Лучший педагог года

Звуковая культура речи. Упражнения для развития фонематического слуха

Надежда Красулина
Звуковая культура речи. Упражнения для развития фонематического слуха

Звуковая культура речи.

Что такое фонематический слух? Фонематический слух, основной компонент восприятия речи, - это способность слышать отдельные фонемы, или звуки в словах.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих. При этом, произнося сами звуки в соответствии с воспринятым образцом, происходит закрепление и обобщение различных символов фонем.

Публикация «Звуковая культура речи, Упражнения для развития фонематического слуха» размещена в разделах

При обучении русскому языку задача состоит в том, чтобы написать слова, услышанные на слух. Для этого дошкольникам необходимо научиться анализировать звуковую структуру слов и развить умение отражать в графической модели количество, порядок и фонемные признаки звуков в слове и звуковую структуру слова. Для решения этой задачи их необходимо научить распознавать фонематические свойства звуков (например, твердые и мягкие согласные) и их положение в слове.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Примерно к 5 годам дети способны на слух определять наличие или отсутствие звуков в слове и выделять слова из заданного набора звуков. Однако не все дети могут четко различать на слух определенные группы звуков и часто путают их.

Например, они не могут различить на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж.

Для развития фонематического слуха детям этого возраста предлагаются игры и упражнения на подбор слов из фраз и небольших стихотворений, в которых есть заданный звук.

Многие игры для развития фонематических процессов носят комплексный характер, выражающийся в обогащении словарного запаса, а также в активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Мы предлагаем игры, которые помогут научить детей слушать речь в интересной форме.

Четвертый лишний".

Для этой игры нужны четыре картинки с изображением предметов, три из которых входят в название заданного звука, а один - нет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и просит его решить, какая картинка лишняя и почему. Например, чашки, стаканы, облака, мосты, медведи, миски, собаки, мел, дорожки, доски, дубы, ботинки и т. д. Если ребенок не понимает задания, используйте наводящие вопросы или попросите его внимательно прислушаться к звукам в словах. Взрослый может подчеркнуть определенные звуки голосом. Разновидностью этой игры может быть подбор слов с разной слоговой структурой (три слова с тремя слогами, одно - с двумя) и разными ударными слогами. Это задание помогает развивать восприятие фонем, а также внимание и логическое мышление.

Юные поэты".

Взрослый дает ребенку набор картинок и просит разложить их по парам с одинаковыми окончаниями (например, мышка - пишка, дочка - точка, бочка - почка). Перед игрой попросите ребенка посмотреть на картинки и обратить внимание на окончания слов, которые описывают то, что на них изображено. Затем они составляют предложения с этими парами картинок:

В норе жила мышь,

На столе сидел пухляк.

Подчеркните слова.

Побуждайте детей хлопать в ладоши (топать ногами, бить по коленям, поднимать руки, когда они слышат определенные звуковые слова.

Какие звуки есть во всех словах?

Взрослый произносит три или четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук.

"Думай медленно".

Дайте детям несколько заданий на отгадывание:

- "Угадай слово, которое начинается с последнего звука в таблице слов.

- Отгадайте слово, которое начинается с последнего звука слова "сыр". (воробей, грач.) .

- Найдите слово, которое начинается с первого звука "к" в слове "к" и последнего звука "а" в слове "а". - Попросите ребенка назвать предметы в комнате с заданным звуком. Например.

Вещи, которые заканчиваются на "А";

Все, что начинается на "С" и имеет звук "Т" в середине слова; например.

Вариант 2:

Выполните то же задание, используя картинки лото или сюжетные картинки. Можно также использовать иллюстрации.

"Эхо".

Эта игра используется для развития фонематического слуха и слуховой точности.

В нее можно играть парами или большими группами. Перед началом игры взрослый просит детей Когда вы путешествуете в горах или лесах, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете встретить эхо. Конечно, вы не можете их увидеть, но можете услышать. Если вы скажете: "Привет, эхо", эхо ответит: "Привет, эхо". Давай, поиграем в эхо".

Эхо должно повторять сказанное.

Лучше всего начинать с легких слов, а затем переходить к более сложным или длинным (например, "ау", "скорее", "бурелом" и т. д.).

Шутки - минуты".

Прочитайте детям отрывок из стихотворения. Дети находят ошибки в стихотворении и исправляют их. Примеры.

У хвоста есть узор,

Занавески на сапогах.

Ти-ленточки. Ти-риббоны.

Кот Том горит.

За окном зимний сад,

Листья спят в бочках.

Мальчики веселятся.

Коньками режут мед.

Кот плавает по морям.

Кит ест блюдце сметаны.

У Маши из рук падает кукла.

Маша бросается к маме:

Порей с длинными усами.

Ползет лук-порей с длинными усами.

О ковчег Божий, лети на небо,

Дай мне хлеба.

"Звук в круге".

(развитие фонематического слуха, узнавание звуков в контексте слов и определение их места в названиях предметов).

Материалы: коробка с мелкими предметами или карточки с изображенными на них мелкими предметами, расположенные так, чтобы звуки были слышны, когда их называют. В игре принимают участие несколько детей. Дети садятся в круг. Поставьте на коврик коробку с предметами и шесть коробочек (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых). На каждой коробке - буква". Буква "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова. Дети по очереди выходят в круг и выбирают одну из игрушек (карточек) в коробке. Затем, по команде ведущего, дети встают и четко произносят название своей игрушки (карточка с изображением игрушки) и оценивают, где они слышат звук, названный ведущим. Затем они оценивают мягкость или твердость игрушки и кладут игрушку (карточку) в соответствующую коробку.

Дети одобряют или исправляют услышанные варианты.

"Начало, середина, конец".

(Развитие фонематического слуха : учит детей распознавать и выделять звуки, оценивать позицию звуков в названиях предметов).

Дидактические материалы: коробка с различными мелкими предметами и одним из звуков в нем (например, "м" - а в коробке замок, гном, марка и т. д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере того как ребенок осваивает игру, предметы заменяются картинками. Ребенок берет один предмет из коробки, произносит вслух его название и решает, где он услышит звук "м" (в начале, середине или конце слова). Затем предмет помещается в соответствующее отделение коробки. Ребенок может не знать букву, которая обозначает звук.

"Заколдованные слова".

Эта игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов.

Взрослые рассказывают детям, что они не могут убежать из замка волшебника, потому что злой волшебник наложил заклятие на слова. Поэтому дети не могут убежать из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, поэтому их нужно объяснять. Когда звуки в словах названы правильно и в нужном порядке, они считаются спасенными и свободными. Игра проходит как обычная ролевая игра: единственный грамотный взрослый всегда выступает в роли ведущего, дети - в роли спасителей, а один из участников - в роли злого волшебника, который время от времени покидает замок.

Взрослый называет слово (заключенную жертву, а спаситель повторяет звуки, из которых состоит слово. Все гласные должны произноситься тщательно. Начните с простых слов из трех или четырех букв, а затем усложните их "увлекательными" словами. Например, "разделите" слово "яблоко" - "я, б, л, о, к, о".

Путаница" (игра на развитие звукопроизношения).

Необходимо обратить внимание на то, как важно не путать звуки со звуками. Чтобы проверить эту мысль, попросите их прочитать следующий анекдот (если они еще не могут его прочитать, прочитайте его сами).

Русские красавицы славятся своими козами.

Мышь тащит в свою нору большую горку хлеба.

Поэт дописал строчку и поставил в конце свою дочь.

Спросите ребенка, что поэт сделал неправильно. Какие слова нужно использовать вместо этих?

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковая культура речи. Упражнения для развития фонематического слуха
Опубликовано: 23 февраля 2024 в 11:56
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД