Лучший педагог года

Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Знакомство с шахматами»

Казакова Марина
Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Знакомство с шахматами»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 38 "Лесные голоса"

Конспект

по обучению игре в шахматы

для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе

на тему «Знакомство с шахматами»

Составила:

воспитатель

Казакова М. С.

г. Нефтекамск – 2023 г.

Возрастная группа : подготовительная к школе группа.

Публикация «Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе „Знакомство с шахматами“» размещена в разделах

Ведущая образовательная область: Познавательное развитие».

Цель: знакомство с новыми словами, формирование интереса к шахматной иг-ре.

Программные и образовательные задачи.

- познакомить детей с азами игры в шахматы;

- формировать познавательную активность, умение проявлять находчивость и сообразительность;

- способствовать проявлению интереса к мудрой и полезной для общего раз-вития игре через игровые и сюрпризные моменты.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, мел-кую моторику рук, умение планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ.

Воспитательные задачи:

- воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, уверенности;

- воспитание доброжелательного общения со сверстниками.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

• Демонстрационная доска;

• Наборы шахматных фигур;

• Комплекты учебников И. Г. Сухина «Шахматы» 1 часть 1 год обучения;

• Дидактические игры

Словарь: шахматы, горизонтальная линия, вертикальная линия, диагональная линия, король, ладья, ферзь, слон, конь, пешка.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день ребята. Меня зовут Марина Сергеевна и сегодня мы с вами познакомимся со спортивной игрой, в которую можно играть в вашей группе. Какие виды спорта вы знаете?

Ответы детей…

Восп-ль Молодцы! Хорошо, а вы знаете, что есть еще интеллектуальные виды спорта, это спорт в котором выигрывают самые умные.

Как и в любом спорте сегодня мы с вами тоже сделаем разминку.

Спорт ребятам очень нужен!

Мы со спортом очень дружим!

Спорт-здоровье, спорт –игра!

Скажем мы – физкульт-ура!

Раз - поднялись, потянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Ну, а шесть – на место сесть.

Восп-ль: Шахматы очень древняя игра и в нее люди играют до сих пор.

В каждой игре есть правила и шахматы не исключение. И самое главное это не-сколько правил, о которых мы должны знать и соблюдать их:

• Играть надо молча;

• Игру начинают белые

• Ходы делают поочередно, и только 1 фигурой

• Фигуру ставят точно посередине

• После окончания партии, проигравший, пожимает руку в знак примирения

• В начале партии партнеры тоже пожимают друг другу руки

Главный принцип: тронул - ходи.

• Ход сделал – руку убрал.

Восп-ль: Вам хотелось бы научиться играть?

Ответы детей…

Воспитатель: Тогда начнем. сегодня мы уже познакомимся с вами с шахмат-ной доской и фигурами.

Восп-ль обрашает внимание детей демонстрационный на экран.

Слайд 2. Посмотрите ребята перед вами доска с черно белыми клетками… Она состоит из 23 белых и 23 черных клеток. Квадрат 8на 8 клеток. И первая клетка всегда белая.

А теперь познакомимся с линиями :

Слайд 3 Это линия называется вертикаль. На доске на вертикальной линии расположены цифры.

Проведите пальчиком в воздухе с низу вверх, сверху вниз. Повторим слово вер-тикальная линия. Вертикаль.

Слайд 4…. Это линия называется горизонталь. На доске расположены англий-ские буквы. Проведите пальчиком с лева направо, справа на лево. Скажите гори-зонтальная линия. Горизонталь.

Слайд 5 Это линия называется диагональ. Проведите в воздухе пальчиком снизу левой стороны доски до правого верхнего края доски. На доске она распо-ложена вот так.

А теперь поиграем и закрепим.

Слайд 6 – 7

Молодцы ребята хорошо запомнили. А теперь мы с вами познакомимся с фигу-рами, которые нужны в шахматной игре.

Слайд 8

Слайд 9 Пешка. На шахматном поле их 8. 8 черных и 8 белых фигур.

Слайд 10 Конь. На шахматном поле их 4. 2 черных коня и 2 белых.

Слайд 11…Слон. На шахматном поле их тоже только 4. 2 черных и 2 белых слона.

Слайд 12. Ладья. На шахматном поле их тоже только 4. 2 черных и 2 белых ладьи.

Слайд 13. Ферзь. На шахматном поле их только 2. 1 черный и 1 белый ферзь

Слайд 14. Король. Самая важная фигура. Этих фигур только 2. 1 белый и 1 чер-ный король.

игра «Волшебный мешочек» (дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахмат-ную фигуру и достают её из мешочка).

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

И на стулья посмеши. (садятся на стулья

Игра «Большая и маленькая». (Поставьте перед детьми шесть разных шах-матных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сто-рону. Потом ребята выделят самую высокую из оставшихся фигур и т. д. до са-мой маленькой фигуры)

Слайд 15. У каждой фигуры есть свой домик. Его пишут буквой по горизонта-ли и цифрой по вертикали. А2. Это фигура белая пешка.

Слад 16. Это выглядит вот так.

Слайд 17 А вот так занимают свои домики все фигуры игры.

Слайд 18 Шахматы это игра 2 армий : черная и белая.

По 16 фигур В каждой армии есть свое войско. 8 пешек, 2 ладьи, 2 коня, 2 сло-на, 1 ферзь, 1 король.

Воспитатель: А, чтобы поближе познакомиться с шахматными фигурами, мы с вами поиграем.

Слайд 19 – 20.

Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры в пер-воначальное положение).

Игра «Большая и маленькая». (Поставьте перед детьми шесть разных шах-матных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сто-рону. Потом ребята выделят самую высокую из оставшихся фигур и т. д. до са-мой маленькой фигуры)

Игра «Белые и черные». (Воспитатель в беспорядке ставит на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляет в сторону одну из фигур, называя её название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, про-должая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.

Игра "Что изменилось». (На доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противопо-ложного цвета, либо ничего не меняет. Дети определяют все произошедшие из-менения).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур :

Я буду показывать фигуру а вы хором называйте ее.

Игра «Закреплялка» - в конце

-- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)

- Какая шахматная дорожка тянется сверху вниз? (Вертикаль)

- Покажите руками вертикаль.

- Покажите руками горизонталь.

Покажите руками диагональ

Итог занятия : Мы сегодня с вами познакомились с шахматной доской и фигу-рами. На следующем занятии мы узнаем, как ходят пешки. До новой встречи, ре-бята.

в завершении нашего занятия я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Ёжик-шахматист». (если позволяет время) (5 минут)

Литература

1. И. Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г. ;

2. И. Г. Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн пол-ны» Часть 1, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2017г. ;

Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Су-хин. — Ростов н/ Д: Феникс, 2004;

Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М. : Аст-рель; АСТ, 2000;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Знакомство со скрипкой» для детей старшего дошкольного возраста Конспект музыкального занятия " Знакомство со скрипкой", для детей старшего дошкольного возраста. Цель. Познакомить детей со струнным.

Конспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Знакомство с гжельским узором» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для знакомства с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение. А так же скульптуры.

Конспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группеКонспект занятия «Знакомство детей с необычными видами профессий» в подготовительной группе Наименование дошкольной организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 х. Павловского Конспект.

Конспект занятия по ПДД с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с макетом дороги»Конспект занятия по ПДД с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с макетом дороги» Игры с макетами способствуют развитию инициативы, ребенок, самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует.

Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]»Конспект занятия с детьми младшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой «Д» и закрепление произношения звука [Д]» Цель: познакомить детей с буквой «Г» Задачи: закреплять звукопроизношение, развивать речь детей, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»,.

Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё»Конспект занятия «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с буквой «Ё» Конспект занятия «Знакомство с буквой Ё» Цель:: познакомить детей с буквой Ё. Материал и оборудование: проектор, программа «Буквария»,.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Ц» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ц» Цель: познакомить с буквой Ц, совершенствовать произношение звука [ц]. Материал и оборудование:.

Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Знакомство с буквой Ч» для детей младшего дошкольного возраста Конспект занятия «Знакомство с буквой Ч» (2 занятия)Цель: познакомить детей с буквой Ч, развивать произношение звука [ч]. Материал и оборудование:.

Конспект занятия «Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Знакомство с Борисом Юрьевичем Грачевским Цель: познакомить детей дошкольного возраста с Борисом Грачевским и его творчеством. Задачи:.

Фотоотчет «Знакомство детей подготовительной группы с шахматами»Фотоотчет «Знакомство детей подготовительной группы с шахматами» Дети моей группы уже овладели игрой «Шашки». Теперь пришло время познакомить детей с Шахматами. Для этого я разработала проект. Подобрала.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Знакомство с шахматами» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Казакова Марина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия для детей дошкольного возраста в подготовительной группе «Знакомство с шахматами»
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 08:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД