МААМ-картинки

Использование ИКТ в музыкальном воспитании в детском саду, как средство повышения качества образования и воспитания

Евгения Рогусова
Использование ИКТ в музыкальном воспитании в детском саду, как средство повышения качества образования и воспитания

«Использование ИКТ в музыкальном воспитании в детском саду, как средство повышения качества образования и воспитания»

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни современного человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Публикация «Использование ИКТ в музыкальном воспитании в детском саду, как средство повышения качества образования и воспитания» размещена в разделах

А для этого необходимо разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Помочь мне в решении этой задачи помогло сочетание традиционных методов обучения и современных информационных компьютерных технологий. Использование ИКТ делает процесс обучения и воспитания ярким, запоминающимся, интересным для детей дошкольного возраста, повышает мотивацию ребёнка к освоению новых знаний, активизирует познавательный интерес.

Цель применения информационно-коммуникационных технологий: повышение эффективности образовательного процесса при помощи средств ИКТ.

Задачи:

1. Повысить компетентность всех участников образовательного процесса через освоение и использование ИКТ в процессе музыкального воспитания дошкольников;

2. Систематизировать эффективные формы и методы работы в музыкальном воспитании дошкольников через ИКТ;

3. Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений, мультимедийные презентации для различных видов деятельности дошкольников;

4. Включить в информационное поле всех субъектов образовательного пространства : педагоги, родители, воспитанники.

Средства новых информационных технологий позволяет мне включать их в такие виды музыкальной деятельности, как: восприятие музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкально – дидактические игры, а также в праздники, развлечения, тематические вечера, викторины, квест-игру, проектную деятельность, концерты, инсценировки, вечера досуга, самостоятельную деятельность, работу с родителями и педагогами.

Восприятие музыки. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов). Так, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. («Знакомим детей с муз. инструментами.»)

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.

Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие фотографии привлекают внимание детей, развивают их познавательную деятельность. Например, после цикла занятий по знакомству с творчеством П. И. Чайковского дети вместе с родителями нарисовали иллюстрации к пьесе «Баба Яга», а затем я сделала фотофильм из этих рисунков. (Фотофильм «Баба Яга».) Теперь каждый год этот фильм пополняется новыми рисунками. Также создан видеофильм к пьесе Э. Грига «В пещере горного короля».

Детям очень нравится определение характера прослушанного музыкального произведения при помощи пиктограмм, анимированных картинок, смайликов, которые появляются на слайде при правильном ответе.

Следующий вид деятельности – пение, который также предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, я использую презентации к различным песням. Например, к циклу занятий по теме «Песни великой Победы» подготовила презентацию, которая знакомит детей с исполнителями песен времён войны, иллюстрациями к песням.

В работе над развитием ритмического слуха использую таблицы со схемами. Пропев, прохлопав или проиграв правильный ритмический рисунок песенки, ребёнок называет попевку, и картинка появляется на экране.

В работе с детьми использую сказки – шумелки С. и Железновых, которые выполняем под показ анимированных видеороликов. Это очень интересно детям! (Cказка-шумелка «Новый год»)

Создаю и использую схемы и мнемотаблицы, а также музыкальный видеоряд с картинками для исполнения песен.

(Музыкальный фото- фон к песне «Моя Россия" .)

(Видеоряд к песне «Голубые санки».)

Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

В музыкально – ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения. Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, коммуникативных игр и различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. («Помахали ручкой маме» (комм. игра-танец).

Просмотр записи танца помогает детям посмотреть на свои движения «со стороны», полюбоваться или заметить ошибки.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию», «Кого встретил Колобок?». Принцип построения таких презентаций такой: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания. Такие игры, как: «Музыкальный светофор», «Ветерок», «Домик крошечка», «Птица и птенчики», направлены на развитие звуковысотного слуха. Попевки «Кукла», «Зайка», «Лиса по лесу ходила» и др. помогают наглядно увидеть, а не только услышать движение мелодии.

Использую мультимедийные презентации на праздниках: День защитника Отечества, День единения России, 8 марта, День Победы, выпуск в школу, развлечениях (викторина по сказкам А. С. Пушкина, «Кума Тыква», «Морское путешествие», «Поможем Солнышку найти лучики», «День Добра») и многие другие,в проведении народных праздников («Колядки», «Масленица», «Пасха», «Ангарские посиделки» и др.)

При проведении досугов включаю презентации с различными заданиями, например, «Музыкальную викторину». Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям.

На праздниках и развлечениях использую видео презентации в нескольких направлениях. Применяю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на День Матери я заранее собирала фотографии мам с детьми. Получился очень трогательный видеоролик, который понравился всем.

«Спасибо, мамы!».

Интервью «Дети о маме».

На празднике, посвященном 8 марта, предлагаю просмотр фотофильма «Моя мама лучшая на свете», или посмотреть интервью, в котором дети рассказывают о своих мамах.

Другое направление - это когда видео презентация становится частью сюжетной линии. Например, дети собирают лучики для Солнышка в течение утренника или находят лепестки Цветика - Семицветика при выполнении детьми определенных заданий. Очень часто на мероприятиях к детям с экрана обращаются мультгерои с какой-либо просьбой. Для этого я записываю свой голос и делаю его «мультяшным» с помощью специальной программы. Так, на глазах детей «оживает» новогодняя ёлочка, волшебное зеркало, школьный портфель, далёкая планета и многие другие персонажи детских утренников. И с помощью специальной программы можно добиться различных звуковых эффектов. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений.

Многие презентации оформляю в виде альбомов с иллюстрациями слайдов, чтобы дети в свободной деятельности могли самостоятельно их рассмотреть, вспомнить, повторить.

На выпускных праздниках обязательно включаю в программу просмотр видеофильма, где дети, родители и педагоги могут увидеть выпускников, начиная с младшей группы, ведь мой фото- и видеоархив существует с 2010 года. («Когда я вырасту» ; «Выпускникам – 2016»//)

В работе с родителями использую сайт детского сада, являюсь администратором рубрики «новости», где размещаю статьи, фотографии с мероприятий, рассказываю о достижениях воспитанников. В рубрике «Методическая копилка» размещаю свои разработки, сценарии, фотоотчеты.

Создаю фотофильмы, рассказывающие о проведенных мероприятиях в ДОУ для демонстрации их на родительских собраниях.

«Детский сад –счастливая семья!».

Фильм для родителей об участии детей детского сада в районном фестивале ко Дню народного единства.

Использую ИКТ для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки.

Также с помощью сайта родители могут задать мне интересующие вопросы.

Создаю буклеты для родителей на интересующие их темы.

На You–Tube канале также имеется страничка нашего детского сада, куда я загружаю видеоролики. Первым таким видеороликом стал созданный мною во время самоизоляции фильм «Наследники Победы». Для создания фильма в дистанционном режиме педагогами были собраны фотографии детей с портретами родственников, участников ВОВ. Фильм получился трогательным, получил много положительных откликов от родителей и сотрудников. («Наследники Победы».)

Размещаю информацию и фото- и видеоматериалы в Viber-группах ДОУ, отвечаю на интересующие родителей вопросы.

Использование ИКТ происходит и в работе с педагогами: это представление в доступной форме документации для воспитателей, специалистов и администрации (консультации, анализ мониторинга, ознакомление с годовыми перспективным планом и отчет о проделанной работе). На День дошкольного работника, юбилеи детского сада готовлю видеоролики и фотофильмы. («Когда мы были чуть моложе»)

И, что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

Использую компьютер также для :

- приобретения и применения в профессиональной деятельности книг, журналов и методических пособий в электронном варианте;

- обмена опытом с коллегами из других регионов России на профессиональных форумах;

- повышения квалификации дистанционно;

- участия в профессиональных заочных конкурсах.

Видеоролик на Всероссийский конкурс «Осень милая, шурши».

Видеоролик для межрегионального конкурса «Физминутки в детском саду». .

.Видеоролик на Всероссийский творческий конкурс «Военные профессии» E «Военное попурри».

В своей работе использую программы : Foto Show PRO, Movavi Video Suite, Видео мастер, Видеомонтаж, Audacity, Pover Point, различные онлайн – редакторы для аудио и видео файлов.

Преимущества музыкальной деятельности с использованием ИКТ :

Использовании анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным, насыщенным и выразительным.

Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок – отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагога.

Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду игра является самым главным методом обучения.

Результатом своей деятельности считаю повышение уровня музыкальных способностей детей. Дети с большим интересом стали заниматься на музыкальных занятиях, и потом в свободное время можно услышать исполнение ими понравившихся песен. В каждой группе есть своя фонотека музыки, составленная мною в период разучивания танцев, хороводов, песен. Так вот, дети с удовольствием поют, танцуют и начинают импровизировать, придумывая свои движения. Всё это говорит, что у детей возник интерес к хорошей музыке.

Диагностируя детей по всем видам музыкальной деятельности, я получила следующие результаты: За 3 года работы с применением ИКТ уровень музыкального развития детей с 60% усвоения программы вырос до 81%.

Удалось сформировать взаимодействие с родителями воспитанников в вопросах музыкального воспитания.

Для диагностики музыкальных способностей использую тесты, которые при помощи ИКТ создаю сама или использую опыт других музыкальных руководителей : «Угадай и назови музыкальные инструменты», викторины по произведениям П. И. Чайковского («Детский альбом», интерактивные игры «Песня – танец – марш», «Народный танец», «Чья мелодия?», «Музыкальный сундучок», музыкально – дидактическая игра «Три танца», и многие другие. С помощью ИКТ подбираю наглядный иллюстративный материал, серии сюжетных картинок: для определения уровня музыкального развития детей в игровой форме.

Но, наряду с плюсами, у меня возникали и некоторые проблемы применения ИКТ в моей работе:

1. Недостаточная компьютерная грамотность.

2. Недостаточное программное обеспечение.

3. Перегруженность занятия демонстрацией, а также частое использование ИКТ, что приводило к потере интереса у детей к таким занятиям.

Мои дальнейшие перспективы в работе:

• планирую продолжить работу по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ;

• продолжить активно заниматься самообразованием, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс;

• продолжить поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для совершенствования процесса обучения;

• включать родителей в жизнь ДОУ через использование ИКТ.

При этом, конечно же, не стоит забывать, что в деле музыкального воспитания важнейшей остается роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер.

Используя мультимедийные презентации, необходимо позаботиться и о соблюдении санитарно-гигиенических норм.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в музыкальном воспитании в детском саду, как средство повышения качества образования и воспитания
Опубликовано: 19 января 2023 в 06:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ в музыкальном воспитании в детском саду, как средство повышения качества образования и воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Рогусова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД