МААМ-картинки

Знакомство с волшебным миром театра «Театральный словарь»

НАТАЛЬЯ АНОШИНА
Знакомство с волшебным миром театра «Театральный словарь»

Театр в дошкольном детстве занимает особое место в образовательном процессе. Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно – эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Вместе с тем, педагог, организующий театральную деятельность, дает представление о театре как о виде искусства, пополняет словарный запас воспитанников особыми, театральными понятиями. Словарь театра является своеобразной собирательной площадкой различных по своему уровню театральных терминов. Он может стать для педагога толкователем, помощником, направляющим его в то или иное русло театральной деятельности.

Публикация «Знакомство с волшебным миром театра „Театральный словарь“» размещена в разделах

Актер.

Актер, играющий роль или воплощающий персонаж, находится в самом центре сценических событий. Он – живая связь между текстом автора, сценическими указаниями режиссера и восприятием зрителя. В традиции, где актер воплощает персонаж, выдавая себя за него, он прежде всего представляет его физическое присутствие на сцене, поддерживая подлинно «телесную» связь с публикой. В актера, как часто говорят, вселяется другое существо, преобразуя его; он больше себе не принадлежит. Отсюда романтический миф актера «от бога», для которого нет разницы между сценой и жизнью. Это один из возможных аспектов связи между актером и персонажем: он также может показать и расстояние, отделяющее актера от роли. Здесь заключается старый спор между сторонниками «искреннего» актера, переживающего все чувства своего персонажа, и актера, способного изобразить эти чувства, усмирив их в себе.

Амплуа.

Тип роли актера, соответствующей его возрасту, внешности и стилю игры. Амплуа зависит от возраста, морфологии, голоса и личности актера.

Антракт.

Промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика может покидать зал. Антракт необходим для перемены декораций, во время длинной паузы. Также это психологическая необходимость для зрителей, внимание которых трудно удерживать без перерыва более двух часов. Это возвращение к действительности заставляет зрителя задумываться об увиденном, судить о театральной работе. Это момент пробуждения критичности.

Аплодисменты.

Аплодисменты (хлопанье в ладоши) – достаточно универсальное явление. Прежде всего оно свидетельствует о так называемой физической реакции зрителя, который после вынужденной неподвижности высвобождает свою энергию. Аплодисменты – это откровенная встреча зрителя с исполнителем за пределами вымысла.

Привычка аплодировать актерам восходит к древности. Для такого рода деятельности древние греки даже придумали маленького очаровательного божка – Кротоса.

Биомеханика.

Раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей органов и организма в целом. Термин используется Мейерхольдом для описания системы физической тренировки актера, основной целью которой является немедленное выполнение заданий, полученных извне (актером от режиссера).

Взгляд.

Взгляд актера – неисчерпаемый источник информации не только в смысле психологической характеристики, отношения к другим актерам, но и в смысле структурирования пространства, процесса высказывания текста, создания смысла.

Большинство открытий психологии и нейролингвистики непосредственно приложимы к проблеме изучения взгляда актера. На сцене взгляд обеспечивает систему передачи слова и словесного и пластического взаимодействия. Взгляд включает в пространство длительность благодаря способности «обшаривать», связывать разрозненные пространственные элементы, рассказывать историю с помощью простой траектории быстрых взглядов. В некотором смысле актер привлекает нас «глазами», чтобы заставить нас, почти как в кино, видеть остальную сцену его собственными глазами, и таким образом мы проникаем в вымышленный мир сцены.

Время.

Время – один из основных элементов драматического текста и его сценического изображения.

Театральное время имеет двойственную природу (для зрителя).

Сценическое время. Это время, прожитое зрителем, свидетелем театрального события, то есть событийное время, связанное с ходом спектакля.

Время внесценическое (или драматическое). Время события, о котором рассказывает спектакль, фабула, связано непосредственно не с излагаемыми событиями, а с иллюзией того, что нечто происходит, произошло или будет происходить в мире возможного в мире фантазии.

Герой.

В греческой мифологии герой – персонаж, вознесенный в ранг божества. В драматургии герой – тип персонажа, наделенного исключительной силой и мощью. Его способности и таланты превосходят возможности простых смертных. Когда герой не совершает своих подвигов. Он узнаваем как персонаж, который получает живейшую и самую заметную эмоциональную окраску.

Голос.

Голос – прежде всего физическое качество, трудно поддающееся анализу. Высота, тембр, сила, окраска голоса суть чисто материальные факторы, слабо контролируемые актером. Эти факторы позволяют немедленно идентифицировать персонаж и в то же время непосредственно, способом прямого и чувственного воздействия, влияют на восприимчивость зрителя.

Действие.

Действие – последовательность сценических событий, происходящих главным образом в зависимости от поведения персонажей, одновременно это воплощенная в конкретную форму совокупность процессов, протекающих на сцене и характеризующих психологические и моральные изменения персонажей.

По негласной договоренности театральная речь – всегда способ действия. Когда Гамлет говорит: «Я еду в Англию», нужно уже представить его в пути. Речь в театре «должна быть сродни действиям тех, кого представляют; ибо там говорить – значит действовать» (Д, ОБИНЬЯК)

Декламация.

Искусство выразительного произнесения текста актером. МАРМОНТЕЛЬ отмечает связь декламации с музыкой и танцем: «Естественная декламация породила музыку, а музыка – поэзию; музыка и поэзия, в свою очередь создали искусство декламации… Для того чтобы придать музыке больше выразительности и правдивости, захотелось артикулировать звуки мелодии; таким образом, потребовались слова применительно к тому же количеству слогов: отсюда искусство стихосложения. Количества звуков, издаваемые музыкой и соблюдаемые поэзией, побуждали голос соблюдать их такт: отсюда искусство ритмики. Выразительность и движение голоса стали естественным образом сопровождаться: отсюда лицедейское искусство, или театральное действо».

Декорация.

Создание на сцене живописными, изобразительными, архитектурными средствами зрительного образа действия.

Само происхождение термина указывает на миметическую и живописную функцию декорационной инфраструктуры. В наивном понимании декорация – это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. Это относится к определенной эстетике – натурализма 19 в. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценография, изобразительность, устройство сцены, пространство игровое или сценического объекта. «Декорация, как мы ее понимаем сегодня, должна быть полезной, эффективной, функциональной. Это инструмент и только потом уже образ, именно инструмент, а не украшение» (БАБЛЕ).

Диалог.

Разговор между двумя или более персонажами. Драматический диалог – это обычно обмен словами между действующими лицами. Однако в рамках диалога возможны и другие виды общения: между видимыми и невидимыми персонажами, между одушевленным существом и неодушевленным предметом (диалог с машиной, или между машинами, телефонный разговор и т. д). Главным критерием диалога является коммуникация и обратимость общения.

Жест.

Телодвижение, чаще всего волевое и контролируемое актером, совершаемое ради значения, более или менее зависимого от произносимого текста или же совершенно автономного.

Жест нужно всегда понимать как выражение. Экспрессивная природа жеста делает его исключительно пригодным для служения игре актера, у которого нет иных средств, кроме собственного тела, чтобы дать почувствовать различные состояния души. «Есть целые сцены, где гораздо естественнее, чтобы персонажи двигались, а не говорили» (ДИДРО).

Игра.

Театральная игра (так раньше называлась сценическая игра, то, что актер делает на сцене вне дискурса) представляет собой видимую и собственно сценическую часть постановки. Она заставляет зрителя воспринимать совокупность события в значении его акта высказывания. Даже чтение текста пьесы требует зрительного представления актерской игры, как об этом упоминает Мольер: «Известно, что комедии пишутся только для того, чтобы их играли, вот почему я советую читать эту пьесу только тем, у кого достаточно зоркие глаза, способные за текстом увидеть представление».

Идентификация.

Процесс иллюзии у зрителя, воображающего, что представляемый персонаж – он сам (или актера, полностью «влезающего в шкуру» своего персонажа). Идентификация с героем – феномен, имеющий глубокие корни в подсознании. Согласно Фрейду, это удовольствие проистекает от катарсического признания Я другого, от желания приспособить к себе это Я, а также отличаться от него. В театре происходит идентификация не только с персонажем, но и с актером, воплощающим его.

Конфликт.

Драматический конфликт проистекает из столкновения антагонистических сил драмы. В конфликте противостоят друг другу персонажи, взгляды на мир или различные позиции в определенной ситуации.

Согласно классической теории драмы задача драматического театра – представить человеческие поступки, проследить эволюцию кризиса, возникновение и разрешение конфликтов: «Драматическое действие… протекает в обстановке конфликтов и столкновений и подвергается давлению обстоятельств, напору страстей и характеров, которые ему противодействуют и ему сопротивляются. Эти конфликты и коллизии, в свою очередь, порождают действия и реакции, которые в определенный момент вызывают необходимость примирения» (ГЕГЕЛЬ). Конфликт стал отличительной чертой театра. Однако это справедливо лишь по отношению к драматургии действия (форма закрытая). Для других форм (например, эпических) или других театров (азиатских) не характерно наличие конфликта и действия.

Мизансцена.

По отношению к театральной пьесе – это действительно театральная и специфически театральная ее часть. Это конкретизация текста через актера, через сценическое пространство, вложенная во временной отрезок, прожитый зрителем.

«В широком, общепринятом смысле слова мизансцена – это совокупность средств сценической интерпретации: декорация, освещение, музыка и игра актеров» (ВАЙНШТЕЙН).

Мимика.

Современное употребление слова касается прежде всего игры лица, лицевой экспрессии. Эта игра выполняет паравербальную функцию, подчеркивая или выделяя словесное высказывание, выражая психологическую реакцию на тот или иной стимул, передавая сообщение взглядом, гримасой недовольства, напряжением или напряжением одного или нескольких лицевых мускулов.

Молчание.

Молчание в театре – один из необходимых компонентов словесной игры и языка жестов актера, независимо от сценических указаний на этот счет («пауза») оно может определяться и постановщиком и актером. С начала 20 в. Возникла целая драматургия молчания, при этом существует несколько его качественных разновидностей.

Любое чтение драматургического текста содержит некоторое количество пауз. Нередко паузы зафиксированы в ритмической схеме (в конце стиха, в полустишии, в конце фразы). Паузы способствуют установлению ритма; они структурируют, укрепляют и оживляют процесс высказывания актера и мизансцену. Они более или менее мотивированы психологической ситуацией, могут усиливать напряженность, подготавливая эффект или пустоту в момент размышления или разрушения иллюзии. Во время пауз приходят на помощь пластика и мимика, паузы в таких случаях лишь подготовка речи.

Монолог.

Речь персонажа, не обращенная непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ. Монолог отличается от диалога отсутствием обмена репликами и значительной продолжительностью тирады, выделяющейся на фоне конфликта и диалога. Контекст не изменяется с начала до конца монолога, а смысловые сдвиги (свойственные диалогу) сводятся к минимуму, что обеспечивает тематическое единство высказывания.

Образ.

Образ играет все более значительную роль в современной театральной практике, ибо он стал выражением и понятием, противостоящим тексту, фабуле или действию. Полностью обретя визуальную природу представления, театр трактует в свою пользу серию сценических образов и рассматривает лингвистические материалы как образы и картины.

Постановка – всегда образное воплощение, но она более или менее воображаемая и «воображающая» субъект дискурса, представляемый мир фигурирует в ней благодаря созданию образов, приближающихся к реальностям, о которых говорит текст или которые он внушает. Однако в настоящее время сцена гораздо более близка к пейзажу или мысленному образу, словно дело в том, чтобы преодолеть имитацию какой – либо вещи или ее означивания. Перестав быть «машиной для игры», декорация стала «машиной для мечтаний» (А. ПЬЕРРОН).

Персонаж.

В театре персонаж легко заимствует облик и голос актера. Однако, несмотря на «очевидное» тождество живого человека и персонажа, последний в древнегреческом театре был только маской – персоной, - соответствовавшей драматической роли. Постепенно слово persona стало приобретать значение одушевленного существа, личности, и театральный персонаж стал создавать иллюзию человека.

Ритм.

Ритм обнаруживается на всех уровнях представления, а следовательно, не только в плане временного развития и продолжительности спектакля. Ритм присутствует в игре, даже на уровне самого «банального» и «невыразительного» прочтения текста («бесцветный» голос, едва чтец определяет свою позицию по отношению к высказыванию.

В представлении, а, значит, и при переходе драматургического текста к постановке ритм ощущается в восприятии бинарных эффектов: молчание/ речь, быстрота/ замедленность, полнота/ пустота смысла, ударность/ безударность, выделение/ банализация, определенность/ неопределенность. Ритм распространяется не только на акт высказывания, он имеет значение и для пластических эффектов. КРЭГ считает ритм фундаментальной составляющей театрального искусства, «самой сутью танца».

Поиск местоположения, основополагающего расположения актеров на сцене, композиция групп в картинах или подгруппах – вот некоторые из жестикуляционных эффектов, используемых актерами. Перемещения становятся физическим представлением ритма постановки. Ритм являет собой визуализацию времени в пространстве, письмо тела и введение этого тела в сценическое и вымышленное пространство.

Роль.

У древних греков и римлян ролью актера был деревянный кругляк, на который наматывался пергамент с содержащимся на нем текстом и указаниями насчет его интерпретации.

Роль – совокупность текста и игры одного и того же актера. Распределение ролей производится, как правило, режиссером в зависимости от особенностей исполнителей и возможностей их использования в пьесе. Роль становится затем самим действующим лицом (роль злодея, предателя и т. д., создаваемым актером; когда она не соответствует его амплуа, говорят о смешанной роли. В любой пьесе встречаются так называемые основные и второстепенные роли. Отношение к роли складывается то по принципу подражания и идентификации (воплощение персонажа актером, то, напротив, по принципу различия и остранения.

Как типический персонаж, роль связана с каким – то положением или общим поведением. В ней нет никакой индивидуальной характеристики, но она содержит ряд традиционных качеств какого – либо поведения или социального класса (роль предателя, злодея). Роль функционирует как эскиз поиска окончательно созданного персонажа.

Связки сценические.

Принцип классической драматургии, в соответствии с которым две сцены, следующие друг за другом, должны объединяться присутствием какого – либо персонажа с той целью, чтобы сценическое пространство ни на минуту не оставалось пустым. В теории выделяют связку присутствия и связку, осуществляемую посредством шума, когда на звуки, исходящие со сцены, выходит актер, который, скорее всего, услыхав шум, пришел выяснить причины его возникновения или с иной целью и обнаружил, что на сцене никого нет. Связка бегством имеет место тогда, когда «один персонаж уходит со сцены в момент появления другого, поскольку первый не хочет, чтобы последний его увидел или с ним заговорил».

Театрализация.

Театрализовать событие или текст – значит интерпретировать его сценически с использованием сцены и актеров для того, чтобы поставить ситуацию. Визуальный элемент сцены и постановка дискурсов суть признаки театрализации. Драматизация, напротив, направлена исключительно на текстовую структуру: постановку диалогов, создания драматического напряжения и конфликтов между персонажами, динамику действия.

Театральность.

Театральность – то, что в представлении или драматургическом тексте имеется специфически театрального (или сценического) : процесс театрального высказывания, движение слова, визуализированное удвоение субъекта высказывания (персонаж/ актер)и результатов высказывания, искусственность представления.

Тема.

Общая тема – это резюме действия или драматического универсума, его центральная идея или организующий принцип. Темы суть в элементах содержания (сильные идеи, образы, лейтмотивы, это то, о чем говорят). Каждый исполнитель выкраивает в тексте и сцене бесконечное количество тем, важно только организовать их в соподчиненности и выделить в них равнодействующую силу или иерархию.

Устройство сцены.

Это понятие означает, что сцена не есть нечто неизменное, что одна и та же декорация не устанавливается от начала и до конца пьесы: сценограф располагает пространством для организации игры предметами, планами развития в зависимости от сценического действия и смело варьирует всю структуру в ходе спектакля. Театр – это также игровой механизм, более схожий с детским конструктором, чем с декоративной фреской.

Характер.

Характеры персонажей пьесы представляют собой совокупность физических, психологических и моральных черт того или иного действующего лица. Непросто отличить характер от стереотипа. Последние являются скорее легко распознаваемыми и не слишком «разработанными» вглубь эскизами персонажей. Характер гораздо глубже и тоньше.

Четвертая стена.

Воображаемая стена, отделяющая сцену от зала. Зритель присутствует во время действия, когда предполагается, что оно протекает независимо от него, по ту сторону прозрачной перегородки. Публика приглашена наблюдать за персонажами, которые ведут себя, как если бы они находились за четвертой стеной, не обращая внимания на зал.

Экспозиция.

В экспозиции драматург сообщает необходимую информацию для оценки ситуации и понимания действия, которое будет представлено. Экспозиция крайне необходима для текста пьесы, который подражает реальной действительности или внушает ее воссоздание, и представляет деятельность человека.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Фотоотчет «Библиодесант в младшей группе. Знакомство с миром книг»Фотоотчет «Библиодесант в младшей группе. Знакомство с миром книг» «Пусть полюбят дети светлые страницы — и улыбкой доброй озарятся лица»Книга - это средство общения взрослых и детей, она помогает ребенку.

Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача»Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача» Задачи: - познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить отвечать на вопросы; - воспитывать уважительное отношение к.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с цветочным миром»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с цветочным миром» Фотоотчет "Знакомство детей дошкольного возраста с цветочным миром" Гуляя с ребенком весной и летом по улицам нашего города, мы постоянно.

Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов»Консультация для родителей «Знакомство детей с удивительным миром цветов» С целью закрепления знаний детей о растительном мире предлагаем вам поговорить с ребенком о том, какие изменения произошли в природе, какие.

Консультация «Как с пользой провести лето, или Знакомство с миром насекомых»Консультация «Как с пользой провести лето, или Знакомство с миром насекомых» Консультация «Как с пользой провести лето» или «Знакомство с миром насекомых» Цель работы: Расширять и закреплять знания детей о насекомых,.

Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группыОзнакомление с окружающим миром «Знакомство с осенью» для младшей группы Ознакомление с окружающим миром для младшей группы "Знакомство с осенью" Задачи 1. Знакомить детей с понятиями о зимовке животных. 2. Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с волшебным миром театра «Театральный словарь»
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 18:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД