005г.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Проект «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Экспериментирование с деревом Реализация проекта позволяет помочь развивать познавательные способности дошкольников; - изучить методическую.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство познавательного развития
Опубликовано: 17 декабря 2022 в 21:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство познавательного развития» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Таирова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД