Папки-передвижки

Знакомство с мордовским фольклором «У нас в гостях кукла Маруня»

Евгения Кланщакова
Знакомство с мордовским фольклором «У нас в гостях кукла Маруня»

МДОУ «Детский сад №42»

Конспект НООД

Знакомство детей с фольклором Мордовии

«У нас в гостях кукла Маруня»

(средняя группа)

Подготовили: воспитатели средней группы

Кланщакова Е. А. ; Глухова С. В.

Программное содержание:

1. Продолжать ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ мордовской НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ.

2. Продолжать РАСШИРЯТЬ И УГЛУБЛЯТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О МОРДОВСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ;

Публикация «Знакомство с мордовским фольклором „У нас в гостях кукла Маруня“» размещена в разделах

3. Формировать У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ВСЕХ ЗВУКОВ КАК В ОТДЕЛЬНОСТИ, ТАК И В СОСТАВЕ СЛОВА.

4. Формировать ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ.

5. Учить ДВИГАТЬСЯ В СООТВЕТСТВИИ С РИТМОМ МУЗЫКИ.

6. ОБОГАЩАТЬ ВНУТРЕННИЙ МИР ДЕТЕЙ ДОБРЫМИ ЧУВСТВАМИ, ПРИБЕГАЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ФОЛЬКЛОРНОГО СЛОВА, НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАТЬ ДОБРОЕ, ВЫСОКОНРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Предварительная работа:

Прослушивание мордовской музыки, чтение мордовских народных сказок, рассматривание альбомов, книг о Мордовии.

Словарная работа:

Панар, пулай, кархть

Оборудование:

Аудиозаписи с мордовской музыкой, кукла в национальном костюме, портрет народной сказительницы Серафимы Люлякиной, натуральные атрибуты мордовского национального костюма «пулай», «панар», «кархть».

Методические приемы:

Сюрпризный момент, чередование хоровых и индивидуальных ответов, физкультурная пауза, обследование куклы и натуральных атрибутов мордовского костюма, вопросы к детям, слушание мордовской песни «Эрьзянь кархть»

Ход НООД

Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

В: Шумбратадо, шабат! (Здравствуйте дети)

Д: Шумбратадо! (Здравствуйте)

В: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей (на мордовском)

В: Правильно ребята, а теперь я хочу поздороваться с каждым из вас (воспитатель проходит в круг и подходит к каждому ребёнку, здоровается, прикасаясь ладонями к ладоням каждого ребёнка). После приветствия воспитатель просит детей присесть на стульчики.

- Ребята как называется город, в котором мы живем?

- Саранск- это главный город нашей Мордовии. Он большой и красивый.

Нам в Саранск

Замечательно

Живется

Наша жизнь

В России

Светлой песней льется

Здесь мокшанки

И нарядны

И красивы

Мой Саранск

Саранск известен

Всей России

А. Мортынов

(Стук в дверь. Появляется кукла мокшанка-эрьзянка)

- Шумбратодоялгат! Здравствуйте ребята!

- Давайте познакомимся. Меня зовут Маруня.

Я живу в Мордовии. По национальности я-мордовочка.

- Маруня, какая ты красивая! Правда ребята?

(Рассматривание куклы)

- На Маруне длинное платье, да не простое, а вышито мордовскими узорами. Мы с вами уже знаем как по-мордовски оно называется. Кто вспомнит и ответит как звучит на мордовском языке платье. «Панар» Белая рубаха по-мордовски «панар». По бокам и внизу она украшена вышивкой. Какие элементы использовала мастерица, вышивая узор (Крестики, квадраты,ромбы)

-А какие цвета использованы в вышивке (Красные, желтые.)

-Очень красиво расшит подол рубахи. На нем бисер, блестки. Мордовские женщины ткали и вышивали эти рубахи по вечерам после работы.

(Индивидуальное и хоровое повторение)

- Молодцы. Правильно.

- Сзади у нее повязана набедренная повязка. Она очень красивая. Посмотрите, какие красивые узоры составлены из бисера. Здесь так же пришивались пуговицы, разная тесьма, нанизывались старинные монеты.

- Маруня, а для чего это делали?

- Это делали для того, чтоб красивую мордовскую девушку можно было не только увидеть, но и услышать из далека. Ребята кто вспомнит как по- мордовски эта повязка называется «пулай».Посмотрим как выглядит настоящая набедренная повязка «пулай» Демонстрация «пулая».

- «Пулай» (индивидуальные и хоровые повторения)

- Ребята! А что у Маруни на ногах? (Сапоги)

- В старину, сапоги стоили очень дорого. Одну пару сапог можно было купить, если продать хорошую лошадь, поэтому не каждый мог их себе позволить. А кто не мог купить сапоги, те надевали лапти. А вы знаете, что такое лапти?

(Демонстрация лаптей)

- Это обувь, которую плели из лыка. На мордовском языке лапти называются «кархть»

(индивидуальные и хоровые повторения)

-Мордва народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивы танцы. Мордва сочиняли песни про зверей, деревья, цветы. Сегодня мы послушаем песню про лапти.

(песня Серафимы Люлякиной «Кархть»)

- Ребята понравилась вам песня про лапти. Какая эта песня веселая или грустная. ответы детей.

- Про что поется в этой песне. ответы детей.

- Эту песню услышала и исполнила мордовская народная сказительницаСерафима Люлякина. Демонстрация портрета С. М. Люлякина родилась 29 июля 1922 года в селе Нижнее Ягодное Бугурусланкого уезда Самарской губернии (ныне Похвистневский район Самарской области) в многодетной крестьянской семье, в которой, наряду с трудолюбием и заботой друг о друге, умели ценить меткое народное слово, сказки, песни. Девочка росла любознательной и озорной. Все знали ее как выдумщицу и затейницу. От сверстниц она отличалась необычайной чуткостью и впечатлительностью, легко перенимала меткое народное слово, острую прибаутку, задушевный напев. Но больше всего Серафима любила песни, благо не было им числа в родном мордовском селе. Песни звучали повсюду – свои деревенские и чужие, прилетевшие. Одна из песен про лапти «Эрьзянькархть»

- Эта песня веселая, задорная,шуточная. Так и хочется пуститься в пляс. Сейчас я вам покажу несколько движений из традиционного мордовского танца. И мы попробуем с вами повторить их под музыку.

Вот какой весёлый пляс

Во дворе идёт у нас!

Не стоит никто на месте,

Все танцуют с нами вместе,

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают!

- Ребята движения очень простые. Попробуем вместе с нашей куклойМаруней потанцевать?

Иммитация движений под музыку

-Молодцы ребята Вам понравился наш мордовский пляс

- Ребята нам пора прощаться с нашей гостьей.

- До свидания Маруня. Мы ждем тебя к нам в гости.

- Ребята давайте повторим что полезного и интересного мы узнали на сегодняшнем занятии. Как называется мордовское платье. Как по мордовски будет набедренная повязка. А теперь мы знаем еще одно слово на мордовском языке «кархть» Что означает это слово?

- Правильно лапти.

- А с кем еще мы познакомились. С народной сказительницей Серафимой Люлякиной. Слушали и танцевали под песню «Эрзянь кархть».

Воспитатель:

- На этом занятие закончено. Сейчас можете поиграть с игрушками в мордовском уголке, рассмотреть их поближе, познакомить их с нашими игрушками, которые живут у нас в группе, нарядить бумажную куклу в мордовский наряд илисобрать мордовский узор из вырезанных элиментов. (Включается спокойная мордовская музыка)

Литература:

1. Мордовия. Народное искусство.

2. Мордовский национальный костюм

Прокина Т. П. ; Сурина М. И.

3. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.

4. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.

5. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.

6. Мордовская народная вышивка / Сост. В. Н. Мартьянов. Саранск, 1991.

7. Мордовский народный костюм : Альбом. Саранск, 1990.

Публикации по теме:

Отчет о проведении мероприятий, посвященных Дню Матери № Наименование мероприятий Возрастная группа, количество участников Ответственный за мероприятие 1. «О мамочке моей с любовью» (сочинение.

Проект по пропаганде здорового питания «Морковь» Беседа: «Морковку я люблю». Рассматривание иллюстраций на тему: «Овощи». НООД: Лепка «Морковка на грядке». НООД: Аппликация «Морковка на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство с мордовским фольклором «У нас в гостях кукла Маруня»
Опубликовано: 30 января 2015 в 18:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство с мордовским фольклором «У нас в гостях кукла Маруня»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Кланщакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД