Лучший педагог года

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами

Дементьева Вера
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами.

Подготовила воспитатель МДОУ

Дементьева Вера Анатольевна

Тема:

Знакомство детей с шахматными фигурами

.

Задачи:

1. Познакомить детей с шахматными фигурами, их названиями. Дать понятие об армии белых и черных фигур. Познакомить детей с демонстрационными шахматами.

2. Развивать у дошкольников память, внимание, партнерские отношения между детьми.

Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами» размещена в разделах

3. Прививать детям интерес к шахматам, ненавязчиво содействовать формированию универсальных учебных действий.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором для показа презентации «Волшебные фигуры», комплект шахмат на каждого ребенка, разрезные картинки «шахматные фигуры», цветные карандаши и листы с изображением шахматных фигур для раскрашивания, посылка, волшебная книга.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какую посылку принес нам почтальон Печкин. Давайте откроем и посмотрим, что там внутри.

Воспитатель достает по очереди предметы, дети угадывают их названия:

- шахматная доска;

- квадраты белого и черного цветов (белое поле, черное поле)

- горизонтальная и вертикальная полоски (горизонталь, вертикаль)

- диагональная полоска (диагональ)

Молодцы, ребята, правильно угадали все предметы.

А как вы думаете, зачем нужна шахматная доска? Кому она принадлежит?

- Может быть, в посылке еще что-то есть? (воспитатель достает из посылки волшебную книгу.)

- Посмотрите, это же волшебная книга, в которой есть ответы на все наши вопросы.

- «Книга - книга, дай ответ!» (воспитатель открывает книгу и начинает читать) На кране слайды презентации «Волшебные фигуры».

Основная часть

…В одном королевстве жили – были, когда-то давным – давно, Король и Королева. Король был светлый, а Королева - смуглая с черными волосами. Жили они дружно и счастливо. Каждое утро Король с Королевой объезжали свое королевство верхом на конях по белым и черным полям.

Доезжали они до самых границ своих владений. Жители королевства их приветствовали и кланялись. Везде царили мир и покой. Но вот беда, не было у Короля и Королевы детей. Кому оставлять королевство? Что делать?

Решила Королева обратиться за помощью к старой колдунье. – «Знаю, знаю о вашей беде», - сказала колдунья. «Так и быть помогу вам. Вот возьми фигурки двух мальчиков, слепленные из теста. Один из белой муки, а другой - из черной. Вдохну в них жизнь и наделю человеческими качествами: умом, добротой и щедростью. Если дети растеряют в течение жизни их, тогда они снова превратятся в фигурки, и останутся игрушками навечно».

Шло время. Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева баловали своих детей: им было все дозволено, и все разрешено. Выросли мальчики: один темненький, другой светленький, но были они очень капризные и завистливые. То и дело они ругались и дрались друг с другом.

Не стало покоя в королевстве. Тогда родители решили поделить королевство поровну между светлым и темным братьями, а сами ушли куда глаза глядят. Братья создали каждый свою армию солдат. И стали нападать друг на друга: черный на белого, а белый на черного.

Предсказание колдуньи сбылось. Вскоре братья вместе со своими солдатами превратились обратно в фигурки белого и черного цвета. А люди с удовольствием стали играть ими на шахматной доске. (воспитатель закрывает волшебную книгу)

В шахматы играют особыми шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это БЕЛЫЕ. Другой шахматист командует армией темных фигур. Это ЧЁРНЫЕ. Воспитатель показывает первые шахматные фигуры: белая и черная пешка!

- Найдите и поставьте на стол белую пешку, черную пешку. (дети выполняют задание)

Физминутка:

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Дети хором повторяют: "Пешка!" Так же происходит знакомство с белой и черной ладьей, белым и черным конем, белым и черным слоном, белым и черным ферзем, белым и черным королем.

Игра «Поставь шахматные фигуры по росту»:

- Найдите самую маленькую фигуру. (Пешка)

- Найдите самую высокую фигуру. (Король)

Игра «Какой фигуры не стало»

Воспитатель прячет фигуру в ладошку, а дети пробуют угадать пропавшую фигуру. Затем прячет ребенок, остальные угадывают.

Игра «Разрезные картинки» (дети работают в парах)

Воспитатель предлагает детям составить картинки с изображением шахматных фигур. (по одной фигуре каждой паре). Дети собрали и назвали ее.

Воспитатель знакомит детей с диаграммой. На шахматных диаграммах фигуры рисуются несколько иначе, чем они выглядят на самом деле. Воспитатель показывает детям шахматные фигуры демонстрационных шахмат (они такие же, как на диаграммах). Вместе с детьми воспитатель находит отличия в фигурах.

Работа с раскрасками.

Дети закрашивают фигуру, которая им понравилась и запомнилась, говорят ее название.

Итог занятия:

Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? (названия шахматных фигур)

- Не люди, не звери, не часы, а ходят? (шахматные фигуры)

- Какой король не умеет говорить? (шахматный)

- На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)

Молодцы! Вы старались! Не ленились! Поэтому со всеми заданиями справились!

Публикации по теме:

«Волшебное путешествие». Знакомство детей старшего дошкольного возраста с методикой синквейн«Волшебное путешествие». Знакомство детей старшего дошкольного возраста с методикой синквейн Цель: Познакомить детей с технологией методики синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения;.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами интегрирования «Знакомство детей с Великой Отечественной войной» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка».

«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия. Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи". Программное содержание: 1)Расширять знание детей о художественных.

Презентация к НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой У и звуком [У]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Знакомство с буквой У и звуком [У]». С презентацией. Цель: развитие фонематического.

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Самуила Яковлевича Маршака» Тема проекта: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством Самуила Яковлевича Маршака» Актуальность: Современные родители.

Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный.

Конспект занятия «Знакомство с геометрическими фигурами» Тема:» Знакомство с геометрическими фигурами»[/b] Цель: Формировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры. Учебные.

Тренинговое занятие, направленное на знакомство взаимодействия сплочения детей старшего дошкольного возраста Тренинговое занятие, направленное на знакомство взаимодействия сплочения детей старшего дошкольного возраста «Приятно познакомиться» Цель:.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом в проектной деятельностиЗнакомство детей старшего дошкольного возраста с космосом в проектной деятельности Одна из таких тем, которая очень интересна детям, это - космос. Космос – это загадочный мир звезд, планет и других объектов! Малыши с детства.

Фотоотчет «Знакомство с символами олимпиады и зимними видами спорта детей старшего дошкольного возраста» Знакомство «Символы олимпиады», «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста Интересное познавательное занятие с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с шахматными фигурами
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 23:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД