Получи документы

Нетрадиционные техники лепки

Галина Рыжова
Нетрадиционные техники лепки

Лепка является одним из интересных и самых осязаемых вид видов детского художественного творчества, которая дает возможность дошкольнику почувствовать себя настоящим творцом. Он не просто видит то, сделал своими руками, но и по мере необходимости может бесконечно изменять: из одного комка можно создать бесчисленное количество образов. Особенно это актуально, когда процесс протекает в ходе ведущего вида деятельности дошкольника.

Публикация «Нетрадиционные техники лепки» размещена в разделах

Лепка развивает зрительно-моторно-осязательные восприятие и память, наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственное мышление, ручные умения, которые нужны для дальнейшего обучения в школе. Лепка обуславливает художественно-творческое развитие ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, чувство ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности.

В лепке под руководством педагога развивается усидчивость, трудолюбие (ручной труд, творческое воображение, гибкое нестандартное мышление, эмоционально-положительное отношение к миру предметов и явлений.

Отдельным аспектом статьи хотелось бы выделить некоторые нетрадиционные техники лепки. Это пластилиновая мозаика, пластилинография и тестопластика. Данные необычные формы работы повышают мотивацию детей к занятиям лепкой, а значит все вышеперечисленные процессы будут развиваться активнее.

Определим задачи работы по использованию нетрадиционных техник лепки с детьми дошкольного возраста:

ознакомление дошкольников с различными пластическими материалами;

повышение выразительности лепных образов;

обеспечение эмоционально-положительного отношения детей к нетрадиционным техникам лепки;

удовлетворение потребности воспитанников в художественно-творческом выражении своего замысла;

развитие детского изобразительного творчества;

развитие дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.

Пластилинография – это рисование пластилином на плотной основе, например, картоне. Фон и объекты для изображения создаются не с помощью рисования, а способом вылепливания. Преимущество данной техники является то, что изображаемые объекты могут быть разной степени выпуклости, рельефности. Приветствуется использование и вспомогательных материалов – бусинок, бисера, природного и бросового материалов.

Создание поделки в технике пластилинография требует следующих этапов.

1. Необходимо выбрать рисунок-основу. Для начинающих можно нарисовать радугу. Следует перенести эскиз изображения на картон.

2. Дети отделяют от брусков пластилина небольшие кусочки и под руководством педагога наносят их на основу, применяя различные приемы лепки : раскатывание, скатывание, заглаживание, сплющивание, прищипывание, оттягивание.

3. Если будущая картина из пластилина содержит множество деталей либо требует выразительной прорисовки объектов часто используют медицинский шприц без иглы. Внутри него размещают кусочек пластилина, нагревают в теплой воде или на батарее отопления и аккуратно выдавливают длинными тонкими выразительными линиями. Для более толстых линий используется кондитерский шприц. Это называется контурная пластилинография.

4. Для получения нужных оттенков пластилина и более мягких переходов между базовыми цветами, разные цвета пластилина смешивают в руках. Желательно не смешивать более двух цветов единовременно, потому что оттенок получится тусклым. Для яркого и глубокого оттенка рекомендуется примешать к любому цвету черный пластилин. И наоборот, пастельные тона получают способом примешивания к любому цвету белого пластилина.

Кроме этого, выделяют еще несколько видов пластилинографии:

1. Прямая – контурное изображение заполняется пластилином и равномерно размазывается по основе, не выходя за контур.

2. Обратная – лепной рисунок с обратной стороны прозрачной поверхности (на стекле, оргстекле, пластике). Предварительно изображение переносится на поверхность маркером, а потом пластилином заполняются элементы рисунка.

3. Модульная – заполнение изображения различными пластилиновыми элементами (шариками, валиками, дисками). Данная техника является самой сложной, т. к. нужно владеть всеми приемами лепки.

Пластилиновая мозаика или мозаичная пластилинография является техникой создания изображения из маленьких пластилиновых шариков, которые дети отщипывают от большого бруска и скатывают из них шарики. Она бывает контурной и силуэтной.

Контурная техника заключается в выкладывании изображений шариками из пластилина по представлению или определенному контуру.

Силуэтная техника предполагает сначала выкладывание рисунка из пластилиновых шариков по контуру, а потом заполнение внутри силуэта.

Тестопластика – это изготовление поделок из солёного теста. Оно стало в последнее время популярным материалом для лепки, поскольку оно очень эластично, поделки из него долговечны. Поэтому работа с соленым тестом доставляет детям удовольствие и радость.

Лепка в технике миллефиори («пирожковая»). Необходимо начинить пластилиновый блинчик разноцветной «начинкой» или свернуть цветную стопку в рулончик. Нарезаем стекой на тонкие полоски и выкладываем занимательные рисунки. Можно скатать несколько разноцветных колбасок, сложить вместе и так же разрезать стекой.

Лепка из фольги. Например, из двух кусков фольги скатать два шарика; завернуть шарики в фольгу; сформировать жгутики из фольги, сложить их вместе и перекрутить с формой.

Труды исследователей Н. Б. Халезовой, Н. Б. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной констатируют, что уже в младшем дошкольном возрасте лепка открывает для ребенка значительные возможности для психофизического и психоэмоционального развития. Всякая манипуляция по вылеплеванию предметов, дальнейшее их обыгрывание, включение в дидактические, сюжетные и сюжетно-ролевые игры значительно обогащают жизненные компетенции дошкольников.

При использовании нетрадиционных техник лепки, кроме высокой мотивации и познавательной активности, у дошкольников воспитываются умения бережно и экономно использовать пластилиновый материал, работать аккуратно; формируются волевые качества: выдержка, внимание, упорство. Дети учатся всё делать своими руками. Лепка является одним из интересных и самых осязаемых вид видов детского художественного творчества, которая дает возможность дошкольнику почувствовать себя настоящим творцом. Он не просто видит то, сделал своими руками, но и по мере необходимости может бесконечно изменять: из одного комка можно создать бесчисленное количество образов. Особенно это актуально, когда процесс протекает в ходе ведущего вида деятельности дошкольника.

Лепка развивает зрительно-моторно-осязательные восприятие и память, наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственное мышление, ручные умения, которые нужны для дальнейшего обучения в школе. Лепка обуславливает художественно-творческое развитие ребенка, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, чувство ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности.

В лепке под руководством педагога развивается усидчивость, трудолюбие (ручной труд, творческое воображение, гибкое нестандартное мышление, эмоционально-положительное отношение к миру предметов и явлений.

Отдельным аспектом статьи хотелось бы выделить некоторые нетрадиционные техники лепки. Это пластилиновая мозаика, пластилинография и тестопластика. Данные необычные формы работы повышают мотивацию детей к занятиям лепкой, а значит все вышеперечисленные процессы будут развиваться активнее.

Определим задачи работы по использованию нетрадиционных техник лепки с детьми дошкольного возраста:

ознакомление дошкольников с различными пластическими материалами;

повышение выразительности лепных образов;

обеспечение эмоционально-положительного отношения детей к нетрадиционным техникам лепки;

удовлетворение потребности воспитанников в художественно-творческом выражении своего замысла;

развитие детского изобразительного творчества;

развитие дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.

Пластилинография – это рисование пластилином на плотной основе, например, картоне. Фон и объекты для изображения создаются не с помощью рисования, а способом вылепливания. Преимущество данной техники является то, что изображаемые объекты могут быть разной степени выпуклости, рельефности. Приветствуется использование и вспомогательных материалов – бусинок, бисера, природного и бросового материалов.

Создание поделки в технике пластилинография требует следующих этапов.

1. Необходимо выбрать рисунок-основу. Для начинающих можно нарисовать радугу. Следует перенести эскиз изображения на картон.

2. Дети отделяют от брусков пластилина небольшие кусочки и под руководством педагога наносят их на основу, применяя различные приемы лепки : раскатывание, скатывание, заглаживание, сплющивание, прищипывание, оттягивание.

3. Если будущая картина из пластилина содержит множество деталей либо требует выразительной прорисовки объектов часто используют медицинский шприц без иглы. Внутри него размещают кусочек пластилина, нагревают в теплой воде или на батарее отопления и аккуратно выдавливают длинными тонкими выразительными линиями. Для более толстых линий используется кондитерский шприц. Это называется контурная пластилинография.

4. Для получения нужных оттенков пластилина и более мягких переходов между базовыми цветами, разные цвета пластилина смешивают в руках. Желательно не смешивать более двух цветов единовременно, потому что оттенок получится тусклым. Для яркого и глубокого оттенка рекомендуется примешать к любому цвету черный пластилин. И наоборот, пастельные тона получают способом примешивания к любому цвету белого пластилина.

Кроме этого, выделяют еще несколько видов пластилинографии:

1. Прямая – контурное изображение заполняется пластилином и равномерно размазывается по основе, не выходя за контур.

2. Обратная – лепной рисунок с обратной стороны прозрачной поверхности (на стекле, оргстекле, пластике). Предварительно изображение переносится на поверхность маркером, а потом пластилином заполняются элементы рисунка.

3. Модульная – заполнение изображения различными пластилиновыми элементами (шариками, валиками, дисками). Данная техника является самой сложной, т. к. нужно владеть всеми приемами лепки.

Пластилиновая мозаика или мозаичная пластилинография является техникой создания изображения из маленьких пластилиновых шариков, которые дети отщипывают от большого бруска и скатывают из них шарики. Она бывает контурной и силуэтной.

Контурная техника заключается в выкладывании изображений шариками из пластилина по представлению или определенному контуру.

Силуэтная техника предполагает сначала выкладывание рисунка из пластилиновых шариков по контуру, а потом заполнение внутри силуэта.

Тестопластика – это изготовление поделок из солёного теста. Оно стало в последнее время популярным материалом для лепки, поскольку оно очень эластично, поделки из него долговечны. Поэтому работа с соленым тестом доставляет детям удовольствие и радость.

Лепка в технике миллефиори («пирожковая»). Необходимо начинить пластилиновый блинчик разноцветной «начинкой» или свернуть цветную стопку в рулончик. Нарезаем стекой на тонкие полоски и выкладываем занимательные рисунки. Можно скатать несколько разноцветных колбасок, сложить вместе и так же разрезать стекой.

Лепка из фольги. Например, из двух кусков фольги скатать два шарика; завернуть шарики в фольгу; сформировать жгутики из фольги, сложить их вместе и перекрутить с формой.

Труды исследователей Н. Б. Халезовой, Н. Б. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной констатируют, что уже в младшем дошкольном возрасте лепка открывает для ребенка значительные возможности для психофизического и психоэмоционального развития. Всякая манипуляция по вылеплеванию предметов, дальнейшее их обыгрывание, включение в дидактические, сюжетные и сюжетно-ролевые игры значительно обогащают жизненные компетенции дошкольников.

При использовании нетрадиционных техник лепки, кроме высокой мотивации и познавательной активности, у дошкольников воспитываются умения бережно и экономно использовать пластилиновый материал, работать аккуратно; формируются волевые качества: выдержка, внимание, упорство. Дети учатся всё делать своими руками.

Начиная лепить, у детей развиваются зрительная оценка формы, ориентация в пространстве, умение чувствовать цвета.

Таким образом, творческий процесс лепки для детей – это настоящее чудо!

Можно увидеть, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

Начиная лепить, у детей развиваются зрительная оценка формы, ориентация в пространстве, умение чувствовать цвета.

Таким образом, творческий процесс лепки для детей – это настоящее чудо!

Можно увидеть, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.

 

Публикации по теме:

Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки»Мастер-класс для молодых педагогов ДОО «Нетрадиционные техники лепки» .

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Мастер-класс «Различные техники лепки» для дошкольниковМастер-класс «Различные техники лепки» для дошкольников Польза пластилиновой живописи![/b] Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что.

Нетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материалаНетрадиционные способы лепки во второй младшей группе с использованием подручных средств и природного материала Лепка – одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического восприятия, помогает формировать художественный вкус, учит.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельностиНетрадиционные техники изобразительной деятельности Предлагаю вашему вниманию работы моих деток, выполненные в различных техниках Техника выдувание (ствол и ветки, обрывание и скатывание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные техники лепки
Опубликовано: 7 апреля 2024 в 09:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные техники лепки» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рыжова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД