Папки-передвижки

Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»

Татьяна Кузнецова
Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»

Тема:

Знакомство с качествами и свойствами песка и глины

Возрастная группа: старшая

Направления развития: познавательное, художественно - эстетическое

Приоритетная образовательная область: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: ситуация

Тип ситуации: открытие нового знания

Цель: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной

Задачи:

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с качествами и свойствами песка и глины“» размещена в разделах

Образовательные: 1) познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;

Развивающие: 1) развивать познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой

Раздаточный материал: глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы

1. Введение в ситуацию

Задачи: Мотивировать детей на включение в деятельность

В. : Воспитатель собирает детей около себя.

Ребята, вы были в отпуске? Где вы были? Что вы там делали? Вам понравилось? А что понравилось больше всего?

В: ребята, я тоже была в отпуске, ездила в город НННН. Там я посетила мастерскую, в которой делают посуду и привезла оттуда подарки.

Показываю коробку с песком и сухой глиной

В: фотографии сделали на память? Посмотрим?

В: ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из красивых чашек

Проходят к накрытому столу. На столе нет чашек

В: Из чего же нам чай пить? Чашек нет! Как быть?

Дети: сделать самим!

В: хотите попробовать? Сможете?

2. Актуализация знаний

Задачи: актуализировать знания детей о посуде, о материалах, из которых она изготавливается

В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду?

Дети: из стекла! Из пластика! И т. д.

В: Еще из чего? А почему делают посуду из стекла? А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно)

Выслушиваются все предположения и ответы детей

В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато у нас есть песок и глина. Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду?

Дети: да! Нет!

3. Затруднение в игровой ситуации

Задачи: сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о песке и глине

В: ребята, смогли мы договориться?

Дети: нет!

В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения?

Дети: да!

В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить?

Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины!

В: тогда давайте пройдем в наш экспериментальный центр и попробуем разобраться в этом вопросе

4. Открытие нового знания

Задачи: организация познавательно – исследовательской деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания

Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов

В: ребята, давайте разбираться, какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты

Опыт 1

Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый. Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины.

Опыт 2

В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую?

В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем - то глина похожа на пластилин.

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.

Опыт 3

Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками. Затем наливаем воду в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности).

Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода

Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности.

Опыт 4

Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими).

Вывод: из глины можно лепить разные предметы

В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины?

Дети: отвечают

В: ну что же, ребята, давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся.

Подвижная игра «Песчинки и глина»

5. Включение нового знания в систему знаний

Задачи: закрепить умение определять свойства глины, активизировать словарь детей

В: Так из какого материала мы слепим чашки для нашего чаепития?

Дети: из глины!

В: почему?

Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы

В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много лет.

В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе

Дети лепят из глины чашки для чаепития

В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой?

Д: она не просачивается, остается в чашке

В: все верно, молодцы, ребята!

6. Осмысление

Задачи: Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

В: ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли мы справиться с задачей? Почему вы смогли это сделать? Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка«Знакомство со свойствами снега на прогулке». Методическая разработка Цель: - формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе; - формировать интерес к явлениям природы; - закрепление и.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства песка, почвы, глины» Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства песка, почвы, глины» Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса.

Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка» Исследовательская прогулка «Знакомство со свойствами песка»Младшая группа. Программные задачи: 1. Познакомить детей со свойствами песка,.

Как мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчетКак мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчет Дошкольный возраст самый интересный и насыщенный тем, что дети открывают и познают мир, они его трогают, пробуют на вкус, и пробуют что-то.

Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины»Конспект НОД в старшей группе по экспериментальной деятельности «Сравнение камней, песка и глины» Воспитатель: Ряполова П. С. 2019г. Цель. Расширять и закреплять знания детей о свойствах камней песка и глины. Задачи: Формировать у детей.

Конспект занятия «Опыты с водой. Знакомимся со свойствами воды»Конспект занятия «Опыты с водой. Знакомимся со свойствами воды» Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о воде. Скажите, для чего нам нужна вода? Дети: Умываться, мыть руки. Чистить зубы, купаться.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги»Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Задачи: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов, развивать познавательный интерес к свойствам.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Знакомство со свойствами почвы» Занятие «Знакомство со свойствами почвы» с детьми средней группы. Задачи: Формировать у детей интерес к опытнической работе, продолжать.

Знакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группеЗнакомство со свойствами бумаги. Конспект НОД во второй младшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Возрастная группа: вторая младшая.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с качествами и свойствами песка и глины»
Опубликовано: 12 января 2020 в 15:13
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД